ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Во введении актуализируется проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних посредством анализа официальной статистики, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних ОВД МВД России. Цель настоящей статьи состоит в рассмотрении педагогических оснований деятельности инспекции по делам несовершеннолетних в исторической ретроспективе первого десятилетия Советской власти и выявлении социально-педагогического инструментария актуального в современных условиях для решения проблем профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. В основной части статьи изложены важные исторические события, касающиеся государственной реорганизации и становления органов, исполняющих правоохранительные и социально-педагогические функции инспекции по делам несовершеннолетних в первое десятилетие Советской власти. Авторы рассматривают основные исторические документы о проводимых управленческих решениях органами Советской власти на государственном уровне по организации борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних. Предпринимается попытка выявить педагогические основания и социально-педагогический инструментарий способствующий решению проблем профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в современных условиях. В заключение статьи содержится общий вывод по результатам проведенного историко-сравнительного анализа нормативно-правовых актов, историковедческих материалов раскрывающих структурную и содержательные составляющие органов, исполняющих правоохранительные и социально-педагогические функции инспекции по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова:
комиссии по делам несовершеннолетних, специальная детская милиция, детские комнаты милиции, инспекции по делам несовершеннолетних, беспризорные, безнадзорные, несовершеннолетние
Текст

Актуальность.

Перемены, происходящие в экономической, политической, культурной жизни государства естественным образом оказывают влияние, как на общество в целом, на семьи, так и на каждого его члена, и взрослого, и несовершеннолетнего. Негативные явления, существующие в государстве особо отражаются на молодежно - подростковой среде, приводят к отрицательной социальной динамике и подростковым девиациям.

По данным МВД России за 2019 год количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете по Центральному Федеральному округу (ЦФО) снизилось на 5,4 % (с 30394 до 28750). При зафиксированном общем снижении численности на селения страны, в том числе и детского, указанный факт не может служить маркером, показателем положительной динамики профилактической деятельности (Отчеты ГИАЦ МВД РФ формы 180 «Несовершеннолетние» за 2018 - 2019 годы).

Региональные показатели демонстрируют неоднозначность результатов. В качестве примера проведем сравнительный анализ двух регионов Смоленской области и Автономной Республики Крым, где показатели весьма разнятся. Так, в Смоленской области произошло снижение на 9,2% количества состоящих на учете несовершеннолетних и составило 865, в то время как в АР Крым число состоящих на учете подростков на конец 2019 года наоборот на 23,4% возросло. Однако, учитывая демографическую составляющую указанных субъектов, нельзя определенно судить о росте либо снижении подростковой преступности. Естественная убыль населения в Смоленской области и приток приезжих в АР Крым скорее всего явились основными причинами снижения и роста преступности (соответственно).

Проведенный анализ возрастной категории несовершеннолетних, попавших под профилактическую деятельность сотрудников полиции, показывает, что основная масса нарушителей, нуждающихся в принятии жестких мер воспитательного воздействия это старшие подростки и юноши в возрасте от 16 до 17 лет. В ЦФО таких насчитывается 12691 человек, в Смоленской области - 428  и в АР Крым – 304. Несколько меньше состоящих на учете подростков в возрасте от 14 до 15 лет. В ЦФО их 9618 человек, в Смоленской области - 255 и почти столько же в АР Крым – 230. Самую немногочисленную часть составляют подростки в возрасте до 13 лет. В ЦФО – 6441, в Смоленской области – 182, в АР Крым – 135 человек.

Краткий анализ статистических сведений о профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних показал, что такое количество состоящих на учете заставляет задуматься об организации профилактической деятельности с несовершеннолетними и позволяет предположить, что органы образования не справляются в полной мере с воспитательными задачами одной из которых является задача воспитания законопослушных граждан своей страны, и формирования морально-нравственных личностей.

На наш взгляд, в решении проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних возникает необходимость обратиться к историческим аспектам и рассмотреть педагогическую составляющую в деятельности органов, которые выполняли функции современной инспекции по делам несовершеннолетних.

Цель статьи – рассмотреть педагогический аспект в деятельности органов, выполняющих функции инспекции по делам несовершеннолетних в исторической ретроспективе и выявить инструментарий актуальный в современных условиях для решения проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Материалы и результаты исследования.

Итак, не потерявшая актуальности до настоящего времени проблема профилактической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями, характеризующиеся поведенческими девиациями, отсылает нас к изучению отечественного исторического опыта по ее решению. Выявление в разных периодах развития государства успехов в организации правоохранительной деятельности с такими подростками, в использовании эффективных педагогических методов, форм и средств позволит предпринять попытки репродуцирования лучшего.

На заре Советской власти молодое государство в 1917 - 1918 гг. издало целый ряд Декретов Совета Народных Комиссаров, составляющих юридическую основу для его жизнеобеспечения. Политика молодого советского государства в стадии становления была пронизана идеей воспитания нового гражданина и перевоспитания граждан всех возрастов. Особое место отводилось молодежи. Поэтому среди вышеупомянутых декретов был Декрет от 14 января 1918 года «О комиссиях по делам несовершеннолетних», который, в первую очередь упразднил «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних» (статья 1).

Комиссии состояли из трех ведомств: наркомата общественного призрения, прокуратуры и юстиции. Для оказания профессиональной медицинской помощи в состав комиссий включались медицинские работники. Комиссии занимались спасением голодающих детей и ликвидацией беспризорности в целом. Инициатива членов комиссии направлялась на создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей. В работе комиссии руководствовались принципом гуманного отношения к ребенку. Члены комиссии разделяли позицию о том, что беспризорные – это не морально-дефективные, а нормальные дети и подростки, попавшие в сложную обстановку по объективным причинам. Смена условий их жизни, позитивное воспитательное влияние приведет к нейтрализации отрицательных и формированию положительных качеств личности.

Можно с уверенностью сказать, возникает понимание, что для несовершеннолетних членов общества методы административного наказания со стороны государства не являются абсолютом. И, особенно, с этой категорией граждан должна быть организована другая деятельность, вооруженная другим - педагогическим инструментарием. Сделаем смелое предположение, что впервые в молодой стране на государственном уровне задумались о необходимости профилактической деятельности с несовершеннолетними.

В этом же Декрете (статья 2) говорилось, что Комиссии по делам несовершеннолетних вели дела несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, которые были замечены в общественно-опасных деяниях. При этом они могли применить одну из мер соответственно характеру деяния: освободить от уголовной ответственности несовершеннолетнего правонарушителя; направить несовершеннолетнего в одно из «убежищ» (детский дом, коммуну, приют или приемник Народного Комиссариата общественного призрения).

По утверждению А.А.Беженцева, В.И.Новика и др. после вступления в юридическую силу вышеуказанного Декрета появилась основа правовой регламентации советского социалистического строя по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних. К не достигшим семнадцатилетнего возраста применялись меры воспитательного воздействия, в том числе принудительного характера, такие как помещение в одно из вышеупомянутых учреждений. Соответственно за совершение особо-опасных деяний возраст привлечения к уголовной ответственности был повышен, она наступала только с 17 лет. [1, 3].

В этот же период времени, начиная с 1918 года, реорганизацию претерпевали и учреждения закрытого типа для несовершеннолетних. К ним относились колонии, детские и трудовые дома, коммуны. Они именовались в зависимости от особенностей режима и контингента воспитанников [1, 4]. Например, трудовая колония для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей имени Горького, которой руководил А.С.Макаренко, основанная в 1920 году. Она получила широкую известность за счет новых подходов к воспитанию, предложенным и реализованным великим педагогом [7, 10].

Совет Народных Комиссаров РСФСР 4 февраля 2019 года издает Декрет о создании Совета Защиты Детей, подписанный В.И.Лениным. Во главе этого Совета становится Народный Комиссар по Просвещению А.В.Луначарский. Основная задача Совета состояла в сбережении подрастающего поколения в переходный период развития государства. Совет, по сути, осуществлял социально - педагогические функции. Участвовал в создании детских домов, приютов, лесных школ и детских колоний; занимался снабжением и обеспечением этих учреждений продовольствием, одеждой, топливом, помещениями; организовывал оказание медицинской помощи нуждающимся. При необходимости занимался эвакуацией несовершеннолетних в хлеборобные территории молодой страны.

Принципиально важное событие состоялось на VIII съезде РКП (б) 23 марта 1919 года, где во вновь принятой программе Коммунистической партии впервые провозглашена идея замены системы наказаний на систему воспитательного воздействия. Таким образом, подразумевающаяся замена мер, связанных с лишением свободы на меры воспитательного характера ознаменовала новый этап в работе с несовершеннолетними правонарушителями.

В качестве примера отметим, Народный комиссариат юстиции 12 декабря 1919 года принял «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», в которых несовершеннолетние в возрасте до 14 лет освобождались от суда и наказания с обязательным применением мер воспитательного воздействия (статья 13). Аналогичные меры применялись и к несовершеннолетним от 14 до 18 лет. Однако в отношении лиц, «действующих без разумения» в данной возрастной категории разрешалось применять меры уголовного наказания.

Продолжая решать проблемы, связанные с устройством несовершеннолетних, Совет Народных Комиссаров РСФСР 4 марта 1920 года принимает Декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях». В этом документе на один год повышается возраст не достигших совершеннолетия, и расширяется круг мер медико-педагогического воздействия. Соответственно увеличивается возраст и в делах, которые рассматриваются на заседаниях Комиссий по делам несовершеннолетних.

Историко-методический интерес, на наш взгляд представляет Инструкция комиссиям по делам несовершеннолетних, утвержденная Постановлением Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюста 30 июля 1920 года. В этой Инструкции дается перечень мер, которые могли применяться к подросткам – правонарушителям. Среди них встречаются воспитательные методы и социально-педагогические мероприятия [1, 3].

Так, мы полагаем, к воспитательным методам относятся собеседование, замечание, разъяснение. Использование подобных методов реализовывало правовое воспитание несовершеннолетних. Члены комиссии осуществляли педагогические функции в части касающейся формирования у подростков понятий противоправного и законопослушного поведения, недопустимости рецидивных антиобщественных поступков. В то время, как к социально-педагогическим мерам воздействия относились - решение вопросов о трудоустройстве, об обучении, отправке на Родину, помещении в детские дома для трудновоспитуемых, помещении в лечебницы, в специальные психиатрические лечебницы, в дома для морально - дефектных подростков. [1, 4].

Не закончившаяся Гражданская война (1917 - 1923 гг) в этот период времени увеличивала количество беспризорников, детей, потерявших родителей и кров. Как отмечают А.Ю. Рожков, Т.Е.Тевлина и др. в период с 1918 по 1922 год число беспризорников возросло с 5 до 7 миллионов человек [6, 9] Осознавая все трудности, сложившейся в государстве обстановки, и необходимость проявления реальной заботы о несовершеннолетних на уровне власти Народный комиссариат образования издает 5 марта 1920 года Постановление о создании по всем губерниям Специальной детской милиции. Одним из весомых аргументов стал аргумент нужности исключения крайне вредного помещения детей в общие участки милиции.

В функции Специальной детской милиции входило оказание помощи Комиссиям по делам несовершеннолетних в выявлении, изъятии с улиц и общественных мест беспризорных, безнадзорных детей, предотвращении проживания малолетних со взрослыми гражданами из преступного мира. На эти же подразделения возлагалась функция контроля, относящаяся к педагогической составляющей за помещенными в детские дома несовершеннолетними, в целях предотвращения их самовольных побегов. [1, 2, 8].

Кроме того в этот период времени создаются отдельные «приемники» по социальной реабилитации подростков с антисоциальным поведением — Центральные карантинно-распределительные детские пункты (ЦКРДП) прообраз современных Центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). В этих пунктах оказывалась первая доврачебная и социально-педагогическая помощь. С учетом описанных выше мероприятий и в целях улучшения положения несовершеннолетних сирот и оставшихся без родителей, Органы опеки и попечительства со 2 декабря 1920 г. переданы из системы Наркомата социального обеспечения в систему Наркомата просвещения, соответственно со штатом в который входили и профессиональные педагоги.

А.В.Чебаковская акцентирует внимание на создании Наркомпросом РСФСР в сентябре 1921 года Детской социальной инспекции. Эта инспекция решала социально-педагогические задачи, в первую очередь касающиеся борьбы с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляциями и правонарушениями несовершеннолетних. Социальные инспекторы боролись с эксплуатацией детей и дурным с ними обращением на предприятиях и в семьях, организовывали облавы на беспризорников, обследование условий содержания детей в учреждениях, в семьях, дежурили в местах скопления «подопечного контингента» [1].

Т.Е.Тевлина отмечает, что в начале 20-х годов в работе с беспризорными достаточно долго продолжалась организационная неразбериха. Так, например, Наркомату государственного призрения изначально вменялась функция социальной защиты детей, которая в конце 1918 года была передана Наркомату просвещения. В целях координирования деятельности различных ведомств по ликвидации беспризорности 27 января 1921 г. при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов была образована Комиссия по улучшению жизни детей, которую возглавил Ф.Э.Дзержинский. Среди народа эта комиссия более известна под названием Детская чрезвычайная комиссия (ДЧК). В эту комиссию входили представители наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, т.е. она была единым межведомственным органом. Кроме прочего в основе ее деятельности заложено социально-педагогическое направление - обеспечение и защита интересов детей: создание столовых (борьба с голодом), организация приемников для беспризорных, эвакуации детей [6, 8].

В исключительных случаях, только при невозможности применения к лицу, не достигшему совершеннолетия педагогических, психологических, воспитательных и медицинских мер воздействия дело передавалось для разбирательства по существу в народный суд. Таких несовершеннолетних помещали в места лишения свободы отдельно от взрослых, а Комиссиям по делам несовершеннолетних предписывалось отслеживать наличие антисоциальных связей этих подростков и о наличии каждой из них докладывать суду, туда же незамедлительно сообщалось и о совершении всех повторных тяжких и особо тяжких преступлений.

По утверждению А.А.Беженцева до 1922 года законодательство РСФСР не было кодифицировано, а нормы права, устанавливающие ответственность за совершение отдельных видов преступлений содержались в декретах и подзаконных актах. Такое положение дел объясняло то, что отдельных социальных институтов, занимающихся именно профилактикой правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в органах власти не существовало [1].

Однако, начиная с 1919 года, профилактическая работа строилась на основании решений съездов. Так, например, Первый Всероссийский съезд деятелей по охране детства состоялся 2-8 февраля 1919 года. Помимо этого приказом Народного комиссариата внутренних дел РСФСР от 6 декабря 1922 года № 574 «О борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями» установлены возрастные рамки контингента правонарушителей, с которыми милиция обязана была проводить мероприятия – это несовершеннолетние старше 14 лет. Подростки, не достигшие такого возраста, а также беспризорные дети (независимо от возраста) подлежали незамедлительной передаче в ближайший детский приемный пункт или местный орган народного образования [1, 4].

Нельзя не согласиться с Т.Е.Тевлиной, которая говорит о том, что борьба с беспризорностью, а мы полагаем и с детско-подростковой преступностью остро стояла вплоть до начала 1930-х годов, пока не был принят план социально-экономического развития страны и не закончился период практически не прекращавшихся военных действий в государстве.

Комиссии по делам несовершеннолетних всех уровней, от Комиссий при Совнаркоме СССР до Комиссий на местах, постепенно прекращали свою деятельность в период с 1931 по 1938 годы. Вновь актуализирующаяся необходимость принятия действенных мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних привела к созданию специализированных органов правопорядка по борьбе с правонарушителями, не достигшими совершеннолетия. Обязанности по организации противодействия преступности и правонарушений среди несовершеннолетних перешли к правоохранительным органам.

Одним из первых документов, регламентирующих борьбу с правонарушениями и преступлениями несовершеннолетних, с безнадзорностью и беспризорностью является Постановление Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая 1935 г., которое просуществовало практически в неизменном виде до 50-х годов прошлого столетии. В рамках реализации этого постановления в структуре Главного управления Рабоче-крестьянской милиции были созданы Детские комнаты милиции (это официальная дата начала существования подразделений по делам несовершеннолетних в Российской Федерации). При этом Комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены, а вся деятельность по изъятию, перевоспитанию, сопровождению, устройству несовершеннолетних, ограждению от взрослых преступных элементов, вовлекавших подростков в уголовную деятельность ложилась на плечи сотрудников милиции.

В ведение Народного комиссариата внутренних дел перешли и изоляторы для несовершеннолетних, трудовые колонии и детские приемники-распределители. Детские комнаты привода размещались вдали от отделов правоохранительных органов, так как помещать таких несовершеннолетних в камеры предварительного следствия категорически запрещалось. А.А.Беженцев отмечает, что для работы в комнатах привода направлялись преимущественно сотрудники милиции с педагогической подготовкой и это являлось новшеством правоохранительной системы [1].

Методы исследования. В процессе работы использовался комплекс взаимодополняющих теоретических методов исследования, среди которых проблемно - хронологический, сравнительно - исторический, источниковедческий анализ. Мы сосредоточили свое внимание на изучении опыта, изучение документов, а так же использовали общенаучные методы историко-педагогического исследования такие, как анализ, синтез сравнение, сопоставление, обобщение информации.

Выводы.

В первые годы Советской власти были заложены основы профилактической работы инспекции по делам несовершеннолетних. На эти основы оказала влияние деятельность Комиссий по делам несовершеннолетних и деятельность Специальной детской милиции, и деятельность Совета Защиты Детей и, безусловно, Детские комнаты милиции. Среди основ профилактики правонарушений несовершеннолетних особое значение имеет: гуманистическое отношение к ребенку, юридическая и социально-педагогическая подготовка сотрудников работающих с несовершеннолетними, обеспечение и контроль, реализация правового воспитания несовершеннолетних. Педагогические основания деятельности инспекции по делам несовершеннолетних рассматриваемые в исторической ретроспективе приводят к необходимости педагогического сопровождения несовершеннолетних в профилактике правонарушений, осуществляемой со стороны инспектора ПДН.

Список литературы

1. Беженцев А.А. Историческое развитие государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в советский период // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. №2 (50) 2011. – С. 56-63.

2. Дубоносова А.Э. Роль государства в профилактике преступлений несовершеннолетних: исторический аспект // Адвокатская практика. – 2005. - № 6. – С.6-8.

3. Кара И.С. История создания специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в России Советского и постсоветского периода. Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. Выпуск 29, 2014. – С. 1-13.

4. Кудин В.А., Гутман М.Ю. Профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних: исторический опыт правового регулирования. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (72) 2016. – С. 1-16.

5. Новик В.И. Становление и организация органов предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в дореволюционной России и СССР // «История государства и права». – 2011. – N15.-С. 36-39

6. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. – 2000. – С. 134.

7. Скляренко И.С. Коррекционная педагогика : курс лекций. – М.: Изд-во МосУ имени В.Я. Кикотя 2017. – С. 351

8. Сычева Н.С. Становление и функционирование основных типов учебно-воспитательных учреждений для беспризорных детей и подростков // Известия вузов. Северо Кавказский регион. Общественные науки №2 -2013. – С. 1-8.

9. Тевлина Т.Е. Система социальной помощи населению в период формирования советского государства в 1918-1930 года // Благотворительность в Истории России //. – 2008., - С. 397-414.

10. Чебаковская А.В. Система государственного управления сферой охраны детства в 1920-1935 гг. // Петербургский исторический журнал № 2. – 2018. – С.81-95.


Войти или Создать
* Забыли пароль?