сотрудник с 01.01.2013 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
студент
студент
, Россия
Рассмотрены вопросы формирования художественной, исторической ценности и сохранения культурного наследия при формировании городского благоустройства на примере трех городов Подольска, Серпухова и Красногорска. Городское благоустройство включает техническую сторону городского хозяйства, пространственную организацию городского быта и эстетику городской среды. Проблемы благоустройства в период кризиса были приостановлены, но с началом нового столетия были возобновлены и получили широкое развитие. Основные направления развития благоустройства – это сочетание исторического стиля и современного городского дизайна.
городское благоустройство, историческая застройка, инфраструктура, скульптура, памятник, площадь, сквер, ансамбль
В современных условиях актуальным становится вопрос об исторически сложившемся благоустройстве малых городов. Благоустройство в малых городах нередко воспринимается преимущественно как техническая проблема обеспечения необходимых функциональных удобств проживания. Хотя при этом часто осознается возможность воздействия благоустройства на формирование образа города или его фрагмента.
Понятие «городское благоустройство» включает в себя очень широкий круг вопросов, связанных с технической стороной городского хозяйства, с пространственной организацией городского быта, а также с эстетикой городской среды.
В 90-х годах, после распада СССР и наступления экономического кризиса, строительство на продолжительный период остановилось. Поэтому проблемы благоустройства городских территорий сводились лишь к восстановлению и поддержанию городской инфраструктуры и благоустройства. В этот период была утеряна или пришла в негодность (рис. 1) большая часть
элементов старого советского благоустройства (фонари, скамейки, урны), малых архитектурных форм и городской скульптуры. Но вместе с тем, в это время стали появляться новые материалы, изделия и детали благоустройства, которые позволили современным градостроителям и проектировщикам искать новые решения по созданию городской среды. Состояние материально-технической базы городского хозяйства в тот период, отношение городских служб к проблемам благоустройства наглядно видно на примере опоры наружного освещения советского периода, которая за 90-е годы буквально «вросла» в дорожное покрытие центральной площади г. Подольска (рис. 1).
Возникший простой в идеях проектирования удобного городского благоустройства на некоторое время был заполнен коммерческой инфраструктурой, которая заполонила все свободные городские территории (рис. 2). На протяжении всех 90-х годов главной идей городского дизайна стала коммерческая составляющая, определяемая только экономической выгодой от застройки общественных городских пространств. Зачастую все свободные территории города заполонялись торговыми павильонами, палатками и ларьками низкого архитектурного качества. А вопросы озеленения, освещения, малых форм не решались совершенно из-за отсутствия средств в бюджетах городов и нежелания коммерческих структур нести на себе бремя по уходу за городской инфраструктурой.
Но с началом нового столетия ситуация стала улучшаться. Появившиеся средства в городских бюджетах позволяют муниципалитетам не только латать асфальт на улицах и ставить опоры мачт наружного освещения. Стали проектироваться и строиться новые общественные пространства, благоустраиваться дворовые территории, восстанавливаться и устраиваться новые парки и скверы. После крушения коммунистической идеологии возникает и вопрос аутентичности нового образа города. В поисках направления развития городского стиля архитекторы и проектировщики двигаются пока в двух основных направлениях: историческом стиле и современного городского дизайна.
В городах, имеющих хотя бы минимальный исторический багаж, пытаются его использовать и обращаются к теме прошлого. Восстанавливаются старые городские объекты, элементы городского ландшафта стилизуются «под старину», используются дорожные покрытия из бетонной брусчатки или каменного мощения, устанавливаются кованные ограждения и светильники, высаживаются традиционные растения в садах, скверах и парках, которые пытаются восстанавливать на своих исторических местах и создавать новые в сложившемся стиле городской застройки. Для установки монументальных произведений городского искусства обращаются к историческим личностям прошлого – политикам, художникам, писателям и т.п. Кроме этого, стала очень популярна идея воссоздания исторической городской среды путем установки малой городской скульптуры, изображающей городской быт прошлого. Далее рассмотрим варианты планировок исторического стиля на примерах городов Серпухов и Подольск, которые имеют шестьсот восьмидесятилетнюю и двести тридцатилетнюю историю соответственно.
Лучше всего из рассматриваемых нами городов исторический стиль удается использовать в Серпухове, где сохранилось достаточно объектов исторического наследия, позволяющих формировать городскую среду в этом направлении.
В 30-е годы прошлого столетия Серпуховской Кремль был разобран для нужд строительства московского метро, поэтому использовать сооружения Кремля для создания исторического центра города невозможно. Но на месте нахождения стен Кремля, у подножья Соборной горы, создано несколько архитектурных объектов, создающих образ древнего города. Это скульптурные группы «Стрельцы» и «Рыбаки» (рис. 3). Эти группы формируют пустовавшее ранее пространство и воссоздают среду и дух древнего города.
Помимо работы над созданием среды старого города, в городе работают и в другом направлении исторического стиля. Создаются элементы городского дизайна, посвященные знаменитым землякам. Так в городе на одной из улиц установлен памятник А.П. Чехову. Он удобно расположился на скамейке отдохнуть, приехав из своего имения в город по делам. Памятник спокойный, что очень соответствует духу старого Серпухова. Недалеко от него в этой же части города располагается скульптура одной из литературных героинь Чехова – фигура дамы с собачкой, которая вышла прогуляться по «уездному городу С». Они располагаются рядом, чем тоже способствуют формированию особенной среды города (рис. 8).
Рассмотрев тенденции формировании современной городской среды средних и малых русских городов на примере городов Подмосковья – Серпухова, Подольска и Красногорска, можно выделить два основных стиля создания аутентичного образа этих городов. Одним из них является исторический стиль, наиболее характерным представителем которого является г. Серпухов. Другой стиль современного городского дизайна, ярким примером его является проект комплексного благоустройства г. Красногорска. Сочетание обоих стилей было использовано в формировании облика г. Подольска. Все эти стили объединяет подход к созданию яркого неповторимого облика каждого города, комфортной среды проживания жителей и сохранение исторических и природных особенностей территорий. Все стили во многом используют современные материалы для благоустройства, оснащение территорий современным оборудованием и использование современных тенденций городского дизайна.
1. Кудрявцев А.П. Стратегия сохранения и развития исторического наследия РФ. Перечень проблем и направление решения // ACADEMIA. – М., 2016. – №1. – С. 5–16.
2. Щенков А.С. Малый русский город. Типология застройки // Architecture and Modern Infrmation Technologies. – 2017. – № 1(38). – С. 281–290.
3. Ранинский Ю.В. Основные принципы сохранения и использования памятников архитектуры в ансамбле города. – М.: МАРХИ, 1980.
4. Бойтемирова И.Н., Курзова Д.В., Сакало И.В. Уникальное подземное строительство [Электронный ресурс] / И.Н.Бойтемирова // Строительство и архитектура. Журнал Технических Исследований. – 2019. – Т. 5. – Вып. 4. – С. 27–31.