сотрудник с 01.01.2018 по настоящее время
г. Казань, Республика Татарстан, Россия
сотрудник с 01.01.2018 по настоящее время
Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (кафедра экономики и инноватики )
с 01.01.2018 по настоящее время
г. Бугульма, Республика Татарстан, Россия
с 01.01.2017 по 01.01.2020
г. Казань, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ОКСО 38.03.02 Менеджмент
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS083000 Information Management
Термин «цифровая экономика» введен в обращение Николасом Негропонте в 1995 г. Данное понятие включает в себя развитие цифровых технологий, ускорение научно-технического прогресса и изменение коммуникационной парадигмы. Демассификация производства, потребность в непрерывных инновациях и переход к горизонтальным связям внутри организации приводят к одной из крупнейших экономических революций последнего времени. Переход общества к цифровой экономике обуславливает трансформацию механизма управления организациями потребительской кооперации с целью обеспечения их конкурентоспособности в текущей и долгосрочной перспективе. Использование новейших технологий, базирующееся на традиционных кооперативных ценностях, открывает широкие возможности для формирования и активного развития кооперации нового поколения.
потребительская кооперация, цифровая экономика, управление, трансформация, развитие, инновационная деятельность
Переход российского общества к цифровой экономике можно смело назвать эпохой постоянных трансформаций. Изменения, требующие детального рассмотрения и моментального принятия управленческих решений, происходят на постоянной основе и оказывают значительное влияние на систему управления организациями потребительской кооперации.
Так, одними из ключевых факторов трансформации управленческой парадигмы являются рост значимости знаний и обучения, акцент на качественном образовании и непрерывном повышении квалификации. Это означает, что для успешного функционирования и повышения эффективности деятельности кооперативу требуется создавать условия для постоянного и целенаправленного развития не только организации в целом, но и каждого пайщика, совершенствования знаний и навыков членов кооператива и наемных работников. В этой связи целесообразно применять практику участия в образовательных программах, тренингах, семинарах и использования образовательных онлайн-ресурсов, вовлекать пайщиков в процессы развития и управления хозяйственной деятельностью кооператива в режиме реального времени. Также следует отметить, что наличие возможностей личностного и профессионального роста внутри кооперативной организации оказывает положительное влияние на постоянство высококвалифицированных кадров.
Формирование и развитие цифровой экономики изменяет требования к управленческому персоналу. Навык взаимодействия с информационными технологиями превращается в базовую компетенцию, необходимую для выживания кооперативной организации на рынке. В то же время способность эффективно использовать существующие технологии и осваивать новые имеет определяющее значение в таких относительно новых областях деятельности, как цифровой бизнес, интернет-маркетинг и продвинутая бизнес-аналитика. Применение перспективных цифровых технологий способствует эффективному продвижению продукции (работ, услуг) кооперативной организации, обеспечивает конструктивное взаимодействие между кооперативом и потребителями его продукции, способствует формированию грамотной и качественной стратегии работы в условиях рынка. Тем не менее следует иметь в виду большое количество программных продуктов, предназначенных для автоматизации и повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. В данной связи необходимым представляется владение навыком системного анализа и отбора программных решений, требующим не только специальных знаний в области новейших технологий, но и понимания особенностей и специфики деятельности кооперативной организации как объединения, созданного для достижения общих экономических и социальных целей пайщиков.
Наглядной иллюстрацией обоснованности данного утверждения является пример выбора оптимальной программы для ведения бухгалтерского и налогового учета кооператива. На сегодняшний день на рынке программных продуктов для бизнеса представлено множество решений для ведения бухгалтерского учета в автоматизированной форме, однако большая часть подобных программ в силу специфики информационной базы и набора предустановленных технических параметров применима лишь в коммерческих организациях, что делает затруднительным их использование некоммерческими компаниями, в том числе кооперативами. Следовательно, возникает потребность в обоснованном выборе программного продукта для ведения автоматизированного бухгалтерского учета, обладающего необходимыми возможностями конфигурации.
Демократический характер управления потребительскими кооперативами, основанный на принципе «Один пай – один голос», определяет их способность к адаптации и эффективному развитию в условиях цифровой экономики. Стремление к постоянному совершенствованию деятельности тесно связано с формированием особой организационной культуры, в которой поощряется несогласие с большинством, провозглашается открытость новым идеям и ценятся ошибки как возможность для развития. Знания признаются главной ценностью, и настраивается беспрепятственный процесс передачи знаний и информации внутри кооператива, а также со внешней средой [1, с.1718].
Существование и функционирование в конкурентных условиях обуславливает потребность внедрения кооперативом уже оформившихся на рынке инноваций и необходимость ведения собственной инновационной деятельности. Непрерывное ее осуществление требует существенных инвестиций при высоком уровне риска эффективности их освоения. Для ослабления риска рекомендуется применять специальные организационные формы осуществления инновационной деятельности [2, с.47]:
- технопарки и технополисы;
- бизнес-инкубаторы;
- венчурный фонд;
- бригадное новаторство и временные творческие коллективы или центры в рамках организации.
Эффективная интеграция кооперативной организации с государственным научным сектором, инновационными элементами системы образования и венчурными фондами позволяет получать необходимую финансовую поддержку инновационного процесса из различных источников на каждой стадии его осуществления.
Для упрощения системы учета и контроля за разработкой и внедрением инноваций основные цели и задачи инновационной деятельности кооператива целесообразно обозначить в специально разработанной целевой программе. Разработка данной программы должна осуществляться одним или несколькими пайщиками под руководством куратора программы из наблюдательного совета. Составление подобной программы предполагает установление ожидаемых целевых показателей ее исполнения, формирование сметы и расчетного отчета о движении денежных средств в рамках программы, а также разработку методики проведения контроля. Приложения к программе могут включать в себя презентационные документы, формы отчетности и т. д.
Следует добавить, что в условиях перехода к цифровой экономике управление кооперативом во многом предполагает необходимость комплексного взаимодействия с союзами и объединениями организаций потребительской кооперации, предоставляющими информационно-консультационную и организационную поддержку. В общих чертах приоритеты управления организациями ПК в «переходный период» должны включать в себя элементы обеспечения устойчивого функционирования и поступательного движения к дальнейшему развитию. В это время очень важно помнить, что период трансформации экономической системы – это не только повод для переживаний, но и наиболее удобный момент для благотворных изменений.
1. Аренков, И. А. Трансформация системы управления предприятием при переходе к цифровой экономике [Текст] /И. А. Аренков// Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. - №5. – С. 1711 – 1722.
2. Насретдинов, И. Т. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности [Текст]: учебное пособие /И. Т. Насретдинов. – Казань: Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2017. – 258 с.
3. Гусарова Л.В., Жилина Н.Н., Шамсутдинова М.Р., Загидуллина Т.С. Перспективные инструменты стратегического управления инновационным развитием Республики Татарстан // Научное обозрение. -2015. - № 10-2. - С. 102-105.
4. Жилина Н.Н., Магдеева М.Р. Факторы, влияющие на экономику региона // Материалы международной научно-практической конференции «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ IX». - Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. - Российский гуманитарный научный фонд. - 2016. - С. 44-47.