ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах жизни современного российского общества, ставят перед педагогической общественностью ряд сложных и многоаспектных проблем, требующих неотложного разрешения. Одна из таких проблем – профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних. Практика показывает, что уровень подготовки выпускников высших школ, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», а также работающих педагогов является недостаточным для эффективной организации воспитательной работы с указанной категорией обучающихся, поскольку большинство опрошенных педагогических работников не имеют необходимых теоретических знаний в области девиантологии и не обладают достаточными практическими умениями и навыками. С целью повышения уровня профессиональной компетентности авторами данной статьи был организован и проведён спецкурс «Коррекционно-педагогическое сопровождение несовершеннолетних девиантного поведения». Основные задачи спецкурса заключались в обеспечении слушателей углублёнными знаниями в области специальной и коррекционной педагогики, девиантологии, юридической психологии, а также выработке специальных умений и необходимых профессиональных компетенций, которые, по мнению авторов статьи, во многом определяют психолого-педагогическую, технологическую, социально-коммуникативную готовность педагогов к работе с указанной категорией обучающихся. В результате диагностики исследуемых параметров был выявлен рост показателей информационной, методической и коммуникативной компетентности слушателей, что свидетельствует об эффективности программы спецкурса, разработанной авторами, и проведённой работы в целом. Описанный практический опыт и примерная программа спецкурса могут быть использованы в учебном процессе высших и среднеспециальных педагогических образовательных организациях, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, при составлении учебно-методических пособий и рекомендаций для обучающихся, а также в процессе непосредственного проведения аудиторных занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла.

Ключевые слова:
несовершеннолетние девиантного поведения, отклоняющееся поведение, коррекционно-воспитательная, профилактическая работа, профессиональные компетенции, ком- петентность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Баркаева И. Л., Андреева В. Б. Основные подходы в формировании готовности педагога-психолога к работе с девиантными подростками // Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2009. – № 1 (17). – С. 90–93.

2. Гербеев Ю. В., Юричка Ю. И. Недостатки школьного воспитания и отклонения в поведении учащихся / Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности учащихся : сб. науч. тр. – Свердловск: Свердл. гос. пед. ин-т., 1987. – С. 52–59.

3. Гонеев А. Д. Технологии профессионально-личностной подготовки будущего учителя к коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками // Вестник Мордовского университета. – 2009. – № 2. – С. 88–93.

4. Душкин А. С. Психолого-педагогические подходы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований : материалы Международной научно-практической конференции адъюнктов и докторантов. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011. – С. 125–129.

5. Душкин А. С. Современные психотехнологии профилактики преступности несовершеннолетних / Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. – С.120–125.

6. Журавлёва Т. Л. Профилактическая работа в общеобразовательной школе по предупреждению девиантного поведения / Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. – С. 91–97.

7. Ильянкова Е. И., Стрельникова Ю. Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности делинквентных подростков / Герценовские чтения: психологические исследования в образовании : материалы II Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2019. – С. 283–289.

8. Завражин С. А. Феноменология девиантного поведения : избранные труды. – Владимир: ВГГУ, 2008.– 348 с.

9. Зеркина Е. В., Чусавитина Г. Н. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий : монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 185 с.

10. Соснина Н. Ф. Педагогическое руководство формированием профессионально-педагогическим интересом у студентов вуза к работе с подростками отклоняющегося поведения / Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы VII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Краснодар: Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2013. – С. 200–204.

11. Юричка Ю. И. Девиантология: агрессия, конфликты, наркомания, правонарушения : монография. – Москва: Мос. гос. открыт. пед. ун-т. Фил. в г. Уфе, 2001. – 164 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?