, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматриваются вопросы о формах проявления агрессивных и конфликтных поведений у иностранных слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России, в условиях их социально-психологической и кросс-культурной адаптации в процессе обучения в составе интернациональных учебных групп, поскольку взаимодействие представителей различных культур, особенно на первоначальном этапе, часто носит конфликтный характер. Представлены результаты исследования о формах проявления агрессивного поведения в среде иностранных слушателей ведомственного вуза. В исследовании приняли участие 60 иностранных слушателей, 30 слушателей - представители Таджикской Республики, 30 слушателей - представители Кыргызской Республики, а также курсанты Академии МВД Кыргызской Республики им. Э.А. Алиева в количестве 26 человек. Слушатели, которые приняли участие в исследовании обучаются на разных курсах. У респондентов изучался уровень агрессивности и агрессивного состояния с помощью опросника Баса – Дарки. В целях возможности валидного прогнозирования склонности к «открытому агрессивному поведению» и глубинного исследования личности использовалась проективная методика «Hand-тест», которая выгодно отличается относительной простотой. Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования, были подвергнуты математическому анализу. Обработка данных проводилась при помощи прикладных компьютерных программ «Excel 2010» и «SPSS 21.0». Были вычислены средние показатели всех показателей и дисперсии. Достоверность различий определялась с помощью параметрического критерия t-Стъюдента. Применение параметрического t-критерия Стъюдента не выявило достоверных различий показателей по методикам «опросник Басса-Дарки» и «Hand-тест» между «слушателями-кыргызами» и «слушателями-таджиками». Исходя из этого, мы решили использовать частотный анализ для более подробной детализации результатов исследования.
кросс-культурная адаптация, защитные механизмы, межнациональные отношения, агрессивные и конфликтные проявления социальная среда, этнические особенности, физическая агрессия, аутоагрессия
Актуальность
Возрастающие масштабы интернационализации многих сфер общественной жизни в современном мире создают благоприятные условия для плодотворного сотрудничества, в том числе в сфере экспорта образовательных услуг Российской Федерации. Неотъемлемой частью национальной системы образования являются образовательные организации МВД России, важным показателем эффективности деятельности которых принято считать уровень развития и укрепления партнерских связей с образовательными учреждениями, ведомствами и организациями зарубежных стран. Так, во многих образовательных организациях МВД России осуществление международных контактов является чрезвычайно важным и актуальным составным элементом учебной, учебно-методической и научной деятельности образовательной организации.
Широкое представительство иностранных слушателей в образовательных организациях МВД России актуализирует проблему их социально-психологической и кросс-культурной адаптации в процессе обучения в составе интернациональных учебных групп, поскольку взаимодействие представителей различных культур, особенно на первоначальном этапе, часто носит конфликтный характер.
В межнациональных отношениях считается классической ситуация, когда при общении представителей различных культур происходит столкновение культурно-специфических взглядов на мир, в котором каждый из партнеров первоначально не осознает никакого значения различий, поскольку считает свои представления нормальными, а представления своего собеседника – нет [9]. Необходимо отметить, что при взаимодействии с представителем другой культуры человек выходит за границы привычной обстановки, из круга привычных понятий и отправляется в незнакомый, но привлекающий своей неизвестностью другой мир. «Чужая страна», с одной стороны, незнакома и кажется опасной, а с другой – все новое привлекает, обещает новые знания и ощущения, расширяет кругозор и жизненный опыт. Оказавшись в непривычных условиях новой социокультурной среде образовательной организации, многие иностранные слушатели проявляют повышенную агрессивность и конфликтность в межличностных отношениях, что самым негативным образом влияет на состояние социально-психологического климата в учебных группах.
Проблема
Сложность адаптации иностранных слушателей к обучению в вузе состоит в том, что необходимо отказаться от привычного, преодолевать разнообразные проблемы и профессиональные затруднения. Привыкать к режиму и условиям в системе органов внутренних дел, достижение определенного уровня профессиональных знаний, умений и навыков, важных качеств личности, которые влияют на успешное овладение профессией.
Адаптация будущих специалистов органов внутренних дел является достаточно актуальной темой в настоящее время. Именно от успешной адаптации человека зависит уровень качественной трудовой деятельности. Плохой уровень адаптации слушателей приводит к появлению негативных явлений, а именно развитие эмоциональной неустойчивости, повышенной агрессивности, возникновению напряженности, внутриличностной конфликтности, а также плохого уровня взаимодействии личности с окружающей средой. Успешная адаптация слушателей – это залог хорошей учебы и службы в органах внутренних дел [1, с.3-17.].
Для иностранных слушателей первый год нахождения в чужой социальной среде это всегда сложно, ведь происходит внедрение в новую социальную среду, что подразумевает другую культуру, менталитет, ценности. Формируется профессиональное отношение, появляются определенные ценности. Сформировавшиеся ценности в период адаптации слушателей, остаются постоянными на протяжении всей будущей деятельности. У некоторых слушателей происходит непринятие чужой культуры, более спокойные замыкаются в себе, у других проявляется в виде агрессии, нервной напряженности, все это можно определить как защитный механизм. А остальная часть адаптируется более успешно и менее испытывают такие психологические напряжения. Так как наша профессия относится к числу «наиболее опасных», «повышенного риска» она, конечно же, отличается высокой степенью стресса, агрессивности. Агрессия в свою очередь проявляется как защитный механизм на чужую социальную среду как способ самозащиты. Но все это требует научного, исследовательского доказательства. Конфликтность у иностранных слушателей замечается очень часто по отношению друг-другу. Ведь каждой национальности требуется свой подход, учитывая особенности культуры. Возможно высокая нормативность, строгая дисциплина и осознание того, что за проявление физической агрессии последуют меры дисциплинарного наказания (санкции) являются причиной агрессии и аутоагрессии [6].
Агрессия как объект изучения в психологической науке.
Термин «агрессия» подразумевает множество разнообразных действий и проявлений, поэтому дать однозначную характеристику этому понятию невозможно, ведь каждый учёный трактует его по-своему [8].
Одним из первых теоретические положения, имеющие отношение к проблеме агрессивности и агрессии, разрабатывал известный криминолог Ч. Ломброзо. По мнению автора, агрессивность изначально (врожденно, генетически) присуща отдельным категориям людей и проявляется в их поведении с большей степенью вероятностью. Согласно данной теории, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия [7].
З. Фрейд в своих ранних работах утверждал, что всё человеческое поведение (прямо или косвенно) проистекает из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Но, пережив опыт насилия первой мировой войны, З. Фрейд постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источнику агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса - влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни [11].
К. Лоренц придерживался эволюционного подхода к агрессии, при этом демонстрируя неожиданное сходство с позицией З. Фрейда. По мнению К. Лоренца, агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который есть у людей так же, как и у других живых существ. Автор предполагает, что этот инстинкт образовался в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции.
Авторами теории фрустрационной агрессии являются: Доллард и Миллер, они считали, что агрессия возникает в момент фрустрации, и наоборот фрустрация влечёт за собой появление агрессии. При этом авторы отмечают, что реакция на фрустрацию у каждого человека индивидуальна, а агрессия является лишь одним из типов данных реакций.
Л. Берковиц в свою очередь внес наиболее значительные изменения и уточнения в теорию фрустрации – агрессии. Он полагал, что фрустрация является одним из множества различных аверсивных стимулов, которые могут спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивным действиям [3].
А. Бандура в своей теории социального обучения рассматривал агрессию и агрессивность как некое специфическое социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения.
Некоторые исследователи представляют агрессию как проявление защитного механизма личности человека. Несмотря на большую часть отрицательных сторон агрессии, это явление имеет и положительный характер. В ряде случаев проявление агрессии выступает как защитный механизм.
Впервые о защитных механизмах личности писал З. Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» 1894 года. Позднее термины «защитные механизмы» и «психологическая защита» были развиты, преобразованы многими другими учёными, в их числе Анна Фрейд, Кэлвин Холл, Гарднер Линдсей, Нэнси Мак-Вильямс и др. [4]
Одним из современных исследователей, определивших термины «агрессия» и «психологическая защита», является С.Ю. Головин – составитель словаря практического психолога. Автор пишет, что психологическая защита – это «специальная регулятивная система стабилизации человека, система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги».
Агрессия, по мнению С.Ю. Головина «индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, форма реагирования организма на физический и психический дискомфорт, стресс, фрустрацию, а также может выступать как средство достижения значимой цели». Начиная с самого детства, в психике каждого человека формируются «механизмы психологической защиты». Они оберегают психику от ненужных эмоциональных переживаний, поддерживают стабильность, сохраняют психологический гомеостаз, а также непосредственно участвуют в разрешении внутриличностных конфликтов, действуя как на бессознательном, так и на сознательном уровне.
С.А. Будасси пишет о том, что агрессия как защитный механизм проявляется в момент фрустрации и направлена лишь на источник этой фрустрации. При этом С.А. Будасси отмечает, что не каждый человек реагирует агрессивно на свои «неудачи, разочарования», по мнению автора, человек должен быть предрасположенным, склонным к данной реакции. С.А. Будасси выделяет три разновидности агрессии: прямая агрессия, косвенная агрессия, вымещение [5].
Методика исследования.
В своем исследовании мы пытались ответить на вопросы о формах проявления агрессивного поведения в среде иностранных слушателей ведомственного вуза, сравнить показатели агрессивных тенденций у кыргызких и таджикских слушателей образовательной организации МВД России, а также попытаться выявить взаимосвязи показателей агрессивности с различными характеристиками личности.
В исследовании приняли участие 60 иностранных слушателей Сантк-Петербургского университета МВД России, 30 слушателей – представители Таджикской Республики, 30 слушателей – представители Кыргызской Республики, а также курсанты Академии МВД Кыргызской Республики им. Э.А. Алиева в количестве 26 человек.
Слушатели, которые приняли участие в исследовании обучаются на разных курсах. Также мы провели анализ успеваемости и служебной дисциплины слушателей. Анализ показал, что средний балл успеваемости у кыргызов выше, чем у таджиков, а служебная дисциплина находится на одном уровне.
В целях эмпирического исследования проблемы, нами было отобрано две выборки испытуемых. Первую выборку – составили слушатели из Кыргызстана факультета подготовки иностранных специалистов. Вторую группу испытуемых составили слушатели из Таджикистана факультета подготовки иностранных специалистов.
Эмпирическая часть работы была спланирована и проведена по следующим этапам:
- Формирование выборки испытуемых.
- Определение методик для диагностики агрессивности и конфликтности слушателей
- Сравнительный анализ полученных результатов
Мониторинг качества уровня агрессивности и кросс-культурной адаптации иностранных слушателей образовательных организаций МВД России можно осуществлять с применением проективной методики исследования личности Hand-test в адаптации Т.Н. Курбатовой [10] и опросника уровня агрессивности Басса-Дарки [2].
Результаты эксперимента.
1. Результаты исследования по проективной методике «Hand-тест».
Первый оцениваемый показатель – это общее количество ответов. Общее количество ответов свидетельствует о существующем запасе тенденции к действию, отражает энергетический потенциал и степень психологической активности личности. Среднее количество ответов для выборки «слушатели-кыргызы» составило 20, для выборки «слушатели-таджики» – 24. Эти результаты свидетельствует о средней психологической активности тестируемых иностранных слушателей. Средние значения оценочных категорий для исследуемых выборок представлены в таблице 1.
В среднем по двум исследуемым выборкам наибольшее количество ответов относится к категории «Агрессия» - 11,55 % от общего числа ответов у «слушателей–кыргызов» и 15,74 % – у «слушателей-таджиков».
Таблица 1
Средние значения оценочных категории «Hand-тест»
Шкалы |
слушатели-кыргызы |
слушатели-таджики |
||
баллы |
% |
баллы |
% |
|
Agg |
2,88 |
12 |
3,95 |
16 |
Dir |
2,12 |
9 |
2,25 |
9 |
Aff |
2,14 |
7 |
1,88 |
8 |
Com |
2,23 |
7 |
2,53 |
11 |
Dep |
2,64 |
8 |
2,50 |
11 |
F |
2,46 |
8 |
2,50 |
10 |
Ex |
2,50 |
8 |
3,06 |
14 |
Crip |
2,29 |
7 |
2,69 |
11 |
Des |
3,15 |
10 |
3,33 |
14 |
Ten |
2,67 |
10 |
3,29 |
14 |
Act |
2,27 |
6 |
2,53 |
11 |
Pas |
2,18 |
7 |
1,67 |
7 |
I |
-1,9 |
|
-1,35 |
|
Σотв. |
20 |
100 |
24 |
100 |
Совокупность ответов первых двух категории «Agg» и «Dir» позволяет оценить степень развития агрессивных тенденций у испытуемых. Для выборки «слушатели-кыргызы» ответы категории «Агрессия» и «Директивность» составили в среднем 20,9 % общего числа ответов, для выборки «слушатели-таджики» – 25,12%. Полученные данные свидетельствует о невысокой вероятности открытого проявления ими агрессии в поведении.
Однако главной детерминантой открытого агрессивного поведения является недоразвитие установок социального сотрудничества, а не наличие развитых агрессивных тенденций. Поэтому важно не просто оценить, сколько у человека ответов «Agg»+ «Dir», а что этому противостоит – тенденцию к социальной кооперации [10, С. 18-19.]. Выраженность установки на социальное сотрудничество оценивается по совокупности ответов категорий «Аффектация», «Коммуникация» и «Зависимость».
Ответы, относящиеся к категории «Aff», составили по выборке «слушатели-кыргызы» 7,25 %, а по выборке «слушатели-таджики» - 8,06%, что считается показателем ниже среднего. Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует о дефиците искренних эмоциональных отношений с другими и отсутствии желания поддерживать эмоциональный контакт. Полученные результаты также могут указывать на отсутствие потребности устанавливать близкие, дружеские отношений в новой социальной среде.
Ответы категории «Соm» отражают уровень коммуникативной компетентности, которая является для сотрудников полиции профессионально-важным качеством. При этом обследованные «слушатели-кыргызы» испытывают дефицит искренних эмоциональных отношений в большей степени, чем «слушатели-таджики». Отсутствие мотивации на социальную кооперацию в новой социальной среде влечет за собой изоляцию иностранных слушателей в учебных коллективах и, в конечном итоге, затрудняют их кросс-культурную адаптацию.
Ответы категории «Dep» составили 7,8 % общего числа ответов по выборке «слушатели-кыргызы», 10,64 % – у «слушателей-таджиков». Такой высокий показатель по шкале «Зависимость», являясь индикатором социально-психологической адаптации, указывает на выраженную у иностранных слушателей потребность в поддержке и помощи со стороны. Результаты испытуемых обеих выборок существенно превышают нормативные показатели по шкале «Зависимость», что ещё раз подтверждает наличие определенных трудностей в процессе адаптации к новому социальному окружению.
Ответы по двум следующим категориям «Ex» и «Crip» составили в общем 15 % у «слушателей-кыргызов» и 25 % – у «слушателей-таджиков». Относительно высокие показатели категории «Ex» отражают потребность иностранных слушателей в самовыражении. В новой социальной среде многие из иностранных слушателей, особенно «слушатели-таджики», испытывают затруднения в завоевании уважения и авторитета в кругу однокурсников.
Повышенные, относительно нормативных, показатели категории «Crip» свидетельствует о том, что значительная часть иностранных слушателей испытывает проблемы даже с удовлетворением своих витальных потребностей.
Высокий процент ответов категории «Des» (10 % у «слушателей-кыргызов» и 14 % у «слушателей-таджиков») свидетельствует о пассивности, склонности к созерцательности, о превалировании мотивации избегания неудач у данной категории испытуемых.
Ответы категории «Ten» составили для выборки «слушатели-кыргызы» 10 % общего числа ответов, и 14 % – у «слушателей-таджиков».
Содержание ответов категорий «Act» и «Pas» отражает одинаковый характер безличной окружающей среды. Среднее эмпирическое значение ответов данной категории обычно составляет 35 %. Незначительный процент (13 %) ответов безличной категории по выборке «слушатели-кыргызы» и 17 % по выборке «слушатели-таджики» свидетельствует об их повышенной социальной восприимчивости, чувствительности в межличностных отношениях.
В целом, вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД России, оценивается ниже среднего (I = -1,9 балла у «слушателей-кыргызов» и -1,35 балла – у «слушателей-таджиков»).
На следующем этапе исследования мы сравнили результаты обследования иностранных слушателей по методике «Hand-тест» с результатами обследования, полученными на выборке «курсанты Академии МВД Кыргызской Республики им. Э.А. Алиева» [10, С. 50-51.] (таблица 2).
Таблица 2.
Средние значения оценочных категорий «Hand-теста»
|
Agg |
Dir |
Aff |
Com |
Dep |
F |
Ex |
Crip |
Des |
Ten |
Act |
Pas |
Баллы |
курсанты Академии МВД КР % |
9 |
8 |
5 |
21 |
3 |
2 |
4 |
0 |
2 |
2 |
17 |
0,3 |
-3,23 |
«слушатели-кыргызы» % |
12 |
9 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
7 |
10 |
10 |
6 |
7 |
-1,9 |
«слушатели-таджики» % |
16 |
9 |
8 |
11 |
11 |
10 |
14 |
11 |
14 |
14 |
11 |
7 |
-1,35 |
Применение t-критерия Стъюдента не выявило достоверных различий показателей по методике «Hand-тест» между «слушателями-кыргызами» и «слушателями-таджиками». Существенные различия показателей шкал выявлены при сравнении выборок «иностранные слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России» и «курсанты Академии МВД Кыргызской Республики» (таблица 3).
Показатели выборки «иностранные слушатели» достоверно выше по шкалам: «Агрессия», «Демонстративность», «Калечность», «Описание», «Напряженность», «Зависимость», «Пассивные безличные ответы».
В целом, установки на социальное сотрудничество у курсантов Академии МВД КР и у иностранных слушателей СПб университета МВД России развиты в равной степени (29 и 25 соответственно). При этом показатель уровня развития агрессивных тенденций у иностранных слушателей СПб университета МВД России оказался выше, чем у курсантов Академии МВД КР. Таким образом, вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, испытывающих трудности кросс-культурной адаптации, оценивается выше, чем обучающихся в привычной социальной среде.
Курсанты Академии МВД КР отличаются от иностранных слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России более высоким уровнем развития коммуникативных навыков, выраженной ориентацией на социальную кооперацию.
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей по методике «Hand-тест»
Шкалы |
Иностранные слушатели СПбУ МВД РФ / курсанты Академии МВД КР |
Agg |
2,24* |
Dir |
1,74 |
Aff |
1,25 |
Com |
-7, 24*** |
Dep |
2,79** |
Ex |
3,121** |
Crip |
5,96*** |
Des |
3,00** |
Ten |
4,92*** |
Act |
-3,75*** |
Pas |
3,07** |
* - уровень значимости различий 0,05 (двусторонний критерий)
** - уровень значимости различий 0.01(двусторонний критерий)
*** - уровень значимости различий 0.001 (двусторонний критерий
Обучающиеся в привычной социальной среде, не покидавшие пределов региона постоянного проживания, не проявляют склонности к ипохондрии; меньше, по сравнению с обучающимися в чужой стране, беспокоятся о состоянии своего здоровья и удовлетворении витальных потребностей; не испытывают страха и меньше тревожатся.
2. Результаты исследования по методике Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»
Таблица 4
Средние значения оценочных категорий «методика Басса и Дарки»
Шкалы |
слушатели-кыргызы |
слушатели-таджики |
||
аллы |
% |
баллы |
% |
|
ВА |
5,43 |
13,55 |
5,71 |
14,51 |
ФА |
5,25 |
13,45 |
5,55 |
13,83 |
ПА |
6,82 |
17,32 |
7,12 |
17,65 |
ЭА |
6,55 |
16,85 |
6,45 |
18,15 |
АА |
7,52 |
19,4 |
7,67 |
19,45 |
Наиболее частыми формами проявления агрессии в обеих выборках оказались предметная агрессия и аутоагрессия.
В выборке слушателей из Кыргызстана превалируют предметная агрессия, аутоагрессия и эмоциональная агрессия.
В выборке слушателей из Таджикистана превалируют предметная агрессия, аутоагрессия, эмоциональная агрессия и вербальная агрессия.
Высокие показатели эмоциональной агрессии означает, что у человека при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательства по отношению к нему.
Показатели вербальной и физической агрессии почти одинаковы в обеих выборках и соответствуют средним значениям.
3. Результаты частотного анализа эмпирических данных
Статистически достоверных различий показателей по методикам «опросник Басса-Дарки» и «Hand-тест» на выборках выявлено не было. Исходя из этого, мы решили использовать частотный анализ для более подробной детализации результатов исследования. В анализе мы выделили три частоты встречаемости: высокие результаты, средние результаты, низкие результаты. Далее сравнивали две выборки «слушатели-таджики» и «слушатели-кыргызы». Данный вид анализа мы проводили по наиболее показательным шкалам двух методик. «Hand-тест»: Agg-агрессия, Com-коммуникация, Des-описание, Ex-эксгибиционизм, Ten-напряжение. Опросник «Басса-Дарки»: вербальная агрессия, физическая агрессия.
Рис.1. Показатели шкалы агрессии (Agg)
По данной шкале у «слушателей-таджиков» отмечаются более высокие показатели агрессии, чем у «слушателей-кыргызов».
Рис.2. Показатели шкалы коммуникации «Com»
В целом, показатели шкалы «Com» и выборки «слушатели-кыргызы», и выборки «слушатели-таджики» оказались ниже среднего
Рис.3. Показатели шкалы эксгибиционизма «Ex»
Представленные в сравнении средние показатели исследуемых выборок по шкале «демонстративность» указывают на то, что «слушатели-таджики» проявляют большую склонность к самодемонстрации и агрессивному самоутверждению в новой социокультурной среде.
Рис.4. Показатели шкалы напряжения «Ten»
Представленные на рисунке 4 данные сравнения показателей по шкале «напряжение» свидетельствуют, что активно осваивающие новое социокультурное пространство «слушатели-таджики» испытывают большие трудности социально-психологической адаптации нежели «слушатели-кыргызы».
Рис.5. Показатели шкалы описание «Des»
Данные, представленные на рисунке 5, подтверждают, что «слушатели-таджики» для адаптации в новой социокультурной среде занимают болееактивную и одновременно более агрессивную позицию
Рис.6. Показатели шкалы вербальной агрессии
По шкале «вербальной агрессии» у «слушателей-таджиков» отмечаются более высокие показатели, чем у «слушателей-кыргызов».
Рис.7. Показатели шкалы физической агрессии
По данной шкале опросника Басса-Дарки у «слушателей-таджиков» отмечаются более высокие показатели агрессии, чем у «слушателей-кыргызов». Это свидетельствует о том, что у «слушатели-таджики» характеризуются высокой готовностью к проявлению открытой физической агрессии в процессе межличностной коммуникации.
Таким образом, частотный анализ эмпирических данных позволил выявить отдельные этнические особенности кросс-культурной адаптации иностранных слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России.
В частности, для освоения новой социокультурной среды «слушатели-таджики» выбирают агрессивную, но и более активную стратегию. Испытывая повышенную тревожность в условиях вынужденной кросс-культурной адаптации, «слушатели-таджики» в ситуации межличностного взаимодействия чаще и более открыто проявляют свою враждебность, раздражительность, охотнее демонстрируют агрессивные формы поведения.
Выводы.
В целом, вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД России, оценивается ниже среднего (I = -1,9 балла у «слушателей-кыргызов» и -1,35 балла - у «слушателей-таджиков»).
Выявлены следующие трудности кросс-культурной адаптации иностранных слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России:
- дефицит искренних эмоциональных отношений и отсутствие мотивации установления близких, дружеских отношений в новой социальной среде;
- межличностное взаимодействие в новой социальной среде носит формальный характер;
- отсутствие мотивации на социальную кооперацию в новой социальной среде влечет за собой изоляцию иностранных слушателей в учебных коллективах и, в конечном итоге, затрудняют их кросс-культурную адаптацию;
- иностранные слушатели испытывают волнение, тревогу и неуверенность в себе в большинстве ситуаций повседневной жизни.
Применение параметрического t-критерия Стъюдента не выявило достоверных различий показателей по методике «Hand-тест» между «слушателями-кыргызами» и «слушателями-таджиками». Отдельные этнические особенности кросс-культурной адаптации выявлены на уровне тенденции с помощью частотного анализа. Установлено, что для освоения новой социокультурной среды «слушатели-таджики» выбирают агрессивную, но и более активную стратегию. Испытывая повышенную тревожность в условиях вынужденной кросс-культурной адаптации, «слушатели-таджики» в ситуации межличностного взаимодействия чаще и более открыто проявляют свою враждебность, раздражительность, охотнее демонстрируют агрессивные формы поведения.
Статистически достоверные различия показателей шкал обнаружены при сравнении выборок «иностранные слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России» и «курсанты Академии МВД Кыргызской Республики». В целом, установки на социальное сотрудничество у курсантов Академии МВД КР и у иностранных слушателей СПб университета МВД России развиты в равной степени. При этом показатель уровня развития агрессивных тенденций у иностранных слушателей СПб университета МВД России оказался выше, чем у курсантов Академии МВД КР. Таким образом, вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, испытывающих трудности кросс-культурной адаптации, оценивается выше, чем обучающихся в привычной социальной среде.
Обучающиеся в привычной социальной среде, не покидавшие пределов региона постоянного проживания, не проявляют склонности к ипохондрии; меньше, по сравнению с обучающимися в чужой стране, беспокоятся о состоянии своего здоровья и удовлетворении витальных потребностей; не испытывают страха и меньше тревожатся.
Отдельные этнические особенности кросс-культурной адаптации выявлены на уровне тенденции: для освоения новой социокультурной среды «слушатели-таджики» по сравнению со «слушателями-кыргызами» выбирают более агрессивную, но и более активную стратегию. Испытывая повышенную тревожность в условиях вынужденной кросс-культурной адаптации, «слушатели-таджики» в ситуации межличностного взаимодействия чаще и более открыто проявляют свою враждебность, раздражительность, охотнее демонстрируют агрессивные формы поведения.
Сравнительный анализ подтверждает, что статистическая вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, испытывающих трудности кросс-культурной адаптации, оценивается достоверно выше, чем у обучающихся в привычной социальной среде.
1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. – Иркутск, 2009. с. 3-17.
2. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии / враждебности Екатеринбург 2010. – 180с.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2006. – 512 с.
4. Большой психологический словарь. /Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. – Новосибирск, 2010. – 232с.
5. Будасси С. А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса. М., 1998. – 39 с.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта, - СПб., 2016. – 128с.
7. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. – СПб., 2014. – 127с.
8. Мальцева Т.В. Психология: учебное пособие – М., 2020. – 275 с.
9. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Этносы России: Антропологический, психологический и педагогический подходы. Учебно-практическое пособие / Руза, 2015.
10. Проективная методика исследования личности «Hand-тест»: Методическое руководство / Т.Н. Курбатова, О.И. Муляр. Спб: Иматон, 2007.
11. Фрейд З. Основные принципы психоанализа – М.,2015. – 480с.