МИР И ВОЙНА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И КАРТИНЫ МИРА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор поднимает проблему становления социокультурного опыта детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников. Раскрывает термины «кругозор», «картина мира» и «социокультурный опыт», обосновывает их взаимосвязь. Показывает место понятий о мире и войне в мировоззрении и социокультурном опыте детей. Ставит вопрос о формировании основ исторической памяти на первых уровнях образования. Выдвигает гипотезу о взаимосвязи ценностей и социокультурного опыта. Предлагает вариант проектирования содержания образовательной деятельности на основе аксиологического подхода. Приводит примеры народных пословиц о войне, мире, героизме и перечень произведений изобразительного искусства для ознакомления детей с историческим (в том числе батальным) жанром изобразительного искусства.

Ключевые слова:
аксиологический подход, картина мира, категории, кругозор, историческая память, мироощущение, мировоззрение, мышление, первичная социализация, система ценностей, социокультурный опыт
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Согласно Указу № 327 Президента Российской Федерации от 8 июля 2019 г., 2020-й г. объявлен в России «Годом памяти и славы» в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия победы российского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Это актуализирует проведение научных изысканий, связанных с изучением начального этапа в становлении исторической памяти человека и общества, поиском эффективных путей приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к национальным традициям и ценностям, проектированием задач и содержания образования в целях расширения социокультурного опыта детей на первых уровнях образования. 

В данной статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования, проведенного автором в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» (№ 073-00026-20-01) на 2020 г. Исполнитель – лаборатория интеграции искусств и культурологии образования им. Б.П. Юсова Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».

Проблема предпринятого исследования видится в поиске путей разрешения следующих противоречий: 1) между законодательным запросом со стороны государства на воспитание будущего гражданина России как патриота, наследующего ценности и традиции  российского народа, и неготовностью первых уровней образования к целенаправленному духовно-нравственному воспитанию растущего человека; 2) между инициативным запросом со стороны общества на сохранение преемственности поколений и отсутствием модели формирования социокультурного опыта детей дошкольного и младшего школьного возраста; 3) между запросом со стороны педагогов и родителей на современные образовательные программы патриотической направленности и неразработанностью образовательного контента (целей, задач, содержания) на ценностно-проективном уровне.  

Цель исследования – научно обосновать сущность и специфику социокультурного опыта, на этой основе выявить место понятий о мире и войне в целостной картине мира ребенка, раскрыть значение аксиологического подхода к проектированию духовно-нравственного воспитания детей на первых уровнях образования. 

На основе терминологического анализа автором статьи конкретизированы понятия «социокультурный опыт», «кругозор», «картина мира», позволяющие обосновать научный взгляд на выявленную проблему и определить пути достижения поставленной цели на первых уровнях образования. Каждое из обозначенных понятий может рассматриваться в двух аспектах: 1) как социальный феномен (с позиций общества, народа, человечества);
2) как индивидуальный феномен (с позиций конкретного человека, отдельной личности). В статье представлены результаты педагогического исследования, поэтому термины раскрыты с позиций конкретного человека (отдельной личности), в том числе ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Социокультурный личностный опыт – это важнейшая часть общей культуры конкретного человека; динамичная система, включающая представления человека об окружающем мире и себе самом, личностные ценности, жизненные установки и навыки, социокультурные умения, способы социокультурной адаптации (инкультурации), коммуникации и взаимодействия с другими людьми в разных видах деятельности.

Социокультурный опыт рассматривается в аксиологическом контексте как важнейшее условие освоения, сохранения и трансляции социально приемлемых норм, традиций и ценностей (Л.С. Выготский [1], А.В. Запорожец [2]), консолидирующих отдельных индивидов в социальную группу по определенным признакам – родству, сфере занятий, территории проживания и др. Такими социальными группами, объединяющими людей по конкретным признакам, являются семья, род, группа детского сада, школьный класс, профессиональное сообщество, сообщество по интересам, жители населенного пункта, граждане государства, народ (этнос), нация, жители планеты Земля и др.

Социокультурный опыт детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно формируется в процессе содержательного взаимодействия с другими людьми (детьми и взрослыми) в современной образовательной среде, организованной на основе диалогического подхода (М.М. Бахтин [10]) по модели социума и культуры (исследование И.А. Лыковой, В.В. Кожевниковой, И.В. Мерзликиной [12; 13]).

Кругозор это объем знаний, широта интересов и представлений человека. Обычно различают кругозор умственный (интеллект) и духовный (нравственность), бытовой (житейский) и культурный, узкий (бедный, скудный, ограниченный) и широкий (богатый, разнообразный, необозримый). История толкования слова «кругозор» и его введения в широкий оборот задокументирована. Известно, что слово «кругозор» в значении «горизонт», «обзор» впервые появилось в 1796 г. в «Русском словотолке» («Письмовник» Н. Курганова). В 1881 г. В.И. Даль в своем словаре официально утвердил термин «кругозор» в следующих значениях: горизонт, видки́, небосклон, озо́р, о́видь, пространство, окидываемое глазом (взором). Наконец, в словарях Д.Н. Ушакова (1934–1940), С.И. Ожегова и Н.Ю. Швeдoвoй (1940–1945) появилась новая трактовка слова «кругозор», связанная с переносным смыслом и обозначающая широту, объем, разнообразие знаний и воззрений конкретного человека.

Картина мира − это целостная, устойчивая, при этом постоянно развивающаяся система знаний и представлений о мире, сформированная в сознании человека и выступающая ценностно-ориентировочной основой его мышления, поведения и деятельности. Картина мира как целостная система имеет сложную структуру и складывается из подсистем, включающих интуитивные, бытовые (жизненные), научные знания как «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Г. Ясперс). На основе картины мира у каждого человека складывается своя концепция мира, включающая «образ Я», в соответствии с которой он выстраивает отношения с окружающим миром и самим собой. М. Доналдсон (M. Donaldson) полагает, что человек − это существо, которое задает вопросы, принимает одни вещи за хорошие, важные, а другие − за плохие или незначительные, осуществляет оценки и строит модели мира. Со временем в такие модели мира начинают включаться представления о себе как уникальной и значимой частице этого мира (М. Доналдсон [4]).

Отличие картины мира от кругозора. Принципиальное отличие состоит в том, что картина мира включает не только конкретные знания и представления человека об окружающем мире, составляющие кругозор, а мировосприятие, мироощущение, мировоззрение. Сущность картины мира − отношение человека к окружающему миру и самому себе как части мироздания. Поэтому, помимо конкретных знаний, картина мира вбирает нравственные представления человека, которые, в свою очередь, являют основу его духовных идеалов, ценностных ориентаций, жизненных убеждений и позиции (И.А. Лыкова [7]). Пожалуй, можно сказать, что кругозор входит в структуру картины мира как некий информационный (содержательный) базис. Если «картину мира» рассматривать как «целое», то «кругозор» будет являться составной «частью». Кругозор строится на основе «опыта фактов о мире», а картина мира создается на основе «опыта отношений с миром».

По мысли психолога Н.Н. Поддьякова, важнейшей характеристикой мышления как целостного процесса, выстраивающего картину мира, является его категориальная структура (Н.Н. Поддьяков [9]). Основной способ построения картины мира в сознании ребенка дошкольного возраста − это эмпирическое обобщение как осмысление, систематизация и структурирование чувственного опыта, накопленного в разных видах деятельности. У детей младшего школьного возраста картина мира начинает строиться на основе теоретических обобщений, для которых характерен выход за пределы эмпирического опыта, движение в слое понятий (В.В. Давыдов).

Катего́рия (от др.-греч. κατηγορία − «признак», «высказывание», «определение») − предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности [5]. Другими словами, категории − это универсальные понятия, которые отражают основные свойства, взаимосвязи и закономерности реального мира и служат средством обобщения освоенного опыта. Прежде всего, нужно выделить такие пары категорий, как: форма и содержание, количество и качество, пространство и время, живое и неживое, деятельность и бездействие, движение и состояние, созидание и разрушение, целое и часть, изменение и развитие, причина и следствие, цель и результат, свет и тьма, здоровье и болезнь, дружба и вражда, мир и война и мн. др.

В контексте исследования более подробно рассмотрим диаду «мир и война».

Понятия о мире и войне в социокультурном опыте детей дошкольного и младшего школьного возраста (проектирование образовательного контента)

Среди категорий, формирующих картину мира ребенка и его социокультурный опыт, особое место занимают полярные понятия «мир» и «война». В социокультурном контексте «мир» понимается как социальное добро, человеческое благо, общественное согласие, всеобщая гармония, радость, счастье, созидательная и счастливая жизнь людей в семье, стране, на планете Земля. «Война», напротив, оценивается, как социальное зло, человеческое горе, общественное разногласие, всеобщий раздор, беда, страх, разрушительная деятельность людей. Мир понимается как отсутствие войны, а война оценивается как уничтожение мира (И.А. Лыкова [6]).

 Категория «мир» имеет широкий диапазон трактовок, доступных для «открытия» детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе системной образовательной работы при условии гармонизированного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. Раскроем основные трактовки термина «мир»: 1) вся Вселенная, целостная система мироздания; 2) наша планета как часть Вселенной, Земля, Земной шар; 3) окружающий мир, действительность, реальность; 4) жизнь (бытие) людей на Земле; люди, населяющие Землю; 5) сфера (область) бытия; 6) круг явлений психической жизни человека (внутренний мир личности); 7) человеческое общество («всем миром»); 8) группа людей, объединенных общностью целей, взглядов, убеждений, верований, профессий, интересов и пр.; 9) тишина, покой, благодать; 10) отсутствие войны, ссоры, вражды; дружеские отношения; согласие и пр.

Категория «война» не так вариативна, как «мир», и в большинстве трактовок подразумевает нарушение мира в результате острого конфликта между социальными сообществами государствами, народами, племенами, этносами, политическими и иными группировками. Основная причина любой войны − разногласие, противоречие, взаимные претензии и / или притязания двух (или более) сторон друг к другу. Формы ведения войны − вооруженное противоборство, боевые действия, осада, нападение, репрессии, восстание, мятеж и др. Войны различают по следующим признакам: 1) по количеству и составу участников (мировые, отечественные, гражданские); 2) по целям (захватнические или освободительные); 3) по длительности, временному отрезку, конкретной дате (например, Столетняя война); 4) по применяемой стратегии и / или тактике («Тевтонский конь», «Немецкая свинья» на Чудском озере); 5) по месту ведения боевых действий в природном окружении, ландшафте (например, морской бой, партизанская война в лесу); 6) по географической локации (Ледовая битва на Чудском озере, Битва на поле Куликовом, Сталинградская битва, Блокада Ленинграда, Чеченская, Сирийская); 7) по достигнутому результату; 8) по характеру ведения боя; 9) по применяемому оружию (атомная, ядерная); 10) по имени великого полководца (войны Александра Македонского, войны Александра Суворова) и др.

В настоящее время появились новые виды войн, отражающие особенности эпохи. Из средств массовой информации дети получают сведения о таких видах современных войн, как политическая, гибридная, информационная. В 2020 г. все человечество столкнулось с общим противником − COVID-19 и стало объединяться для победы в этой войне планетарного масштаба. В рамках рассматриваемой проблемы важно выявить глубокий социокультурный контекст, связанный с осмыслением детьми особенностей противоборства человечества со смертоносным вирусом. В сложившейся ситуации не только взрослые, но и дети с полной ответственностью выполняют предписанные правила «ведения боя»: 1) соблюдать режим самоизоляции; 2) держать социальную дистанцию;
3) правильно мыть руки и выполнять другие культурно-гигиенические процедуры и мн. др.

Понятия «мир» и «война» могут рассматриваться отдельно (в разнообразии трактовок), но смысл каждого из них более глубоко раскрывается в сопоставлении, благодаря явлению контраста, позволяющего выявлять сущность обозначаемых явлений. 

Сущностный смысл диады «мир и война» постепенно открывается детям через систему других парных понятий: добро / зло, дружба / вражда, любовь / ненависть, жизнь / смерть, истина / ложь, свет / тьма, радость / печаль, счастье / горе, храбрость / трусость, созидание / уничтожение (разрушение), наступление / отступление, начало / завершение, победа / поражение и мн. др. (И.А. Лыкова [6; 7; 8]). Осмысление понятий происходит в сопоставлении, сравнении, обсуждении фактов. Большую роль в становлении картины мира, в том числе осмыслении сложных категорий «мир и война» играет искусство в разнообразии его видов (музыка, живопись, скульптура, графика, литература, фотография, кино) и жанров (исторический, батальный, портрет, плакат, марка, открытка и др.) [8]. Важно, чтобы такая работа велась в тесном взаимодействии педагога с семьями воспитанников. Взрослые наглядно, убедительно, эмоционально показывают детям, как художники, скульпторы, фотографы, композиторы воспевают мир и увековечивают память о героях в произведениях искусства. Читают вместе с детьми стихи и рассказы военной тематики, дают послушать песни, помогают раскрыть смысл пословиц и поговорок, в которых метафорично выражены суждения народа о войне и мире. Как правило, старшие дошкольники и младшие школьники уже имеют представление и батальном жанре в разных видах искусства, в том числе изобразительного и отличают его от других жанров, в которых запечатлены картины мирной жизни (пейзаж, натюрморт, сюжет и др.). Приведем примерный перечень произведений живописи на военную тему.

Великая Отечественная война

Антонов К. «Победители»; Васильев К. Васильев К.  «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года», «Прощание славянки», «Тоска по Родине»; Герасимов С. «Мать партизана»; Мальцев П. «Штурм Сапун-горы»; Китаев А. «Возвращение с победой»; Неменский Б. «Машенька», «Последнее письмо»; Костецкий В. «Возвращение»; Окороков Б. «Первые дни мира»; Пантелеев В. «Дороги войны»; Пименов Ю. «Фронтовая дорога»; Пластов А. «Защита родного очага», «К партизанам», «Немцы идут. Июль 1941»; «Фашист пролетел»; Присекин С. «Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года»; Самсонов М. «Сестрица»; Харламов В. «Победа»; Ткачевы А. и С. «Горький хлеб Победы (Русское поле)»; Цуцин Н. «Блокада Ленинграда»; Шегаль М. «Медсестра (В свободную минуту)»; Юон К. «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» и др.

Былинный и сказочный жанры

Васильев К. «Битва Добрыни Никитича со Змеем», «Бой на Калиновом мосту»;

Васнецов В. «Богатыри».

Куликовская битва

Авилов М. «Поединок Пересвета и Челубея»; Бубнов А. «Утро на поле Куликовом»; Васнецов В. «Поединок Пересвета с Челубеем»; «Утро на Куликовом поле»; Ракша Ю. «Куликово поле» (триптих).

Бородинская битва

Герасимов С. «Кутузов на Бородинском поле»; Рубо Ф. Панорама «Бородинская битва».

Крымская война (оборона Севастополя)

Дейнека А. «Оборона Севастополя»; Рубо Ф. Панорама «Оборона Севастополя».

Великие полководцы

Герасимов С. «Кутузов на Бородинском поле»; Корин П. «Александр Невский» (триптих); Присекин С. «Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года»; Суриков В. «Переход Суворова через Альпы»; Корин П. «Александр Невский» (триптих).

Морские сражения в живописи И. Айвазовского

Айвазовский И. «Большой рейд в Кронштадте», «Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 г.», «Морское сражение при Наваринге 2 октября 1827 г.», «Чесменский бой 25-26 июня 1770 г.».

 

В семейных путешествиях по городам − героям России, на воскресных прогулках и экскурсиях по своему городу (поселку, селу), дети охотно рассматривают памятники воинам-освободителям, а в музеях с большим интересом рассматривают предметы, «рассказывающие» о военных событиях (пилотка со звездочкой, пробитая пулей каска, оружие, письмо с фронта, полковое знамя и др.), увековечением памяти отважных героев (медали, ордена, портреты и др.) и обустройством мирной жизни в тылу (предметы военного быта, личные вещи, письма и дневники, детские игрушки и книжки, фотографии).

Всероссийская акция «Бессмертный полк» являет пример единения российского общества, преемственности поколений, хранения народной и семейной памяти. В этой уникальной акции наравне со взрослыми «держат строй» дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Во многих образовательных организациях проводятся локальные акции (региональные, городские), например, «Мой прадед герой», «Открытка ветерану», «Фронтовой треугольник». Помимо этого, создаются мини-музеи боевой и трудовой славы. Дети приглашают ветеранов войны и труда на занятия, уроки, праздничные концерты, дарят рукотворные открытки ко Дню победы, слушают рассказы, рассматривают боевые награды (ордена, медали). Руководители и педагоги стремятся расширить социальное партнерство образовательной организации с учреждениями образования и культуры, в том числе с библиотеками, художественными галереями, домами детского творчества, школами искусств. Дети посещают выставки и сами становятся участниками художественных выставок, образовательных и культурных проектов. В канун знаменательных дат проекты, выставки, экскурсии посвящаются великим людям и событиям. Одно из таких важнейших событий в Год памяти и славы − победа русского народа в Великой отечественной войне 1941–1945 гг.

Первичные представления детей о мире и войне во многом интуитивны, диффузны, зачастую основаны на эмпирическом опыте (в результате рассматривания фотографии прадедушки-воина в семейном альбоме, прочтения рассказа или стихотворения, просмотра кинофильма, восприятия военных артефактов в историческом или краеведческом музее и пр.) и не всегда обозначены точным словом. Но даже при таких особенностях эти понятия начинают играть важную роль в общей организации мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Исторические факты важно подбирать и раскрывать с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, что позволит расширить содержание образовательной работы, нацелить ее на духовно-нравственное воспитание, становление основ исторической памяти. 

Историческая память понимается сегодня как символическая презентация исторического прошлого в сознании человека (или общества, человечества), основной канал передачи и сохранения родового опыта, одно из важнейших измерений индивидуальной и коллективной (социальной) памяти (О.В. Герасимов [3]). Историческая память закладывается в основу социокультурной идентификации конкретного человека и общества в целом. Поэтому можно сказать, что историческая память – это фундамент социокультурного опыта любого человека, начиная с дошкольного детства. Младшие школьники уже готовы к осмысленному восприятию картины исторического прошлого на трех взаимосвязанных уровнях: локальном, национальном и мировом (в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями).

Основные выводы

1. Первичный социокультурный опыт − целостная система, включающая представления ребенка об окружающем мире и себе самом, личностные ценности и установки, жизненные навыки и умения, а также способы адаптации, коммуникации и взаимодействия с другими людьми (детьми и взрослыми). Социокультурный опыт формируется в процессе освоения, сохранения, трансляции и развития социально приемлемых ценностей, норм, правил, традиций и др.

2. Содержательную часть социокультурного опыта растущего человека составляет картина мира, которая, в свою очередь, формируется на основе кругозора. Кругозор позволяет формировать опыт фактов, который в картине мира обобщается и преобразуется в опыт оценок и отношений. Кругозор «что я знаю о мире», а «картина мира» «что значит для меня мир, как я к нему отношусь, и как он относится ко мне».

3. Представления о мире и войне занимают важное место в картине мира и социокультурном опыте детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Диада «мир и война» раскрывается через динамичную систему следующих понятий: добро / зло, дружба / вражда, любовь / ненависть, свет / тьма, созидание / уничтожение, победа / поражение, жизнь / смерть, радость / печаль, счастье / горе и др. Полученные представления обобщаются и складываются в целостную систему на ценностно-проективном уровне.

4. Для расширения социокультурного опыта и формирования основ исторической памяти большую роль играет искусство в разнообразии его видов и жанров, в том числе детская художественная литература, музыка (песня, танец), живопись, графика (книжная иллюстрация, открытка, плакат), мультипликация, скульптура, театр, кино, фотография и мн. др. Искусство помогает раскрывать смыслы сложнейших понятий в образной форме.

5. Важной компетенцией педагогов первых уровней образования является готовность к проектированию мотивирующей образовательной среды, позволяющей каждому ребенку создавать целостную картину мира, основанную на общечеловеческих ценностях, и тем самым поддерживать становление социокультурного опыта с учетом индивидуальных особенностей ребенка и образовательного запроса его семьи.

 

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. − Москва: Издательство АСТ, 2018. − 416 с.

2. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Т.2. − Москва: Педагогика, 1986. − 292 с.

3. Герасимов, О.В. Феномен исторической памяти // Вестник УРАО. − 2013. − №5 (68). − С.131–37.

4. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей : пер. с англ. / Под ред. В.И. Лубовского. − Москва: Педагогика, 1985. − 190 c.

5. Ивин, А.А., Никифоров, А.Л. Категория / Словарь по логике. − Москва: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. − 384 c.

6. Лыкова, И.А. Война и мир в представлении дошкольника: от кругозора к исторической и культурной памяти [Текст] / И.А. Лыкова // Дошкольное воспитание. − 2020. − №4. − С. 10–19. [Режим доступа] https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2020/04/lykova_dv_04_2020.pdf

7. Лыкова И.А. Картина мира: сущность, структура, становление (к вопросу о метакатегориях педагогики) // Журнал педагогических исследований. − 2018. – Т. 3. − №1. − С. 127–151. (0,5 п.л.) Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/issue/1126/view

8. Лыкова, И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Монография. — Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2019. − 104 с.

9. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты, Речь; Москва: Сфера, 2010. − 143 с.

10. Bakhtin, M. M. (1981). The dialogic imagination: Four essays. (Ed., M. Holquist; Trans, C. Emerson & M. Holquist). Austin, TX: University of Texas Press.

11. Lobok A. (2012) My educational odyssey to dialogic agency-based probabilistic pedagogy Journal of Russian and East European Psychology, 50 (6), pp. 5-8, DOI: // 10.2753/RPO1061-0405500601

12. Lykova, I., Kozhevnikova, V., Merzlikina, I. (2018) Readiness Of Teachers To Dialogue In The Educational Environment: Problem Statement, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2018, (In Eng.) DOI:10.15405/epsbs.2018.09.02.48

13. Lykova, I., Kozhevnikova, V., Merzlikina, I. (2019) THE DIALOGUE IN CONTEMPORARY EDUCATIONAL ENVIRONMENT: DISCOVERING VALUES AND MEANINGS // International Conference "Education Environment for the Information Age" EEIA 2019 The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences 2019, EpSBS ISSN: 2357-1330

14. Winnicott, D.W. (2018) The maturational processes and the facilitating environment. Published 2018 by Routledge 2 Park Square, Milton Park, Abingdon, Oxon 0X14 4RN 711 Third Avenue, New York, NY 10017, USA.

Войти или Создать
* Забыли пароль?