ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ PEST АНАЛИЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Дано описание основных особенностей стратегического планирования в государственном управлении. Приводятся теоретические основы PEST-анализа как инструмента стратегического планирования. Приводится краткая информация о состоянии отрасли информатизации в Республике Татарстан. Дается количественный анализ оказания электронных государственных услуг населению Республики Татарстан. Дана динамика развития Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан за несколько лет. Выявлены факторы внешней среды, оказывающие влияние на систему предоставления государственных и муниципальных услуг. По основным признакам выявленные факторы были разбиты на четыре группы: политические, экономические, социальные, технологические. Среди государственных служащих Министерства информатизация и связи Республики Татарстан проведена экспертная оценка выявленных факторов. Проведен рассчет реальной значимости каждого фактора и их ранжирование в порядке убывания значимости. Прописаны воздействия наиболее значимых факторов на отрасль. Предложены мероприятия снижения негативного влияния факторов и максимального использования положительного влияния факторов.

Ключевые слова:
стратегическое планирование, pest-анализ, государственное управление, цифровизация экономики, электронные государственные и муниципальные услуги, интернет, Республика Татарстан
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В современном государственном управлении для обеспечения принятия эффективных управленческих решений в условиях постоянно изменяющейся внешней среды необходимо обладать инструментами стратегического анализа.

В стратегическом планировании разработано множество инструментов и моделей, которые дают возможность решать задачи оценки текущего состояния организации и переспектив его развития. Особенностями организации деятельности органов исполнительной власти в сфере стратегического управления являются:

1. Государственное управление – это отдельный конкретный вид деятельности со своими специфическими функциями и компетенциями.

2. Государственное управление носит исполнительно-распорядительный характер, так как внедрение законов и их использование относится к исполнительной власти, а наличие юридических и властных полномочий определяет распорядительную часть.

3. Государственным управлением занимаются специальные субъекты государственного аппарата.

4. Государственное управление представляет собой непрерывный менеджмент социально–культурных и административно-политических тенденций в обществе.

Условия, материалы и методы исследований. Важнейшим инструментом, который часто применяется в стратегическом планировании, является PEST-анализ. Он предназначен для выявления политических (Political), экономических (Economical), социальных (Social) и технологических (Technological) факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность организации. Данный метод оценки деятельности может быть примененен и к субъектам государственного управления.

PEST-анализ имеет множество достоинств:

- обеспечение целостной картины внешнего окружения;

- более детальный анализ внешней среды;

- активное стимулирование руководителя к действию и учету внешних факторов.

Однако данный инструмент стратегического планирования игнорирует «внутренние» факторы, оказывающие влияние на организационные процессы, поэтому он применим только для анализа долгосрочных целей и не позволяет оперативно реагировать на изменения.

Процесс проведения PEST-анализа организации и объекта государственного управления можно условно разбить на следующие этапы:

1. Определение факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации;

2. Сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора;

3. Анализ значимости и степени влияния каждого фактора;

Анализ и обсуждение результатов исследований. Для получения реалистичной картины об изменении предложенных факторов были опрошены респоденты, которые с разных точек зрения на объект исследования – систему предоставления электронных государственных и муниципальных услуг: независимые эксперты отрасли, государственные служащие Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, маркетологи смежных отраслей. Была изучена открытая информация в сфере предоставления государственных и муницпальных услуг в сети интернет, открытые данные отчетов ведомств и статистические данные Министерства информатизации и связи Республики Татарстан.

Республика Татарстан является признанным лидером в области информационного обеспечения различных сфер деятельности. В области предоставления электронных услуг Республика Татарстан в 2016-2018 годах заняла первое место в Поволжском федеральном округе.

По итогам 2018 года получен валовой доход отрасли в размере 56,7 миллиарда рублей. Максимальную долю в структуре валового дохода занимают мобильная связь 36,1% и информационные технологии 31,9%, оставшаяся часть приходится на фиксированную связь 23,3%, почтовую связь 5,5%, телерадиовещание 3,2%. Объем инвестиций в основной капитал составил 3,99 миллиарда рублей. Среднемесячная заработная плата работников отрасли за 2018 год достигла 43,5 тысячи рублей. Налоговая задолженность в бюджет по социально-значимым предприятиям и задолженность по выплате заработной платы на предприятиях отрасли отсутствует.

В Татарстане более 80% жителей пользуются услугами в электронном виде – это показатель опроса населения республики, проведенного Росстатом. В целом количество пользования электронными услугами в республике ежегодно растет. Так, в 2018 году татарстанцы воспользовались электронными услугами более 211 миллионов раз, что в 1,6 раз больше, чем за 2017 год. Самыми популярными сервисами остаются «Просмотр оценок ребенка» и «Запись на прием к врачу».

Ежегодно татарстанцы экономят 150 миллионов рублей на отсутствии комиссии на Портале госуслуг РТ, 31,3 миллиона часов – при записи удаленно к врачу, 5,6 миллиона часов – при записи к сотруднику МФЦ, 8 миллионов часов – при подаче заявлений и документов онлайн (табл. 1).

По результатам 2018 года количество оказанных услуг превысило 211 миллионов штук, что в 6 раз больше, чем в 2014 году. А сумма проведенных оплат составила более 20 миллиардов рублей – рост в сравнении с 2014 годом шестикратный. По другим показателям, представленных в таблице, наблюдаются аналогичные темпы роста. Это говорит о росте популярности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде среди граждан Республики Татарстан.

В 2018 году на Портале госуслуг РТ введены 17 новых услуг и сервисов, среди которых оплата средств самообложения, оплата штрафов за парковку в зеленой зоне, получение справки о размере пенсии и архивных справок и другие.

Далее на основе опроса респодентов был составлен перечень факторов, оказывающих влияние на  систему предоставления электронных государственных и муниципальных в долгосрочной перспективе, данные факторы были разбиты на четыре группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические. После того, как все факторы, способные оказать влияние на эффективность системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме были выбраны, автор оценил силу влияния каждого фактора. Сила влияния фактора оценивалась по шкале от 1 до 3, где:

1 – влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании;

2 – только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании;

3 – влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании.

Далее среди экспертов проводилась оценка вероятности изменения фактора «Вероятность колебаний», оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность. Оценку лучше проводить не индивидуально, а среди круга людей, имеющих определенный опыт работы в отрасли и экспертизу в любом из направлений работы. В нашем случае экспертами выступили государственные служащие Министерства информатизации и связи Республики Татарстан и сотрудники Центра информационных технологий Республики Татарстан. Результаты экспертной оценки представлены в табл. 2.

Следующим шагом PEST-анализа является рассчет реальной значимости каждого фактора. Реальная значимость позволяет оценить, насколько компании следует обращать внимание и контролировать фактор изменения внешний среды, и рассчитывается как вероятность изменения фактора, взвешенная на силу влияния этого фактора на эффективность системы. Чем выше реальная значимость фактора, тем больше внимания и усилий следует уделять для снижения негативного влияния фактора на организацию.

Автором составлена универсальная формула для расчета оценки с поправкой на вес:

 

          (1)

 

 

Ов –  Оценка с поправкой на вес;

Эо – Экспертная оценка

Вф – Влияние фактора

Завершающим шагом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид. Все факторы в порядке убывания своей важности были размещены в представленной таблице.

Для того, чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору необходимо прописать воздействие фактора на отрасль, на объект исследования и спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность организации.

Как видно из сводной табл. 2 PEST-анализа эффективности системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг, наиболее значимым политическим фактором внешней среды является стремление к протекционизму отрасли и наличие государственных компаний в сфере цифровизации государственных и муниципальных услуг. Основными субъектами реализации госуслуг являются государственные органы исполнительной власти, они разрабатывают нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, а также различного рода программы и дорожные карты развития отрасли. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является оператором Портала государственных услуг Российской Федерации. При этом количество частных компаний, которые участвуют в реализации предоставления электронных государственных и муниципальных услуг, незначительно. Например, многофункциональные центры не относятся к органам государственной власти или их ведомствам. Они работают как автономные организации, а их операторы определяются на основе конкурса и осуществляют прием документов от заявителей, обработку заявок на оказание государственных услуг, передают их в органы власти, после чего обеспечивают передачу заявителям готовых документов. Искуственно создаваемые барьеры вхождения в отрасль для частных компаний являются причинами низкого качества предоставляемых государственных услуг, бюрократизации внутренних процессов и относительной сложности интерфейсов и алгоритмов получения услуг. для заявителей на Порталах госуслуг и в многофункциональных центрах. Поэтому необходимо на конкурсной основе проводить различные тендеры на реализацию проектов перевода государственной и муниципальных услуг в электронный вид, системы их предоставления и оценки качества с участием частных компаний среднего и малого бизнеса.

Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды – наиболее значимый экономический фактор внешней среды. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из ключевых факторов развития конкуренции. Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению и переориентации на новые виды деятельности, применению новых технологий и научных разработок малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений, способен составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность. (8) Для системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг это применимо в области повышения их качества, росту количества и разнообразия услуг, а также быстрому переводу из традционного в электронный вид.

Требования к качеству продукции и уровню государственных сервисов является важнейшим фактором и основным показателем эффективности органов исполнительной власти, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Значение анализа качества трудно переоценить. Полученные результаты могут явиться базой для выработки направлений политики совершенствования системы государственного управления. Итоги анализа позволят определить эффективность принимаемых решений и реализуемых мероприятий. Исследования в области существующих методик оценки качества государственных услуг позволили выявить основные проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти: это дефицит законодательных стандартов в данной сфере, отсутствие общих правил оценки качества государственных услуг, недостаточное нормативно-правовое обеспечение и прочее. Автором в своем диссертационном исследовании предлагается универсальная методика оценки качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Предложенная методика оценка качества оказания электронных государственных услуг направлена на выявление типовых и частных проблем перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму, их систематизация и анализ, обеспечение руководителей ведомств, осуществляющих перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму, информацией, необходимой для принятия управленческих решений на основании оценки и анализа качества перевода услуг в электронную форму.

Развитие и проникновение интернета и развитие мобильных устройств – основной фактор эффективности системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг. В какой степени государство развивает интернет, внедряет технологии мобильного доступа к сети и увеличения скорости зависит количество пользователей Порталов государственных услуг Российской Федерации и его субъектов.

Выводы. Российская Федерация уверенно занимает лидирующие позиции в сфере проникновения интернета среди населения. Поэтому в текущее время нашему государству необходимо не сбавлять темпы развития сети интернет, начинать внедрение сетей пятого поколения, проводить популяризацию электронных услуг среди населения, особенно старшего поколения, а также реализовывать комплексные программы цифровизации государственного управления.

Как видно из результатов PEST-анализа, выявлены наиболее значимые факторы внешней среды, которые существенно влияют на систему предоставления электронных государственных и муниципальных услуг. Были предложены мероприятия снижения негативного влияния одних факторов и максимального использования положительного влияния  других факторов.

Полученные результаты в ходе исследования и на основании PEST-анализа дают руководителям органов исполнительной власти возможность грамотно проанализировать внешнее окружение организации, а также своевременно оценить текущую ситуацию, складывающуюся в деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

 

Список литературы

1. Ермакова К.Л., Штоколова К.В. Инструменты стратегического анализа деятельности организации // Политика, экономика и инновации. 2018. №4 (21).

2. Сверчкова К.А., Рожкова (Мамаева) Л.В. SWОТ-анализ, РЕSТ-анализ: возможности и ограничения использования в практике современных компаний // Вестник ПензГУ. 2017. №4 (20).

3. M. Soledad Janita, F. Javier Miranda, Quality in e-Government services: A proposal of dimensions from the perspective of public sector employees, Telematics and Informatics, Volume 35, Issue 2, 2018, Pages 457-469, ISSN 0736-5853, https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.01.004.

4. Капогузов Е.А., Торощина М.Е., Институциональные изменения в системе оценки качества государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. №1.

5. Sakari Taipale, The use of e-government services and the Internet: The role of socio-demographic, economic and geographical predictors, Telecommunications Policy, Volume 37, Issues 4–5, 2013, Pages 413-422, ISSN 0308-5961, https://doi.org/10.1016/j.telpol.2012.05.005.

6. Пошаговая инструкция по составлению PEST-анализа // PowerBranding.ru URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/pest/example/ (дата обращения: 11.09.2019).

7. Отчет о деятельности министерства информатизации и связи Республики Татарстан в 2018 году // Министерство информатизации и связи Республики Татарстан

8. Кузнецова Е. А. Влияние развития малого и среднего предпринимательства на развитие конкуренции // Молодой ученый. – 2012. – №2. – С. 126-128.

9. Сафиуллина Ч.Р., Сафиуллин Н.А. Оценка конкурентоспособности портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан // Вклад молодых ученых в аграрную науку Материалы Международной научно-практической конференции. г. Казань. – 2019. – С. 346-349.

10. Сафиуллин Н.А., Рауфов У.Р. PEST анализ супермаркета "Бахетле"// В сборнике: Актуальные проблемы бухгалтерского учета и аудита в условиях интенсивного развития современных технологий в агропромышленном комплексе (Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых). г. Казань. – 2018. – С. 101-105.

11. Главная страница // Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан URL: https://uslugi.tatarstan.ru/ (дата обращения: 09.09.2019).

12. Воскресенская Е.В., Ворона-Сливинская Л.Г., Лойко А. Н. Концепция развития сферы государственных услуг в условиях цифровой экономики // Colloquium-journal. 2019. №4 (28).

Войти или Создать
* Забыли пароль?