Межкультурная коммуникация в современных вузах становится все более активной из-за большого числа иностранных студентов. Высшее образование становится одним из инструментов «мягкой силы», способствующих формированию положительного образа российской науки и образования. В условиях активизации академической мобильности студентов и ученых высшее образование становится каналом международной коммуникации. Педагогически организованное межкультурное взаимодействие студентов и преподавателей в поликультурной образовательной среде вуза способствует успешной адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Как показало проведенное автором эмпирическое исследование в виде Google Forms анкетирования, в ситуациях межкультурного конфликта члены вузовского образовательного сообщества стремятся к компромиссу, к спокойному и мирному разрешению ситуаций недопонимания.
межкультурная коммуникация, международная коммуникация, поликультурная образовательная среда, студенты вуза
1. Барышников Н. В. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений [Текст] / Н. В. Барышников, В. Л. Бернштейн // Язык и культура. — 2018. — № 43. — С. 136-147. DOI: 10.17223/19996195/43/9
2. Воевода Е. В. Межкультурная коммуникация в полиэтническом образовательном пространстве [Текст] / Е. В. Воевода // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2016. — Том 5. — № 3. — С. 24-28. DOI: 10.12737/19823
3. Выготский Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. — М. : Смысл : Эксмо, 2005. — 1136 с. Режим доступа : http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-7-myshlenie_i_rech.pdf (дата обращения: 31.01.20)
4. Гойхман О.Я. Диалог культур [Текст] / О. Я. Гойхман // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2017. — Т. 6. — № 1. — С. 5-7. DOI: 10.12737/24163
5. Гойхман О.Я. Межкультурная картина мира и ее интерпретация [Текст] / О. Я. Гойхман // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2016. — Т. 5. — № 3. — С.5-7.
6. Гойхман О.Я. Язык в межкультурном взаимодействии [Текст] / О. Я. Гойхман // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2017. — Т. 6. — № 5. — С.5-7. DOI: 10.12737/article_59b93cf227d7e9.23736231
7. Голобокова М. А. Формирование межкультурной компетенции студентов вуза как основы осуществления межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности [Текст] / М. А. Голобокова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2014. — Т. 3. — № 2. — С.30-35. DOI: 10.12737/3448
8. Дмитренко Т. А. Межкультурная парадигма в системе высшего языкового образования [Текст] / Т.А. Дмитренко // Личность. Культура. Общество. — 2017. — Т. 19. — № 1-2 (93-94). — С. 197-201.
9. Илюшина А. В. Коммуникативный подход к формированию межкультурной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранному языку [Текст] / А.В. Илюшина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2018. — Т. 7. — № 4. — С. 84-88. DOI: 10.12737/article_5b602e0a9cc7a4.31217999
10. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). Режим доступа: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248
11. Корнилова В.В. Сетевые мероприятия для развития международной коммуникации [Текст] / В. В. Корнилова, Л. Т. Хуен // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2017. — Т. 6. — № 6. — С. 24-28. DOI: 10.12737/article_5a129d8002d344.03416218
12. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» в редакции протокола от 30 мая 2017 года №6. Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/653/ 28013/
13. Пришвина В. В. Использование средств ИКТ для оценивания уровня сформированности межкультурной компетенции студентов вуза [Текст] / В. В. Пришвина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2018. — Т. 7. — № 3. — С. 57-61. DOI: 10.12737/article_5b152efb5e3db6.20259198
14. Словари и энциклопедии на академике Академик Режим доступа: https://communication_psychology.academic.ru/382/ (дата обращения: 30.01.20)
15. Сысоев П. В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» [Текст] / В. П. Сысоев // Язык и культура. — 2018. — № 43. — С. 261-281. DOI: 10.17223/19996195/43/16
16. Тройникова Е. В. Конвергенция поликультурного и многоязычного образования в практике иноязычной подготовки студентов [Текст] / Е. В. Тройникова // Язык и культура. — 2019. — № 45. — С. 299-311. DOI: 10.17223/19996195/45/21
17. Fedotova O. S., Makhmutova E. N., Kostikova L. P., Gugutsidze E. Z. (2018). Empathy as a Part of Professional Culture of the Specialist. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). XVIII Professional Culture of the Specialist of the Future (18th PCFS 2018). Vol. LI. P. 32-40. St Petersburg, 2018. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.4
18. Kostikova L.P., Prishvina V.V., Ilyushina A.V., Krutova I.Yu., Fedotova O.S. (2018). What Does Intercultural Competence Mean to University Students? SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018. Т. 5. № 3.4. С. 919-926. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/3.4