Одним из общепринятых показателей квалификации преподавателей является их остепененность. В данной статье на основе показателя «остепененность» рассматривается структура руководящего состава вуза на примере Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС). Приводится анализ данного показателя всей структуры руководящего состава университета: ректор, проректоры, деканы и заведующие кафедрами СГУПС. В статье также предпринята попытка анализа на основе показателя «остепененность» педагогического состав кафедры «Графика» и выявления основных видов деятельности педагогического состава кафедры. Приведен перечень преподаваемых дисциплин на кафедре с учетом направлений подготовки и указанием курса. В данной работе подчеркивается ключевая роль вузовской кафедры в системе высшего образования, выделяются основные функции преподавателей кафедры, а также функции и особенности организации работы заведующего кафедрой.
университет, кафедра, преподаватель, заведующий кафедрой
Вуз является элементом системы образования, а значит, особенности управления происходящими в нем процессами являются особенностью образовательной системы в целом. За последнее время вопросам организации работы кафедры посвящены многие исследования российских педагогов-практиков, наших коллег [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7], каждый из которых по-своему освещает проблемы современного университета.
Иерархия любого университета включает в себя руководителей трех уровней: ректор и проректоры, деканы, заведующие кафедрами (рис. 1).
Ректор и весь руководящий состав входят в преподавательский состав вуза, являясь профессорами или доцентами университетских кафедр. На Западе ректором вуза может быть управленец, человек, далекий от системы образования и науки. В России же ректор вуза обязательно должен иметь ученую степень и быть практикующим преподавателем, занимающимся научной деятельностью.
Рассмотрим руководящий состав Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) на основе показателя «остепененность» более подробно. В СГУПС состав ректората следующий (рис. 2):
− Ректор – д-р техн. наук.
− Проректор по учебной работе – канд. техн. наук.
− Проректор по научной работе – д-р техн. наук.
− Проректор по воспитательной работе – канд. пед. наук.
− Проректор по связям с производством и производственному обучению.
− Проректор по административно-хозяйственной работе.
− Советник ректора по международным связям – д-р экон. наук
Следующей ступенью вузовской иерархии являются деканы факультетов.
В настоящее время в СГУПС 10 факультетов, которые возглавляют деканы:
−Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте – канд. техн. наук, доцент.
− Строительство железных дорог – д-р техн. наук, профессор.
− Мосты и тоннели – канд. техн. наук, профессор.
− Управление транспортно-технологическими комплексами – д-р техн. наук, профессор.
− Промышленное и гражданское строительство – канд. техн. наук, доцент.
− Инженерно-экономический факультет – д-р экон. наук, профессор.
− Мировая экономика и право – канд. экон. наук.
− Управление персоналом – канд. филос. наук, доцент.
− Бизнес-информатика – д-р техн. наук, профессор.
− Заочный факультет – канд. техн. наук, доцент.
Итого, из 10 деканов – 4 доктора наук, что составляет 40% от общего количества деканов (рис. 3).
И, наконец, рассмотрим следующую ступень вузовской иерархии − кафедры. В СГУПС насчитывается 28 выпускающих, 5 общетехнических, 4 общеобразовательных и 5 гуманитарных кафедр. Всеми ими руководят заведующие кафедрами, среди которых:
− выпускающими кафедрами – 10 профессоров, докторов наук;
− общетехническими кафедрами – 2 профессора, доктора наук;
− общеобразовательными кафедрами – 2 доктора наук, профессора;
− гуманитарными – 2 профессора, доктора наук.
Итого, из 42 кафедр 16-ю руководят доктора наук, что составляет 38% от общего количества. Остальные 62% заведующих кафедрами – кандидаты наук (табл. 1, рис. 4).
Таблица 1
Заведующие кафедрами СГУПС
Факультет |
Количество зав. каф., чел. |
Доктора наук, чел. |
Кандидаты наук, чел. |
Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте |
6 |
2 |
4 |
Строительство железных дорог |
4 |
1 |
3 |
Мосты и тоннели |
4 |
3 |
1 |
Управление транспортно-технологическими комплексами |
5 |
3 |
2 |
Промышленное и гражданское строительство |
5 |
3 |
2 |
Инженерно-экономический факультет |
4 |
2 |
2 |
Мировая экономика и право |
8 |
1 |
7 |
Управление персоналом |
3 |
1 |
2 |
Бизнес-информатика |
3 |
1 |
2 |
Координируют работу преподавателей заведующие кафедрами, которые руководят коллективом и выполняют свои функции планирования и контроля с учетом целей и задач кафедральной деятельности, особенностей и состава коллектива, а также в связи с конкретными нестандартными ситуациями. Заведующий кафедрой должен личным примером завоевывать авторитет своих коллег, уметь грамотно организовывать работу преподавательского состава кафедры. Он должен постоянно повышать свою квалификацию не только по преподаваемым дисциплинам, но и в области трудовых отношений в вузе, а также иметь соответствующую подготовку в вопросах регулирования трудовых отношений. Руководство нашего университета ответственно подходит к данному вопросу и регулярно проводит обучение для руководящего состава СГУПС в данной области.
Заведующий кафедрой должен следить за своевременным повышением квалификации своих сотрудников и особую роль отводить подготовке молодых преподавателей. На нашей кафедре практикуется опыт прикрепления молодого преподавателя-стажера к более опытному с целью передачи ему профессиональных знаний и умений. Для успешной организации работы кафедры при распределении нагрузки заведующий кафедрой выбирает напарников для молодых преподавателей.
Безусловно, университетские кафедры играют одну из главных ролей в системе управления университетом, т.к. преподавательский состав кафедры:
− обеспечивает образовательный процесс;
− разрабатывает учебно-методический контент, включающий рабочие программы, календарные планы, тематические планы занятий, учебные и методические печатные и электронные пособия;
− занимается научными исследованиями и прикладными разработками [1, 5, 6, 7].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в системе высшего образования кафедры выполняют функции производственных подразделений. Следовательно, эффективность функционирования вуза в целом во многом зависит от преподавательского состава кафедр и от четкой организации работы на ней.
1. Вышнепольский В.И., Волошин А.Э., Цуранов Н.М. Ученый, изобретатель, заведующий кафедрой. Геометрия и графика. − 2014. − Т. 2. − № 1. − С. 58−65.
2. Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов. Высшее образование в России. − №1. – 2019. − С. 46−56.
3. Вышнепольский В.И. Журнал "Геометрия и графика" в РИНЦ и SCOPUS // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. −2015. − Т. 1. − С. 17-33.
4. Гурье Л.И., Маркина Л.Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности. Высшее образование в России. − №2. – 2009. − С. 91−95.
5. Болбат О.Б. Современное графическое образование в техническом вузе (на примере обзора графических работ студентов СГУПС). Современный взгляд на будущее науки // Сборник статей Международной научно-практической конференции. − 2015. − С. 127−132.
6. Вышнепольский В.И., Сальков Н.А. Положение дел в геометрии на современном этапе // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. − 2019. − Т. 1. − С. 39−43.
7. Андрюшина Т.В. Управление инновационной деятельностью на кафедре графики. Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы // Сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин). отв. ред. К. А. Вольхин. − 2015. − С. 90−95.