Екатеринбург, Россия
В статье раскрывается актуальность исследования организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выделяются особенности и потенциал организационной культуры вуза в целом и его социальной ответственности в вопросах адаптации с целью последующей профессионализации лиц с ОВЗ. Освещены основные тенденции выстраивания работы вуза по реализации проекта функционирования доступной образовательной среды для студентов с ОВЗ средствами организационной культуры вуза. Подчеркивается роль деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в реализации: профессиональной подготовки студентов с ОВЗ совместно с их адаптацией к условиям образовательного учреждения; программы социально-психологического сопровождения лиц с инвалидностью в вузе; программы медикореабилитационного сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Представлена работа Центра инклюзивного образования УрФУ обеспечивающего создание и улучшение условий для обучения и адаптации инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.
организационная культура, социальная ответственность, организационная культура и социальная ответственность вуза, адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья
1. Артюшенко Н.П. Выявление, отбор, устройство в образовательное учреждение и курирование образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья // Школьный логопед. – № 6. – 2017. – С. 64–67.
2. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – № 2. – 2015. – С. 39–44.
3. Гаспарович Е.О. Управление организационной культурой : учеб. пособие. – Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. – 500 с.
4. Гладилина Л.С. Исследование процесса социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и развития толерантности по отношению к ним // Современный детский сад. – № 1. – 2015. – С. 56–59.
5. Егоров П.Р. Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании детей с проблемами зрения // Инновации в образовании. – № 7. – 2014. – С. 101–106.
6. Жаворонков Р.Н. Меры, которые необходимо принять государству для реализации положений Конвенции об образовании // Дефектология. – № 5. – 2016.– С. 84–93.
7. Жиркова С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования // Научное обозрение. – № 1. – 2014. – С. 79–83.
8. Корпоративная культура и PR / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. – Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2003. – 412 с.
9. Кучеров Д.Г. Бренд работодателя: область маркетинга или управления человеческими ресурсами? // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2009. – С. 98–120.
10. Сазыкина О.А., Кошев А.Н. Организационная культура регионального вуза: особенности и возможности развития // Известия ПГПУ им. В. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 522-527.
11. Gasparovich E.O., Uskova E.V. Using the principles of pedagogy of arts in education of bachelors and masters are trained in the specialty "Personal management" // 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017, 24-30 August. 2017. V. 17, I. 5, pp. 665–670.
12. Tokareva Y, Gasparovich Е. Tokarev А. Gender trajectories of professional and personal development as a condition of effective management // 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017. Istanbul, Turkey. pp. 992– 999.