Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
Статья содержит краткий историко-правовой анализ первых шагов по организации системы обучения кадров для советской милиции. В качестве базового региона для исследования выбрана Рязанская губерния в период завершения Гражданской войны и послевоенные годы. В область обсуждения вынесены вопросы, связанные с формированием учебно-методической и материальной базы образовательных организаций, специализирующихся на подготовке кадров рядового и начальствующего состава для милицейских учреждений. В связи с курсом на реализацию новой экономической политики органам милиции были поручены многочисленные функции, ранее не входившие в её полномочия. Это выявило не только отсутствие достаточной профессиональной подготовки большинства сотрудников, но и моральную неготовность выполнять некоторые функции, компетенции которых ещё не были выработаны. В статье приведены оценки ряда острых проблем, выявленных на этапе учреждения и становления Рязанских милиционных курсов. Важно учитывать, что они впоследствии стали основой целого ряда правоохранительных учебных заведений, в том числе действующих и сегодня. Благодаря введению в научный оборот значительного объёма ранее не используемого архивного материала, авторского подхода в оценке происходивших событий, статья может заинтересовать широкий круг историков, правоведов, педагогов и краеведов.
Народный комиссариат внутренних дел РСФСР, подготовка кадров для право- охранительных органов, Рязанские курсы по подготовке командного состава рабоче-крестьянской милиции
1. Гольдман B. C. Из истории организации школ и курсов милиции РСФСР в 1917–1925 годах // Труды Высшей школы MOOП СССР. – Вып. 20. – Москва: Высшая школа MOOП СССР, 1968. – С. 80–98.
2. Николаев П. Ф. Развитие сети школ милиции в РСФСР (1917–1918 гг.) // Научные труды. – Вып. 2. – Омск: Омская высшая школа милиции, 1968. – С. 95–195.
3. Кожевина М. А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование (1918–1991 гг.) : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 / Кожевина Марина Анатольевна. – Москва, 2005. – 416 с.
4. Колемасов В. Н. Система профессионального образования Министерства внутренних дел в 1917–1941 гг. // Право и образование. – 2013. – № 6. – С. 134–142.
5. Панфилец А. В., Иванова А. М. Основные вехи строительства милиции в первое десятилетие советской власти / Российская полиция: три века служения Отечеству : материалы Юбилейной международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции. Санкт-Петербург, 23–25 апреля 2018 г. / под ред. Н. С. Нижник. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. – C. 883–887.
6. Степанов М. М. Особенности милицейского образования в России в годы Гражданской войны (1918–1920 гг.) [Электронный ресурс]. – Сайт «Киберленинка». – Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/v/militseyskogo-obrazovaniya-v-rossii-v-gody-grazhdanskoy-voyny-1918-1920-gg (дата обращения 01.10.2019).
7. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Периодизация истории образовательных организаций по подготовке сотрудников органов внутренних дел в г. Воронеже: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. – 2016. – № 4. – С. 8–27.
8. Реент Ю. А. Предыстория создания учебного заведения (к 85-летию Академии ФСИН России) // Человек: преступление и наказание. – 2019. – № 4. – Т. 4. – С. 460–464.
9. Реент Ю. А. Исторический формуляр Академии ФСИН России. – Рязань: Академия ФСИН России, 2014. – 220 с.
10. Тимощук А. С., Трофимова Н. Н. ВЮИ ФСИН России: эстафета памяти в воспитании курсантов / IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России) : сборник тезисов выступлений и докладов участников (г. Рязань, 20–22 ноября 2019 г.) : в 10 т. – Т. 10. – Рязань: Академия ФСИН России, 2019. – С. 146–153.