ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (кафедра педагогики и психологии )
аспирант
В статье представлены результаты исследования, ориентированного на выявление особенностей формирования у будущих инженеров-программистов компетентности в деятельности по обеспечению информационной безопасности предприятия. Автор раскрывает содержание профессиональных компетенций, необходимых специалистам для эффективного осуществления соответствующей деятельности, разрабатывает процедуру оценки уровня их сформированности у студентов вуза и проводит сравнительный анализ полученных эмпирических данных в двух группах студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования разных направлений подготовки. На основании результатов проведенного анализа автор приходит к выводу о необходимости разработки специальных педагогических условий формирования у будущих инженеров-программистов компетентности по обеспечению информационной безопасности предприятия.
информационная безопасность, компетентность, профессиональные компетенции, будущие инженеры-программисты
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 81 с.
2. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Мо-ложавенко, И.А. Соловцова / Под ред. Н.М. Борытко. - Изд. 2-е, испр. м доп. - Волгоград: ВГИПК РО, 2006
3. Згадзай О.Э. Вопросы подготовки специалистов в области информационной безопасности / О.Э. Згадзай // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - №3(13). - С. 93-97
4. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2000. - № 3. – С.5-12
5. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с.
6. Сагдеев К.М. Методика адаптивного управления учебно-методическим обеспечением системы подготовки специалистов в области информационной безопасности / К.М. Сагдеев, Д.М. Воронов // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 1642–1646
7. Стадников М.Д. Модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по технической защите информации с применением интегрированной информационной среды / М.Д. Стадников // Мир образования – образование в мире. – Москва, 2015. – № 4(60). – С. 259-272
8. Сурыгин А.И. Интерактивный подход к подготовке иностранных студентов к обучению в российских вузах / А.И. Сурыгин // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2006. - № 1. – С. 6–12
9. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Институт психотерапии, 2002
10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Понятие компетенции в контексте проблемы качества образования / в сб. статей "Мониторинг качества образования в школе" М. Изд-во Общественная организация "Педагогическое общество России" 1999. - С.71-92
11. Aktaeva A.U., Baimuratov O.A., Galieva N.G., Baykenov A.S. Information Security: The Use of Quantum Technologies. International Journal of Open Information Technologies. 2016.V. 4. No. 4. - P. 40-48.
12. Athisha G. Sankaranarayanan, Key K. Technologies in Information Security – A Review / IETE Technical Review, Vol. 22, 2005, Issue 3 – pages 173–181.
13. Dhillon G. Information security concerns in IT outsourcing: Identifying (in) congruence between clients and vendors / Gurpreet Dhillon, Romilla Syed, Filipe de Sá-Soares // Information & Management. – 2017. – Vol. 54 (4). – Pp. 452-64.