Комитет по образованию Государственной Думы РФ ( Член экспертного совета по общему образованию)
Россия
В статье представлен анализ формирования и разворачивания массовых открытых онлайн-курсов (МООК) для учителей. Рассмотрены особенности разработки МООК для повышения квалификации педагогов, проанализировано влияние МООК на развитие информационной образовательной среды для школ в условиях развития форм электронного обучения. Предложены рекомендации по встраиванию МООК в информационную среду школы на основе создания педагогического сообщества региональных тьюторов-методистов и педагогов в совместном освоении МООК по курсам ИИТО ЮНЕСКО, а также вовлечения творческих учителей в формирование авторских открытых образовательных ресурсов (ООР) и МООК для учащихся как среды электронного обучения в регионе.
повышение квалификации педагогов, ИКТ-компетентность педагога, электронное обучение, массовые открытые онлайн-курсы, информационная образовательная среда, цифровая педагогика, открытые образовательные ресурсы.
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses), названные в числе 30 наиболее перспективных тенденций в развитии образования до 2028 г., открыли новые возможности в сфере дистанционного образования. Концепция МООК опирается на ключевые принципы новой теории обучения — коннективизма: разнообразие подходов, подход к обучению как
к процессу формирования сети и принятия решений, обучение и познание как процесс, а не состояние. МООК устраняют территориальные и временные барьеры, они носят глобальный характер и выходят за рамки одного университета. МООК повышают самостоятельность и мотивацию студентов в приобретении навыков, необходимых для профессиональной деятельности в глобальном цифровом мире. По своей форме MOOK — это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Авторами курсов являются преподаватели ведущих университетов. MOOK опираются на активное участие и взаимодействие студентов с преподавателями и между собой.
Важной составляющей МООК являются открытые образовательные ресурсы (ООР). К настоящему времени ООР-сообщество выработало общие подходы к созданию электронных репозиториев учебных материалов. Создаются, пополняются и используются десятки крупных архивов ООР в мире.
1. Бадарч Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2013. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214728.pdf (дата обращения: 23.06.2014)
2. ICT in Teacher Education: Policy, Open Educational Resources and Partnership // Proceedings of International Conference IITE-2010, St. Petersburg , 15-16 November 2010. St. Petersburg, Russian Federation: UNESCO, 2011. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214684/ (дата обращения: 20.07.2013).
3. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. Paris: UNESCO, 2011. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002134/213475e.pdf (дата обращения: 05.07.2013).
4. ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества // Сб. тез. Междунар. конфер. ИИТО-2012, Москва, 13-14 ноября 2012 г. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214718/ (дата обращения: 09.07.2013).
5. ИКТ и качество образования: Ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего // Матер. Междунар. конф. ИИТО ЮНЕСКО и Ассоциированных школ ЮНЕСКО, Казань, 26-27 апреля 2011 г. Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2011. URL: http://iite.unesco.org/capacity_development/aspnet/fi les/Materials_2011.pdf (дата обращения: 21.06.2013).