Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье проводится обобщение особенностей развития современного образовательного пространства в условиях высокотехнологичного социума на основе анализа отечественных и зарубежных исследований. Показано, что взрывное развитие цифровых технологий, мобильного Интернета, VR / AR-технологий резко делают востребованными цифровые навыки; стираются границы, которые существовали между личным пространством и пространством, которое ранее называлось «рабочим пространством». Обязанности каждого работника и зона его ответственности серьезно расширяется в сферу смежных областей. Рутинная работа переходит к роботам, появляется множество новых профессий, создаются условия, позволяющие раскрывать внутренний потенциал каждого работника. Развивается структура мирового образовательного рынка, который характеризуется высокой конкурентностью. Делается вывод о том, что ключевой вектор в развитии образовательных технологий определяется необходимостью дополнить сложившиеся форматы образовательных продуктов по обучению цифровым навыкам новыми подходами на основе мобильного обучения и применения искусственного интеллекта. Оценка затрат на повышение эффективности обучения цифровым навыкам вычленяет отдельную проблему с точки зрения обеспечения эффективности обучающего воздействия. Обучение в цифровой дистанционной среде требуют значительно большей плотности и дробности оценивания.
высокотехнологичный социум, образование для цифровой экономики, образовательный рынок, дидактика цифровой эпохи
1. Андреева Г.Н., Бадальянц С.В., Богатырева Т.Г. и др. — «Развитие цифровой экономики России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения», 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scipro.ru/conf/monograph_digital_economy.pdf
2. Атлас новых профессий — «Профессии-пенсионеры», 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas100.ru/future/articles/professii-pensionery/ (10.12.2019)
3. Захаров Н.Н., Захарова Н.С. Специфика современного образовательного пространства в свете философской проблематики // Современные наукоемкие технологии. – 2009. - №2. – С 53-55.
4. Корпоративный университет Сбербанка — «Корпоративное обучение для цифрового мира / Под ред. Катькало В. С., Волкова Д. Л., — 2-е изд.», 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/korporativnoe-obuchenie-dlya-cifrovogo-mira/ (12.12.2019)
5. Корпоративный университет Сбербанка — Информационно-аналитический бюллетень EduTech, № 3 (6) 2017, «Социальное обучение: готовы ли мы к свободе и открытости?» / Под ред. Волкова Д. Л. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edutechclub.sberbank-school.ru/node/13 (01.12.2019)
6. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П. и др. — «Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования», - М.: 2017.
7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / 2-е изд., изм. и доп. – М., 1992.
8. Мамардашвили М.К. Стрела познания: Набросок естественно-исторической гносеологии. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 304 с.
9. НИУ ВШЭ — «Индикаторы образования», 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2017/05/29/1172124724/Индикаторы образования 2017.pdf (21.11.2019)
10. НИУ ВШЭ — «Цифровые навыки населения», 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/monitoring/intel/news/207761941.html (24 .12.2019)
11. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: Проект / Министерство образования и науки РФ. – М., 2004.
12. Розин В. М. Образование в конце XX века. – М: 1992. – С. 11.
13. Рыбаков Н. С. Что есть образование? // Мир образования — образование в мире». – 2008. - № 1.
14. Философия образования для XX века: Сб. статей. – М., 1992. – С. 206.
15. ATD — “Digital Badge Program at IBM”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.td.org/insights/digital-badge-program-at-ibm (10.12.2019)
16. BCG — “Digital maturity is paying off”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://image-src.bcg.com/Images/BCG-Digital-Maturity-Is-Paying-Off-June-2018_tcm27-195218.pdf (10.12.2019)
17. BCG — «Россия 2025: от кадров к талантам», 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (18.11.2019)
18. CEB — “Learning Analytics: Measurement Innovations to Support Employee Development”, 2016.
19. Cisco — “Visual Networking Index Complete Forecast 2016-2021”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cisco.com/c/en/us/solutions/collateral/service-provider/visual-networking-index-vni/complete-white-paper-c11-481360.html (10.12.2019)
20. Coursera — “Google IT Support Professional Certificate”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.coursera.org/specializations/google-it-support (05.12.2019)
21. EFMD — “Digital age learning. Special interest group report”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.efmd.org/images/stories/efmd/downloadables/Corporate_Advisory/2017/5a_SIG_DAL_Report.pdf (15.11.2019)
22. ELearning Inside — “Corporate microlearnings examples: real-world case studies”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.elearninginside.com/corporate-microlearning-examples/ (13.12.2019)
23. European Commission — “The Digital Economy and Society Index (DESI)”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (12.10.2019)
24. European Union — “DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-21-digital-competence-framework-citizens-eight-proficiency-levels-and-examples-use (11.12.2019)
25. European Union — “Digital Competence Framework for Educators (DigCompEdu)”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcompedu (10.11.2019)
26. European Union — “Digital Education Action Plan”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework/education-technology_en (18.11.2019)
27. Global Education Futures — “Educational ecosystems for societal transformation”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.edu2035.org/files/GEF%20Vision%20Educational%20Ecosystems%20for%20Societal%20Transformation.pdf (12.11.2019)
28. Google — “Bringing digital citizenship into the school curriculum”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.blog.google/outreach-initiatives/education/bringing-digital-citizenship-school-curriculum/ (10.12.2019)
29. Google — “Learn with Google AI: Making ML education available to everyone”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.blog.google/technology/ai/learn-google-ai-making-ml-education-available-everyone/ (05.12.2019)
30. GTI — “Conference Presentation. Support for Personalised Learning”, 2014
31. IBM Institute for Business Value — “Facing the storm. Navigating the global skills crisis”, 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www-935.ibm.com/services/us/gbs/thoughtleadership/skillsstorm/ (16.12.2019)
32. IBM Institute for Business Value — “The rise of the digital learning ecosystem. How the platform model is reinventing talent development”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www-935.ibm.com/services/us/gbs/thoughtleadership/digitallearning/ (16.12.2019)
33. IFR — “World Robotics Report”, 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ifr.org/ifr-press-releases/news/world-robotics-report-2016 (10.12.2019)
34. IMD — “World digital competitiveness rating”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2018/ (15.12.2019)
35. Internet World Stats — “OECD — Internet users in OECD member countries”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/stats16.htm (15.11.2019)
36. ITU — “Measuring the Information Society Report”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2017/MISR2017_Volume1.pdf (10.12.2019)
37. KPMG — “Corporate Digital Learning”, 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/pdf/2015/09/corporate-digital-learning-2015-KPMG.pdf (12.12.2019)
38. McKinsey — «Цифровая экономика: новая реальность», 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (10.12.2019)
39. McKinsey Global Institute — “A future that works: automation, employment and productivity”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/global-themes/digital-disruption/harnessing-automation-for-a-future-that-works (15.12.2019)
40. McKinsey Global Institute — “AI adoption and use survey”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Advanced%20Electronics/Our%20Insights/How%20artificial%20intelligence%20can%20deliver%20real%20value%20to%20companies/MGI-Artificial-Intelligence-Discussion-paper.ashx (14.11.2019)
41. McKinsey Global Institute — “AI, automation, and the future of work: Ten things to solve for”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-organizations-and-work/ai-automation-and-the-future-of-work-ten-things-to-solve-for (10.12.2019)
42. Microsoft — “Future Proof Yourself. Tomorrow’s jobs”, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://enterprise.blob.core.windows.net/whitepapers/futureproof_tomorrows_jobs.pdf (18.12.2019)
43. OECD — “Digital Economy Outlook”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://espas.secure.europarl.europa.eu/orbis/sites/default/files/generated/document/en/9317011e.pdf (10.12.2019)
44. UNESCO — “Working Group on Education: Digital skills for life and work”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0025/002590/259013e.pdf (15.12.2019)
45. United Nations — “World Population Prospects”, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://population.un.org/wpp/DataQuery/ (18.12.2019)
46. WorldSkills Russia / Global Education Future — «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире», 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://futuref.org/futureskills_ru (14.10.2019)