сотрудник
, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ОКСО 38.06.01 Экономика
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 9007 Экономика. Управление. Бизнес. Право
Дано описание основных особенностей стратегического планирования в государственном управлении. Приводятся теоретические основы PEST-анализа как инструмента стратегического планирования. Приводится краткая информация о состоянии отрасли информатизации в Республике Татарстан. Дается количественный анализ оказания электронных государственных услуг населению Республики Татарстан. Дана динамика развития Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан за несколько лет. Выявлены факторы внешней среды, оказывающие влияние на систему предоставления государственных и муниципальных услуг. По основным признакам выявленные факторы были разбиты на четыре группы: политические, экономические, социальные, технологические. Среди государственных служащих Министерства информатизация и связи Республики Татарстан проведена экспертная оценка выявленных факторов. Проведен рассчет реальной значимости каждого фактора и их ранжирование в порядке убывания значимости. Прописаны воздействия наиболее значимых факторов на отрасль. Предложены мероприятия снижения негативного влияния факторов и максимального использования положительного влияния факторов.
стратегическое планирование, pest-анализ, государственное управление, цифровизация экономики, электронные государственные и муниципальные услуги, интернет, Республика Татарстан
Введение. В современном государственном управлении для обеспечения принятия эффективных управленческих решений в условиях постоянно изменяющейся внешней среды необходимо обладать инструментами стратегического анализа.
В стратегическом планировании разработано множество инструментов и моделей, которые дают возможность решать задачи оценки текущего состояния организации и переспектив его развития. Особенностями организации деятельности органов исполнительной власти в сфере стратегического управления являются:
1. Государственное управление – это отдельный конкретный вид деятельности со своими специфическими функциями и компетенциями.
2. Государственное управление носит исполнительно-распорядительный характер, так как внедрение законов и их использование относится к исполнительной власти, а наличие юридических и властных полномочий определяет распорядительную часть.
3. Государственным управлением занимаются специальные субъекты государственного аппарата.
4. Государственное управление представляет собой непрерывный менеджмент социально–культурных и административно-политических тенденций в обществе.
Условия, материалы и методы исследований. Важнейшим инструментом, который часто применяется в стратегическом планировании, является PEST-анализ. Он предназначен для выявления политических (Political), экономических (Economical), социальных (Social) и технологических (Technological) факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность организации. Данный метод оценки деятельности может быть примененен и к субъектам государственного управления.
PEST-анализ имеет множество достоинств:
- обеспечение целостной картины внешнего окружения;
- более детальный анализ внешней среды;
- активное стимулирование руководителя к действию и учету внешних факторов.
Однако данный инструмент стратегического планирования игнорирует «внутренние» факторы, оказывающие влияние на организационные процессы, поэтому он применим только для анализа долгосрочных целей и не позволяет оперативно реагировать на изменения.
Процесс проведения PEST-анализа организации и объекта государственного управления можно условно разбить на следующие этапы:
1. Определение факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации;
2. Сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора;
3. Анализ значимости и степени влияния каждого фактора;
Анализ и обсуждение результатов исследований. Для получения реалистичной картины об изменении предложенных факторов были опрошены респоденты, которые с разных точек зрения на объект исследования – систему предоставления электронных государственных и муниципальных услуг: независимые эксперты отрасли, государственные служащие Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, маркетологи смежных отраслей. Была изучена открытая информация в сфере предоставления государственных и муницпальных услуг в сети интернет, открытые данные отчетов ведомств и статистические данные Министерства информатизации и связи Республики Татарстан.
Республика Татарстан является признанным лидером в области информационного обеспечения различных сфер деятельности. В области предоставления электронных услуг Республика Татарстан в 2016-2018 годах заняла первое место в Поволжском федеральном округе.
По итогам 2018 года получен валовой доход отрасли в размере 56,7 миллиарда рублей. Максимальную долю в структуре валового дохода занимают мобильная связь 36,1% и информационные технологии 31,9%, оставшаяся часть приходится на фиксированную связь 23,3%, почтовую связь 5,5%, телерадиовещание 3,2%. Объем инвестиций в основной капитал составил 3,99 миллиарда рублей. Среднемесячная заработная плата работников отрасли за 2018 год достигла 43,5 тысячи рублей. Налоговая задолженность в бюджет по социально-значимым предприятиям и задолженность по выплате заработной платы на предприятиях отрасли отсутствует.
В Татарстане более 80% жителей пользуются услугами в электронном виде – это показатель опроса населения республики, проведенного Росстатом. В целом количество пользования электронными услугами в республике ежегодно растет. Так, в 2018 году татарстанцы воспользовались электронными услугами более 211 миллионов раз, что в 1,6 раз больше, чем за 2017 год. Самыми популярными сервисами остаются «Просмотр оценок ребенка» и «Запись на прием к врачу».
Ежегодно татарстанцы экономят 150 миллионов рублей на отсутствии комиссии на Портале госуслуг РТ, 31,3 миллиона часов – при записи удаленно к врачу, 5,6 миллиона часов – при записи к сотруднику МФЦ, 8 миллионов часов – при подаче заявлений и документов онлайн (табл. 1).
По результатам 2018 года количество оказанных услуг превысило 211 миллионов штук, что в 6 раз больше, чем в 2014 году. А сумма проведенных оплат составила более 20 миллиардов рублей – рост в сравнении с 2014 годом шестикратный. По другим показателям, представленных в таблице, наблюдаются аналогичные темпы роста. Это говорит о росте популярности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде среди граждан Республики Татарстан.
В 2018 году на Портале госуслуг РТ введены 17 новых услуг и сервисов, среди которых оплата средств самообложения, оплата штрафов за парковку в зеленой зоне, получение справки о размере пенсии и архивных справок и другие.
Далее на основе опроса респодентов был составлен перечень факторов, оказывающих влияние на систему предоставления электронных государственных и муниципальных в долгосрочной перспективе, данные факторы были разбиты на четыре группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические. После того, как все факторы, способные оказать влияние на эффективность системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме были выбраны, автор оценил силу влияния каждого фактора. Сила влияния фактора оценивалась по шкале от 1 до 3, где:
1 – влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании;
2 – только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании;
3 – влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании.
Далее среди экспертов проводилась оценка вероятности изменения фактора «Вероятность колебаний», оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность. Оценку лучше проводить не индивидуально, а среди круга людей, имеющих определенный опыт работы в отрасли и экспертизу в любом из направлений работы. В нашем случае экспертами выступили государственные служащие Министерства информатизации и связи Республики Татарстан и сотрудники Центра информационных технологий Республики Татарстан. Результаты экспертной оценки представлены в табл. 2.
Следующим шагом PEST-анализа является рассчет реальной значимости каждого фактора. Реальная значимость позволяет оценить, насколько компании следует обращать внимание и контролировать фактор изменения внешний среды, и рассчитывается как вероятность изменения фактора, взвешенная на силу влияния этого фактора на эффективность системы. Чем выше реальная значимость фактора, тем больше внимания и усилий следует уделять для снижения негативного влияния фактора на организацию.
Автором составлена универсальная формула для расчета оценки с поправкой на вес:
(1)
Ов – Оценка с поправкой на вес;
Эо – Экспертная оценка
Вф – Влияние фактора
Завершающим шагом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид. Все факторы в порядке убывания своей важности были размещены в представленной таблице.
Для того, чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору необходимо прописать воздействие фактора на отрасль, на объект исследования и спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность организации.
Как видно из сводной табл. 2 PEST-анализа эффективности системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг, наиболее значимым политическим фактором внешней среды является стремление к протекционизму отрасли и наличие государственных компаний в сфере цифровизации государственных и муниципальных услуг. Основными субъектами реализации госуслуг являются государственные органы исполнительной власти, они разрабатывают нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, а также различного рода программы и дорожные карты развития отрасли. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является оператором Портала государственных услуг Российской Федерации. При этом количество частных компаний, которые участвуют в реализации предоставления электронных государственных и муниципальных услуг, незначительно. Например, многофункциональные центры не относятся к органам государственной власти или их ведомствам. Они работают как автономные организации, а их операторы определяются на основе конкурса и осуществляют прием документов от заявителей, обработку заявок на оказание государственных услуг, передают их в органы власти, после чего обеспечивают передачу заявителям готовых документов. Искуственно создаваемые барьеры вхождения в отрасль для частных компаний являются причинами низкого качества предоставляемых государственных услуг, бюрократизации внутренних процессов и относительной сложности интерфейсов и алгоритмов получения услуг. для заявителей на Порталах госуслуг и в многофункциональных центрах. Поэтому необходимо на конкурсной основе проводить различные тендеры на реализацию проектов перевода государственной и муниципальных услуг в электронный вид, системы их предоставления и оценки качества с участием частных компаний среднего и малого бизнеса.
Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды – наиболее значимый экономический фактор внешней среды. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из ключевых факторов развития конкуренции. Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению и переориентации на новые виды деятельности, применению новых технологий и научных разработок малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений, способен составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность. (8) Для системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг это применимо в области повышения их качества, росту количества и разнообразия услуг, а также быстрому переводу из традционного в электронный вид.
Требования к качеству продукции и уровню государственных сервисов является важнейшим фактором и основным показателем эффективности органов исполнительной власти, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Значение анализа качества трудно переоценить. Полученные результаты могут явиться базой для выработки направлений политики совершенствования системы государственного управления. Итоги анализа позволят определить эффективность принимаемых решений и реализуемых мероприятий. Исследования в области существующих методик оценки качества государственных услуг позволили выявить основные проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти: это дефицит законодательных стандартов в данной сфере, отсутствие общих правил оценки качества государственных услуг, недостаточное нормативно-правовое обеспечение и прочее. Автором в своем диссертационном исследовании предлагается универсальная методика оценки качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Предложенная методика оценка качества оказания электронных государственных услуг направлена на выявление типовых и частных проблем перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму, их систематизация и анализ, обеспечение руководителей ведомств, осуществляющих перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму, информацией, необходимой для принятия управленческих решений на основании оценки и анализа качества перевода услуг в электронную форму.
Развитие и проникновение интернета и развитие мобильных устройств – основной фактор эффективности системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг. В какой степени государство развивает интернет, внедряет технологии мобильного доступа к сети и увеличения скорости зависит количество пользователей Порталов государственных услуг Российской Федерации и его субъектов.
Выводы. Российская Федерация уверенно занимает лидирующие позиции в сфере проникновения интернета среди населения. Поэтому в текущее время нашему государству необходимо не сбавлять темпы развития сети интернет, начинать внедрение сетей пятого поколения, проводить популяризацию электронных услуг среди населения, особенно старшего поколения, а также реализовывать комплексные программы цифровизации государственного управления.
Как видно из результатов PEST-анализа, выявлены наиболее значимые факторы внешней среды, которые существенно влияют на систему предоставления электронных государственных и муниципальных услуг. Были предложены мероприятия снижения негативного влияния одних факторов и максимального использования положительного влияния других факторов.
Полученные результаты в ходе исследования и на основании PEST-анализа дают руководителям органов исполнительной власти возможность грамотно проанализировать внешнее окружение организации, а также своевременно оценить текущую ситуацию, складывающуюся в деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
1. Ермакова К.Л., Штоколова К.В. Инструменты стратегического анализа деятельности организации // Политика, экономика и инновации. 2018. №4 (21).
2. Сверчкова К.А., Рожкова (Мамаева) Л.В. SWОТ-анализ, РЕSТ-анализ: возможности и ограничения использования в практике современных компаний // Вестник ПензГУ. 2017. №4 (20).
3. M. Soledad Janita, F. Javier Miranda, Quality in e-Government services: A proposal of dimensions from the perspective of public sector employees, Telematics and Informatics, Volume 35, Issue 2, 2018, Pages 457-469, ISSN 0736-5853, https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.01.004.
4. Капогузов Е.А., Торощина М.Е., Институциональные изменения в системе оценки качества государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. №1.
5. Sakari Taipale, The use of e-government services and the Internet: The role of socio-demographic, economic and geographical predictors, Telecommunications Policy, Volume 37, Issues 4–5, 2013, Pages 413-422, ISSN 0308-5961, https://doi.org/10.1016/j.telpol.2012.05.005.
6. Пошаговая инструкция по составлению PEST-анализа // PowerBranding.ru URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/pest/example/ (дата обращения: 11.09.2019).
7. Отчет о деятельности министерства информатизации и связи Республики Татарстан в 2018 году // Министерство информатизации и связи Республики Татарстан
8. Кузнецова Е. А. Влияние развития малого и среднего предпринимательства на развитие конкуренции // Молодой ученый. – 2012. – №2. – С. 126-128.
9. Сафиуллина Ч.Р., Сафиуллин Н.А. Оценка конкурентоспособности портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан // Вклад молодых ученых в аграрную науку Материалы Международной научно-практической конференции. г. Казань. – 2019. – С. 346-349.
10. Сафиуллин Н.А., Рауфов У.Р. PEST анализ супермаркета "Бахетле"// В сборнике: Актуальные проблемы бухгалтерского учета и аудита в условиях интенсивного развития современных технологий в агропромышленном комплексе (Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых). г. Казань. – 2018. – С. 101-105.
11. Главная страница // Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан URL: https://uslugi.tatarstan.ru/ (дата обращения: 09.09.2019).
12. Воскресенская Е.В., Ворона-Сливинская Л.Г., Лойко А. Н. Концепция развития сферы государственных услуг в условиях цифровой экономики // Colloquium-journal. 2019. №4 (28).