СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОЭТАПНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проводится теоретический анализ возможности использования системного подхода при поэтапной реализации психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей. Определены следующие составляющие блоки: профессиональный кадровый подбор специалистов по работе с семьей, в соответствии с требованиями профессионального стандарта; адаптация к профессии (профессиональная адаптация), в длиннике профессионального пути специалиста; профессиональная аттестация, подтверждающая профессионализм, занятие должности специалиста по работе семьей, определенный уровень мотивации и стрессойчивости; профессиональная подготовка, включающая в себя обучение по образовательным программам высшего образования и непрерывное образование в течение всего периода профессиональной деятельности; динамический мониторинг-контроль профессионального развития специалистов по работе с семьей; общая комплексная оценка (обратная связь). Предлагаемая модель системы поэтапного психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей как определенным образом соподчиненная совокупность иерархично взаимосвязанных структурных компонентов, реализуемая на практике в динамике профессионализации, выступает разработанным системным подходом, с помощью которого возможно применение инструментов и методов, которые могут обеспечить определенный уровень успешности выполнения профессиональной деятельности.

Ключевые слова:
специалист по работе с семьей, психологическое сопровождение профессиональной деятельности, успешность, профессиональное развитие, системный подход
Текст

В настоящее время значимым и актуальным становится решение вопросов, направленных на повышение успешности труда специалистов по работе с семьей, укрепление и сохранение профессионального здоровья личности социальных работников, раскрытие личностного потенциала специалиста в своей профессиональной деятельности. В условиях реализации требований профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» выполнение функциональных обязанностей социальными работниками сопряжено с повышенной психолого-социальной и профессиональной ответственностью за свои действия, а это, в свою очередь, требует дополнительных, различного рода личностных адаптивных ресурсов адаптации к окружающим условиям труда [15].

В целом, организацию психологического сопровождения профессиональной деятельности социальных работников осуществляет психолог социальной службы, основываясь на требованиях уже своего профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» [14]. В различных учреждениях социальной сферы (например: комплексный социальный центр социального обслуживания населения (территориальный), центр социальной помощи семье и детям, центр социальной реабилитации несовершеннолетних и др.) профессиональная деятельность психолога может быть ограничена, в связи со спецификой работы организации и, соответственно, может быть сужен и спектр используемых методов и форм психологической работы.

Если обратиться к профессиональному стандарту «Психолог в социальной сфере», то можно отметить, что в социальной сфере психолог может выполнять следующие виды деятельности: осуществляет профилактику и психологическую коррекцию негативных социальных проявлений, вредных привычек и зависимостей в поведении социальных групп и отдельных лиц; проводит психопрофилактическую работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, подростков и взрослых; оказывает психологическую и психолого-педагогическую помощь, участвует в решении наиболее сложных вопросов психологического благополучия детей, подростков и взрослых из групп социального риска; реализует программы развития и социальной адаптации, осуществляет психологическое и/или психолого-педагогическое сопровождение разных групп населения; проводит психологическую экспертизу комфортности и безопасности среды проживания детей, подростков и взрослых, консультирование семей и подростков по вопросам саморазвития и уверенности в себе; составляет программы и проводит коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками, в том числе по восстановлению и реабилитации; диагностирует и выявляет особенности психологического развития детей и подростков; осуществляет кураторство межведомственных команд оказания помощи, сопровождения семей с детьми [14].

Как видно из приведенного перечня, психологическое сопровождение профессиональной деятельности социальных работников отдельной позицией не выделено, но подразумевается при реализации психологического сопровождения различных групп населения.

Полагая, что повышение эффективности и успешности выполнения профессиональной деятельности работников является одной из главных задач психологии труда, а психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов представляет собой протяженный во времени, динамический процесс сопровождения, развития, повышения профессионализма, то справедливо отметить, что к настоящему времени наблюдается пока недостаточное работ и практических рекомендаций, которые бы достаточно системно и комплексно позволяли рассмотреть данные вопросы в их прямой взаимосвязи [2, 5, 7].

Проведенный анализ научной литературы по вопросам психологического сопровождения позволил нам определить ориентиры для разработки модели системы поэтапного психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей (далее – Модель сопровождения) [1, 7, 8]. При разработке данной Модели сопровождения мы опирались на следующие позиции:

1) основная цель вида профессиональной деятельности специалиста по работе семьей представляет собой оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей;

2) важен учет требований к образованию и обучению и требования к опыту практической работы специалистов по работе с семьей – наличие высшего образования по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки, не реже одного раза в пять лет; стаж работы не менее двух лет [15].

Важно подчеркнуть, что различными авторами предлагаются различный компонентный состав Модели сопровождения [2, 7, 16, 18, 20]. Считаем целесообразным остановиться на следующих: профессиональный кадровый подбор специалистов по работе с семьей, в соответствии с требованиями профессионального стандарта [17, 18]; адаптация к профессии (профессиональная адаптация), в длиннике профессионального пути специалиста [9]; профессиональная аттестация, подтверждающая профессионализм, занятие должности специалиста по работе семьей, определенный уровень мотивации и стрессойчивости; в широком смысле – профессиональная подготовка, включающая в себя обучение по образовательным программам высшего образования и непрерывное образование в течение всего периода профессиональной деятельности [10]; динамический мониторинг-контроль профессионального развития специалистов по работе с семьей. Заключительным структурным компонентом нам представляется получение общей комплексной оценки реализации Модели сопровождения.

Определяя Модель сопровождения, отметим, что она представляет собой системно подготовленный поэтапный процесс воздействия на личность специалиста по работе с семьей (психологического и педагогического плана) в динамике его профессиональной деятельности для достижения успешных результатов в труде и повышения качества жизни путем формирования актуальных профессиональному развитию работника профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций, развития профессионального самосознания, стрессоустойчивости и мотивов трудовой деятельности.

Схематично Модель сопровождения специалистов по работе с семьей представлена на схеме 1. Как видно, модель представляет собой определенным образом соподчиненную совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, основными среди которых выступают: наличие квалификационных требования к должности, профессиональная адаптация специалиста, профессиональная аттестация, профессиональное образование, динамический мониторинг-контроль профессионального развития, общая комплексная оценка реализации Модели. Компоненты между собой взаимосвязаны по иерархическому принципу на различных уровнях: на уровне Министерства труда и социальной защиты, региональными Министерствами социальной защиты и на уровнях Центров социальной помощи семье и детям, Комплексных центров социальной защиты населения и др.

 

Схема 1

Модель системы поэтапного психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охарактеризуем основные структурные компоненты модели системы поэтапного психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей.

Первым ключевым компонентом Модели сопровождения является квалификационные требования к должности. Формальные требования к образованию и обучению и опыту практической работы представлены в Профессиональном стандарте «Специалист по работе с семьей». Для определения и уточнения квалификационных требований представляется целесообразным проводить анализ профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей с опорой на профессиографическое анктерование путем привлечения соответствующих экспертов в данной области. Результаты экспертного опроса могут лечь в основу построения комплексной модели профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, которая, в свою очередь, состоит из двух составляющих субмоделей: субмодель самой профессиональной деятельности и субмодель специалиста по работе с семьей (см. схему 2).

Использование профессиографического метода позволяет в достаточно полной мере раскрыть особенности профессии «Специалист по работе с семьей»; выявить и описать различные взаимосвязи субъекта профессиональной деятельности со средствами труда, с социальным окружением; обозначить приоритет познавательных процессов, участвующих в реализации при выполнении профессиональных задач. Все вышеперечисленное дает возможность определить необходимые требования, профессионально важные качества к специалисту по работе с семьей как субъекту трудовой деятельности и на этом основании построить профессиограмму и психограмму [4].

При разработке профессиограммы специалистов по работе с семьей особую значимость приобретают выявление необходимого объема умений и знаний, а также профессионально важных качеств, которые позволяют дифференцировать сотрудников по успешности труда и которые в течение всей профессиональной деятельности остаются относительно устойчивыми, стабильными, мало поддающимися развитию, тренировке (упражнению). Определение степени развития профессионально важных качеств и возможности компенсации недостаточного уровня их сформированности за счет выработки индивидуального стиля деятельности в процессе профессиональной подготовки имеет большое значение для практики управления персоналом: это дает возможность провести взаимосвязанные процедуры проведения психологического отбора и выделения ключевых критериев профессиональной пригодности, с одной стороны и, с другой – разработать направления работы по вопросами адаптации к профессии и самосовершенствования специалиста в интересах повышения успешности профессиональной деятельности.

Организацию и проведение исследований по определению квалификационных требований и профессиональной характеристике специалистов по работе с семьей целесообразно проводить по следующей методике.

1. Анализ руководящих ведомственных документов Министерства труда и социальной защиты РФ, Приказов Минтруда России, Писем Минобрнауки России, федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего образования, Профессионального стандарта, в том числе психологических классификаций современной профессиональной деятельности и методов профессиографического анализа труда.

2. Разработка методики и технологии проведения профессиографического исследования специалистов по работе с семьей.

3. Проведение опроса экспертов.

4. Анализ должностных обязанностей специалистов по работе с семьей, результатов опроса экспертов и существующих к настоящему времени квалификационных требований и профессиональных характеристик.

5. Синтез квалификационных требований и профессиональных характеристик и их обсуждение с уточнением на научно-методологических семинарах структурного подразделения с привлечением профильных представителей социальной защиты, науки и образования.

Разработка и определение квалификационных требований к должности «Специалист по работе с семьей» в рамках Модели сопровождения является не только одним из основных компонентов, о чем было отмечено ранее, но и необходимой научно-методической основой для возможной разработки профессионального обучения, непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, выбору различных методов психодиагностики в системе психологического сопровождения профессиональной деятельности и т.п.

На схеме 2 представлена комплексная модель профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей.

 

 

 

Схема 2

 

Важно подчеркнуть, что в основу данной комплексной модели профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей заложены основные методологические принципы, которыми по настоящее время руководствуются в теории и практике отечественной психологии деятельности – принцип детерминизма, заключающийся в том, что наша психическая деятельность определяется образом жизнедеятельности и, соответственно, может трансформироваться с изменением образа жизни; принцип единства сознания и деятельности – один из основополагающих, благодаря которому можно выявить двустороннюю взаимосвязь между сознанием личности и деятельностью: сознание развивается в той деятельности, которой человек занимается и одновременно сознание определяет и направляет содержание самой деятельности, что позволяет говорить о возможности изменения и совершенствования деятельности и труда в целом; принцип развития психики в деятельности, благодаря которому раскрывается механизмы развития психических познавательных процессов и свойств специалиста при выполнении профессиональной деятельности, взаимодействии с другими людьми в процессе взаимодействия и общения. Благодаря данным отношениям происходит преобразование самой деятельности, которое состоит в сложном объединении, взаимосвязи, соподчинении ее различных видов и форм.

Профессиональная деятельность помогает специалисту реализовать себя, в труде происходит становление профессионала, осуществляется поиск и создание новых способов и приёмов работы и достижение успешности ее выполнения. В этом смысле моделирование специалиста по работе с семьей априори рассматривается через призму профессиональной деятельности, с учетом развития и проявления в труде профессиональной направленности, а также развития индивидуальных свойств и качеств, которые, как минимум, необходимы и являются достаточными для реализации трудовых действий, операций, решений на оптимальном уровне выполнения. Комплексная модель профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, в этом смысле, может выступить основой для разработки психологических средств, которые позволят оптимизировать динамику профессионального становления и развития специалистов по работе с семьей.

При выполнении специалистом по работе с семьей профессиональной деятельности, в течение длительного времени, важное значение приобретает процессы протекания профессиональной адаптации. Понимание основ профессиональной адаптации важно с тех позиций, что психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей выстраивается в динамике профессионального пути как для молодых специалистов, только приступивших к работе, так для сотрудников, которые уже имеют опыт профессиональной деятельности в сфере социальной работы [9]. Значимая роль психологов социальной сферы в рамках психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов, которые уже заняты в профессии, может быть связана с подготовкой и проведением различных мероприятий адаптационного характера: консультативными, психокоррекционными и тренинговыми встречами, оценкой успешности выполнения работы, точечными психодиагностическими процедурами и т.п. [11] Данные мероприятия важны в плане прогноза эффективности и результативности работы специалистов по работе с семьей, составлением программ профессионального обучения и повышения квалификации.

Профессиональное образование специалистов социальной сферы, в частности, специалистов по работе с семьей, является одной из опорных и перспективных задач в контексте качества подготовки специалистов и их дальнейшего развития в профессиональной деятельности. Следует отметить не только подготовку специалистов социальных служб в рамках программ среднего и высшего образования, но и необходимость реализации непрерывного профессионального образования, программ дополнительного профессионального обучения, профессиональной переподготовки. Среди перспективных методов и образовательных технологий можно выделить активные методы обучения: деловые и ролевые игры; методы погружения в реальные профессиональные ситуации при работе с членами семьи; практические тренинги и коучинги по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семьях, психопросветительская работе с детьми и родителями, психологическое сопровождения; мастерские по проектированию и дебаты по социальным вопросам; разборы видео-кейсов, решение ситуационных задач и др. [10, 14].

Еще одним структурным компонентом Модели сопровождения специалистов по работе с семьей является динамический мониторинг-контроль профессионального развития. Проведенный анализ научных работ показал, что современные исследования в области психологии труда, акмеологии говорят о том, что для того, чтобы подготовить специалиста-профессионала в той или иной сфере, необходимо время, которое, как правило, будет зависеть от способностей человека, уровня развития его познавательных процессов, сформированности профессионально важных качеств, мотивации выполнять профессиональную деятельность – с нацеленностью на достижение успеха [5, 8, 12].

Обеспечение психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей в рамках динамического мониторинга-контроля профессионального развития и профессионализма может быть реализовано путем использования различных психодиагностических процедур психологами социальных служб. Необходимо подчеркнуть, что качество реализуемого динамического мониторинга-контроля будет определяться тем, насколько грамотно (в соответствии с целями) и научно обосновано будут подобраны определенные психодиагностические методики.

Важно, что с учетом обработки достаточно большого количества психодиагностического материала приоритетное значение приобретает математико-статистическое обеспечение мероприятий по профессиональному отбору и профессиональной аттестации специалистов по работу с семьей. Для этих целей целесообразно использовать многомерные статистические методы: факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ и др. Обращение к математико-статистическому анализу значимо с точки зрения количественного измерения профессионализма. В.В. Петрусинским предложен такой подход, сущность которого заключается в том, что автором выделено шесть показателей профессионализма, среди которых: умение прогнозировать процессы и явления в профессиональной деятельности; понимание сущности предмета своей профессиональной деятельности; широта кругозора, полнота охвата предмета профессиональной деятельности; степень творчества, новизны, оригинальности; скорость выполнения действий и операций; качество выдаваемой продукции; стабильность процесса профессионального творчества. Данные показатели, по мнению исследователя, могут быть количественно измерены [Цит. по 16].

Профессиональная аттестация специалистов по работе с семьей – еще один структурный компонент в рамках Модели сопровождения. Реализация профессиональной аттестации в динамике профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей предполагает различные направления работы, среди которых: определение профессиональной пригодности молодого специалиста к условиям профессиональной деятельности; в условиях повседневного труда – оценка профессиональной успешности специалиста по работе с семьей; в условиях ротации кадров – возможность повышения по должности, занятие руководящей должности с учетом достигнутого уровня профессионализма.

Реализацию процедуры профессиональной аттестация, с позиций психологического сопровождения, представляется закономерным проводить по двум направлениям: первый, начальный этап – предполагает разработку определенных параметров профессионализма, определенных профессионально важных качеств специалиста по работе с семьей и, второй – собственно этап профессиональной аттестации. Помимо формальной процедуры проведения аттестации, она значима с позиций обратной связи: наличия объективно сформированных профессиональных качеств, понимания направлений профессионального развития, рефлексии своих достижений к настоящему времени и т.п.

С точки зрения управления и координации, полноценная реализация Модели сопровождения предполагает, конечно, обратную связь – общую комплексную оценку, т.е. контрольную функцию. Основное функциональное назначение данного структурного компонента – получение актуальной информации в ходе реализации Модели сопровождения и по итоговым результатам отдельных этапов внесение определенных поправок и изменений. Помимо формальной процедуры оценивания самой Модели, процедура общей комплексной оценки предполагает и обратную связь для специалистов по работе с семьей для дополнительной мотивации в контексте профессионального развития. Как показывает практика, наиболее часто используемыми методами контроля и комплексной оценки могут выступать наблюдение, собеседование, зачет, психодиагностические процедуры, профессиональная аттестация.

Более пристальный анализ психологического воздействия на специалиста по работе с семьей с целью побуждения к росту своей профессиональной компетентности и раскрытия своего потенциала в профессии позволяет нам условно выделить определенные этапы:

1) определение наличного психологического состояния, действующих мотивов и потребностей;

2) формирование установки на профессиональное развитие к желаемой ситуации;

3) оценка уровня выраженности профессионально важных качеств и преобладающих мотивов в профессиональной деятельности;

4) установка на профессиональное развитие, с учетом реальной трудовой ситуации, анализ возможностей и планирование действий;

5) принятие решения по реализации программы действий;

6) выполнение принятого решения в профессиональной деятельности;

7) критическая оценка достигнутого, при необходимости – корректировка программы.

Как справедливо отмечает А.В. Карпов, изменения, которые происходят в настоящее время во многих сферах общественного производства, непосредственным образом затронули и сферу профессиональной деятельности человека [6]. Как известно, в рамках психологии труда можно выделить два принципиально разных, но взаимосвязанных между собой путей решения совершенствования способов и форм трудовой деятельности. В первом случае – это технологический путь, который заключается в совершенствовании и прогрессе самих средств труда. Второй путь – это организационный, который связан уже с познанием и развитием самого субъекта профессиональной деятельности и необходимостью изучения и раскрытия различных свойств человека в труде. В рамках реализации второго аспекта, в ходе выполнения любой профессиональной деятельности важное значение приобретает достижение определенных результатов в труде, повышение эффективности и успешности выполнения трудовой деятельности. Люди в организациях представляют собой значимый и важный ресурс, от их успешной деятельности будет зависеть и успех организации в целом и качество жизни [3]. Таким образом, в этом плане рассмотрение модели системы поэтапного психологического сопровождения профессиональной деятельности как определенным образом соподчиненную совокупность иерархично взаимосвязанных структурных компонентов, реализуемую на практике в динамике профессионализации, может выступить тем необходимым системным подходом, с помощью которого возможно применение инструментов и методов, которые могут обеспечить определенный уровень успешности выполнения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей.

Список литературы

1. Жалагина Т.А., Новоторцева А.В. Компетентностная модель профессионального развития личности менеджера / Конкурентноспособность молодых специалистов: развитие профессионализма и самосовершенствование. Материалы Международной научно-практической конференции, Тверь, 23 мая 2017 г. Тверь: Тверской государственный университет, 2017. С. 19-23.

2. Жалагина Т.А. Психолого-социальное сопровождение управления трудовым процессом – залог успешности профессиональной деятельности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психологии и психология труда. 2017. Том 2. № 2. С. 185-200.

3. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.

4. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография: монография. М.: ПЕР СЭ, 2012. 208 с.

5. Караванова Л.Ж. Развитие профессионализма социального работника: психолого-педагогические особенности сопровождения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Том 2. № 1. С. 191-219.

6. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.

7. Коробкова В.В. Система подготовки специалистов социально-педагогической сферы с семьей в открытом образовательном пространстве (на примере Пермского края) // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 93-95.

8. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Детерминанты изменений профессионального развития и перспективные задачи психологии труда // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 2 (82). С. 3-11.

9. Львов В.М. Профессиональная адаптация и ее роль в формировании психологической безопасности субъекта деятельности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 2 (82). С. 17-23.

10. Мальцева Т.В. Основные тенденции и подходы современного образования // Прикладная психология и педагогика. 2016. Том 1. № 1. С. 8.

11. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е., Петров В.Е. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации: учебное пособие. М.: Издательский Центр РИОР, 2020. 136 с.

12. Мороз М.В. Профессиональное становление социального работника // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 4. С. 144-152.

13. Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 76 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2018 № 50185) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.03.2020).

14. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 № 30840) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.03.2020).

15. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 683н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30849) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.03.2020).

16. Психология профессионала: личность, деятельность, организация: монография / под ред. Т.А. Жалагиной, Л.Ж. Каравановой, Е.Д. Короткиной. Тверь: Тверской государственный университет, 2014. 292 с.

17. Рубцова Н.Е. Стратегии профессионального становления конкурентноспособного профессионала // Вестник Тверского государственного технического университета. 2016. № 2. С. 56-61.

18. Скабелина Л.А. Профессиональный психологический отбор в системе психологического сопровождения становления личности адвоката // Ученые труды Российской академии адвокатуры. 2008. № 6 (11). С. 29-35.

19. Соколова А.С. Психологическое сопровождение повышения профессиональной успешности специалистов службы технической поддержки: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тверь, 2013. 27 с.

20. Фирсов М.В., Галасюк И.Н., Мороз М.В., Ходарина Е.В. Российская модель социальной работы в контексте исторических общественных трансформаций // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 186-194.


Войти или Создать
* Забыли пароль?