КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предложена концепция разработки унифицированных образовательных программ с использованием модульного принципа построения учебного процесса, определением универсальных и общепрофессиональных компетенций, соответствующих видам, областям и задачам профессиональной деятельности выпускника. В качестве примера предлагается основная образовательная программа по направлению подготовки бакалавра «Техносферная безопасность».

Ключевые слова:
образовательная программа, модульный принцип, техносферная безопасность.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время проблемы разработки и внедрения стандартов высшего образования воспринимаются как что-то вечное, постоянно обсуждаемое и не имеющее перспектив разрешения. Длительный этап эволюции образовательных стандартов, начавшийся в 1990-х годах, перешел временной рубеж нового века и продолжает набирать темпы. Высшее образование России находится под постоянным воздействием ряда тенденций, на каждую из которых оно реагирует специфическим образом. С 1992 г. во всех основополагающих документах об образовании нашла отражение идея глобализации.

В 2000 г. российское правительство одобрило основные направления реформы образования, направленные на интеграцию в единое европейское образовательное пространство. После подписания в 2003 г. Болонского соглашения российская высшая школа включилась в общеевропейскую интеграцию. В российских образовательных стандартах появилась идея многоступенчатой структуры образования. Кроме того, Болонское соглашение инициировало процесс приведения к общему знаменателю существовавшую в то время систему российского высшего образования.

В условиях глобализации мировой экономики и присоединения России к Всемирной торговой организации новым доминирующим фактором высшего образования стала ориентация на потребителя образовательных услуг. Акцент российского высшего образования сместился на новые требования к специальностям инженерно-технического профиля в соответствии с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики России. Это послужило поводом для разработки новых образовательных стандартов, ориентированных на потребителя и реализуемых с его непосредственным участием.

С 1999 по 2013 г. стандарты высшей школы менялись неоднократно. В 2009 г. введен ныне действующий федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС 3, на смену которому вступает в силу модернизированный стандарт ФГОС 3+, а вслед за ним уже сегодня обсуждается концепция образовательного стандарта ФГОС 4 [1, 2]. В условиях таких стремительных изменений каждый последующий образовательный стандарт, еще на стадии своего вступления в действие, содержит множество неразрешимых вопросов, требующих тщательной проработки и дающих основания для последующих нововведений [3].

Список литературы

1. Красногорская Н.Н., Цвиленева Н.Ю. Опыт подготовки специалистов и бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в Уфимском государственном авиационном техническом университете // Безопасность в техносфере. 2013. № 2. С. 71–76. DOI: 10.12737/327.

2. Александров А.А., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2013. № 4. С. 49–70. DOI: 10.12737/721.

3. Девисилов В.А. Обучение безопасности жизнедеятельности в российских вузах: состояние, проблемы, задачи // Безопасность в техносфере. 2014. № 2. С. 3–6. DOI:

4. Девисилов В.А., Павлихин Г.П. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. 2011. № 3. С. 50–64.

5. Девисилов В.А. Разработка примерного учебного плана подготовки бакалавров по направлению 280700 – «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2011. № 5. С. 51–65.

6. 12737/3664.

Войти или Создать
* Забыли пароль?