Взаимное понимание и межкультурная компетенция очень важны сегодня, так как с их помощью мы можем обратиться к самым сложным проблемам современного общества. Проявление предрассудков, дискриминации и агрессии стали обычным явлением, а политические партии, защищающие экстремистские идеи, получили новую движущую силу. Эти проблемы связаны с социально-экономическим и политическим неравенством и непониманием между людьми разных культурных сословий и вероисповеданий.
межкультурная компетенция, компоненты, значение, развитие, образования, подходы, исследования.
Концепция межкультурного взаимодействия
Способность понимать и общаться друг с другом через все виды культурных взаимодействий выступает необходимым условием развития демократического общества. Поэтому поликультурное образование, цель которого развивать и улучшать эту способность, может внести значительный вклад в мирное сосуществование.
Совет Европы с 1970-х годов неоднократно обращался к вышеизложенным проблемам, в связи с ростом миграции в Европе. Вроцлавская декларация о 50-летии Европейской культурной кооперации от 2005 г. и Варшавская декларация и План действий глав государства и правительств Совета Европы подчеркивают решающее значение межкультурного диалога, обмена и образования среди европейцев для построения общего европейского будущего, основанного на ценностях и принципах Совета Европы. Это было кратко изложено в Уставе об образовании демократического гражданского общества и прав человека Совета Европы (2010 г.).
В 2008 г. в Белой Книге о межкультурном диалоге Совета Европы «Жизнь вместе как равенство достоинств» выделяется несколько ключевых областей, где необходимы действия для усиления межкультурного диалога с целью защищать и развивать права человека, демократию и норму права. Межкультурное образование входит в число этих областей. Белая Книга рассматривает межкультурную компетенцию как важную способность, которую необходимо развивать у каждого человека, позволяющую ему участвовать в межкультурном диалоге. Однако было также отмечено, что межкультурная компетенция не приобретается автоматически, поэтому ее необходимо изучать, практиковать и поддерживать на протяжении всей жизни. Преподаватели на всех уровнях и видах обучения играют главную роль в содействии развитию межкультурной компетенции. Кроме того, в докладе группы видных деятелей под названием «Жить вместе: Объединяя Разнообразие и Свободу в Европе 21 века» (2011) было отмечено, что преподаватели во всех государствах должны стремиться развивать межкультурную компетенцию, как важный элемент школьной программы, и расширять ее за рамки формального образования. В докладе Совету Европы также рекомендовано разработать концептуальную модель этого развития.
Андорра, которая возглавляла Комитет Министров Совета Европы с ноября 2012 по май 2013 г., решила сделать межкультурное образование приоритетом своей программы на указанный период. Географические, исторические и институциональные факторы говорят о том, что Княжество Андорра имеет уникальную структуру образования.
1. Sjur Bergan, Ira Harkavy, Hilligie van’t Land. Reimaging democratic societies: a new era of personal and social responsibility // Council of Europe higher education series No18.
2. Brett, Mompoint-Gaillard, P. & Salema. How all teachers can contribute. How all Teachers can Support Citizenship and Human Rights Education: a Framework for the Development of
3. Competence. Strasbourg: Council of Europe Publishing.
4. Kagan S., Kagan M. (2009) Cooperative Learning and «Frequently Asked Questions» // Kagan Online Publishing.
5. Aronson E. (2000). Nobody Left to Hate: Teaching Compassion after Columbine. — New York: Freeman & Co.