Введение В современном мире деятельность любого экономического объекта, к которым, безусловно, можно отнести и грузовые порты, находится под влиянием большого количества факторов. Наряду с внешними факторами, отражающими изменение и воздействие среды, окружающей предприятие, имеют место также и внутренние, определяемые особенностями организации предприятия и управления им, спецификой его деятельности, а также различного рода иными параметрами. В ряде случаев большинство из этих факторов довольно сложно прогнозировать. И сложность эта, наряду с оценкой степени их влияния на результаты функционирования предприятия, часто связана ещё и с оценкой возможности их наступления. Такого рода неопределенность впоследствии приводит к неполучению прибыли в полном объеме, а также к недостижению поставленных целей. Объясняется данная неопределенность необходимостью осуществления выбора из некоторого числа альтернативных вариантов, причем выработка оптимального решения усложняется полным отсутствием знаний о той или иной конкретной ситуации, а также возможностей для обработки всей имеющейся информации. В количественном выражении неопределенность представляет собой отклонение от нормативного или ожидаемого результата в ту или иную сторону. Именно управление возможными рисками, а также их оценка становятся ключевыми задачами, от которых зависит будущее фирмы. Описание метода Для осуществления комплексной оценки рисков грузового порта предлагается последовательность выполнения следующих этапов. Этап 1. Определить цели грузового порта. Построить их иерархию в виде дерева целей (рис. 1). Рис. 1. Дерево целей грузового порта Этап 2. Выбрать набор индикаторов, с точки зрения которых предполагается осуществлять оценку деятельности порта [1]. Стратегические цели деятельность компании предлагается рассматривать в рамках пяти выбранных перспектив: финансы, клиенты, логистические процессы, социальная ответственность внешняя и социальная ответственность внутренняя. Этап 3. Распределить цели деятельности порта, определенные на первом этапе, согласно индикаторам, выбранным на втором этапе, т. е. тем самым построить стратегическую карту целей порта (рис. 2) [2]. Рис. 2. Стратегическая карта целей грузового порта Этап 4. Для каждой цели осуществить подбор оценочных факторов (табл. и рис. 3) [3, 4]. Оценочные факторы деятельности грузового порта Перспектива, к которой относится фактор Цель (перспектива, к которой относится цель)* Фактор, единица измерения Формула/Способ расчета Финансы Сократить зависимость от внешних займов Коэффициент автономии (финансовой независимости) , где Сс - средства собственные; - активы совокупные Повысить эффективность использования ресурсов (логистические процессы) Коэффициент оборачиваемости активов , где В- выручка от продаж, осуществленных за период Т; - средняя стоимость активов за период Т Повысить платежеспособность компании Коэффициент абсолютной ликвидности , где ДС - денежные средства; - финансовые вложения краткосрочные; - текущие обязательства Повысить доходность компании Коэффициент рентабельности собственного капитала , где Пч- прибыль чистая за период Т Клиенты Сохранить клиентскую базу Количество постоянных клиентов, ед. Количество клиентов, обратившихся более двух раз Привлечь новых клиентов Количество новых клиентов, ед. Количество клиентов, вновь обратившихся за период Т Повысить качество погрузочно-разгрузочных работ (логистические процессы) Безотказность погрузки, % , где КПрЗ - количество заявок, принятых за период Т; КПЗ- количество заявок, поступивших за тот же период Т Среднее время погрузки, ч , где - время погрузки общее; КВЗобщ - общее количество заявок, выполненных за период Т Привлечь новых клиентов Количество клиентов, обратившихся повторно, % , где Клповтор и Клобщ - количество клиентов, обратившихся повторно, и общее количество клиентов соответственно, обратившихся за период Т Повысить удовлетворенность клиентов Количество недовольных клиентов, ед. Количество клиентов, оставшихся неудовлетворенными оказанными им услугами, за период Т Логистические процессы Своевременное выполнение погрузочно-разгрузочных работ Погрузочные работы, выполненные в срок, % , где - количество работ, выполненных за период без нарушения сроков их реализации; - общее количество работ, выполненных за период Т Повысить качество погрузочно-разгрузочных работ Количество утерянного (испорченного) при погрузке груза, т Грутер = Грплан - Грфакт , где Грплан - общее количество груза, которое, согласно принятым заявкам планировалось отгрузить за период Т; Грфакт - общее количество грузов, фактически погруженных за период Т Повысить эффективность использования ресурсов Фондоотдача , где СУ - стоимость услуг (период Т); СОСсред - стоимость основных средств на начало года среднегодовая Оптимизировать количество ресурсов порта Коэффициент экстенсивного использования оборудования , где Тф - время фактического функционирования машин и оборудования, ч; Тр - режимный фонд времени работы машин и оборудования, ч Коэффициент интенсивного использования оборудования , где Пф - фактическая производительность основного технологического оборудования (ед. продукции/ч); Пр - технически обоснованная производительность машин и оборудования (ед. продукции/ч) Продолжение табл. Оценочные факторы деятельности грузового порта Перспектива, к которой относится фактор Цель (перспектива, к которой относится цель)* Фактор, единица измерения Формула/Способ расчета Социальная ответственность внешняя Обеспечить стабильность сбытовой работы Обеспеченность заказами (договорами), дни , где - количество заключенных договоров; - средняя длительность проведения работ по одному договору Повысить уровень взаимодействия с местной властью Объем налоговых отчислений за период, руб. Суммируются социальные отчисления за период Т Повысить уровень содействия охране окружающей среды Доля судов, отвечающих стандартам экологичности, % , где КС - общее количество судов, воспользовавшихся причалами порта за период Т; КЭС - количество судов, воспользовавшихся причалами порта за период Т, полностью соответствующих стандартам экологичности Социальная ответственность внутренняя Повысить уровень социальной защищенности персонала Размер средней заработной платы, руб. Общая суммарная заработная плата сотрудников порта, количество сотрудников порта Объем социальных отчислений за период, руб. Рассчитывается путем суммирования социальных отчислений за период Т Повысить уровень взаимодействия с местной властью (социальная ответственность внешняя) Количество квалифицированных сотрудников, ед. Количество работников, прошедших в соответствии с занимаемой должностью профессиональную подготовку Повысить квалификацию сотрудников Повысить квалификацию сотрудников Затраты на обучение сотрудников, руб. Общая сумма затрат на квалификационную подготовку работников предприятия Рис. 3. Стратегическая карта грузового порта Этап 5. Определить случайные характеристики исследуемой системы и подобрать распределения вероятностей случайных величин для каждой из характеристик. Это предполагает сбор эмпирических данных по выделенным случайным факторам и на их основе определение наиболее подходящей функции вероятностного распределения [5]. Этап 6. Разработать имитационную модель, описывающую деятельность порта и позволяющую дать количественную оценку факторов, определенных на этапе 4. Этап 7. С помощью разработанной имитационной модели рассчитать значения показателей деятельности грузового порта, определенных в рамках сбалансированной системы показателей, а также собрать необходимую статистику полученных значений [6]. Этап 8. Для полученных статистических данных подобрать значение треугольного распределения, обозначить его . Этап 9. Отследить иерархию рисков, характеризующих некий стратегический риск, связанный с достижением той или иной цели согласно построенной сбалансированной системе показателей. На рис. 4 представлена иерархия, связанная с риском неповышения эффективности использования ресурсов (прямоугольными блоками обозначены операционные риски, блоками со скругленными краями - стратегические). Рис. 4. Иерархия рисков, связанная с риском неповышения эффективности использования ресурсов Этап 10. Для каждого стратегического риска произвести экспертную оценку, т. е. определить вес каждого риска по всем уровням иерархии (суммарно все веса должны составлять 1). Этап 11. Определить операционные риски деятельности грузового порта как риски того, что значение показателя не достигнет (упадет ниже) нормативного значения данного показателя (), и вычислить значения операционных рисков по формулам [7]: , где , . Этап 12. Полученное значение операционного риска сопоставить с лингвистической переменной «Уровень риска», имеющей терм-множество значений {КН, Н, Ср, В, КВ}, где КН - крайне низкий уровень риска; Н - низкий; Ср - средний; В - высокий; КВ - крайне высокий. Необходимо установить также сопоставления качественного и количественного уровней операционных рисков, исходя из следующего допущения: КН = 1, Н = 2, Ср = 3, В = 4 и КВ = 5. Этап 13. Распознать лингвистическую оценку комплексного риска по формуле , где vri - вес i-го риска; loch - численное значение, соответствующее лингвистической оценке данного риска. Этап 14. Составить карту рисков грузового порта и сформулировать отчет о рисках грузового порта. Предложенная последовательность действий позволяет осуществить комплексную оценку стратегических рисков грузового порта, что даст возможность более эффективно принимать управленческие решения. Заключение Таким образом, комплексная оценка рисков грузового порта, позволяющая более эффективно принимать управленческие решения, осуществляется в виде реализации в определенной последовательности ряда этапов. Предложенный метод планируется в дальнейшем положить в основу разработки системы поддержки принятия управленческих решений грузового порта. Данная система, в свою очередь, делает возможными осуществление более эффективного стратегического планирования деятельности порта, а также наглядную демонстрацию тех или иных возможных вариантов развития событий согласно решениям, принимаемым руководством порта. Использование данного метода возможно также и применительно к другим предметным областям.