ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: ЗАМЫСЕЛ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В структуре профессиональной компетентности руководителя немаловажное значение отводится одной из составляющих – гендерной компетентности, которая рассматривается нами как сумма знаний, умений и навыков руководителя, связанных с использованием гендерного подхода в управлении организацией и трудовым коллективом. В статье изложен замысел исследования проблемы формирования и развития гендерной компетентности руководителей современных организаций. Представлена степень разработанности проблемы, сформулированы: актуальность, гипотеза, цель, задачи исследования, научная и практическая значимость.

Ключевые слова:
руководитель, управленческая деятельность, профессиональная компетентность, гендер, гендерная компетентность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Современное общество всегда волновала проблема гендера (термин «гендер» может быть интерпретирован как «социальный пол», т.е. обращается внимание не на биологические различия между полами, а на социальные). Согласно определению российского социолога А.Г. Дугина, гендер – это психосоциальный пол [1].

Гендер – это одновременно и продукт, и процесс. Гендер как продукт – это сложившаяся в общественном и индивидуальном сознании система гендерных представлений, норм, ролей. Гендер как процесс включает действия, ощущения, чувства и мысли, связанные с восприятием человеком себя как представителя своего пола, и которые нормируются одобрением или осуждением со стороны общества [2].

В настоящее время среди ученых все больше возрастает интерес к изучению проблемы гендера или оценки социальности половой идентичности. Одним из наиболее дискутируемых вопросов являются гендерные различия в менеджменте. Известны две основные позиции по данному вопросу. Одни исследователи убеждены в существовании особого, присущего только женщинам, способа принятия решений, стиля управления, проблем мотиваций и ценностных ориентаций, другие отрицают такую специфику [3, с. 365].

В широком понимании гендер не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, относясь не к мужчине и женщине, а к понятиям мужественности и женственности личности. Иначе говоря, речь идет о качествах или характеристиках, предписываемых обществом каждому полу. От влияния личностного фактора ключевым образом зависит выбор управленческого решения. Поэтому для обеспечения эффективности работы любой организации необходимо именно его исследовать максимально полно [4].

Веками складывались и выстраивались типичные, стандартизированные представления о понятиях «мужское» и «женское», об образах и ролях, присущих тому или иному полу. Эти стереотипы распространяются на всех представителей гендера независимо от индивидуальных особенностей, возраста или происхождения. Они затрагивают не только черты личности, но и особенности поведения, в том числе, особенности принятия управленческих решений.

Активное вовлечение женщин в сферу управления является одной из характерных черт современного общества. Согласно статистическим данным, в России в 2018 г. доля женщин в такой категории занятых, как «руководители» составляла 41,8% [5, с. 91]. При этом рост численности женщин-руководителей с 2000 г. по 2018 г. составил 7,3%. Интеграция женщин в сферу управления и взаимодействие женской и мужской моделей поведения в менеджменте приводит к необходимости изучения гендерных отношений в сфере управления, объектом которых являются мужчины и женщины как две большие социально-демографические общности, различающиеся социальным статусом и ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания [6, с. 3]. Это обстоятельство дает возможность говорить о важности включения гендерной компетентности в структуру основных компонентов профессиональной компетентности современных руководителей.

Научно обоснованный подход к организации управленческой деятельности предполагает учет гендерных особенностей поведения, которые проявляются в специфике взаимодействия женщин и мужчин с окружающей их средой. Знания о таких поведенческих аспектах позволяют устанавливать причины наличия в обществе многообразных форм гендерных взаимоотношений людей, а сведения об особенностях женской и мужской психической организации способствуют выявлению комплексного характера межличностного взаимодействия в социальных сообществах и способствуют устранению факторов, негативно влияющих на процессы управления и психофизиологическое состояние человека. Анализ результатов многолетних исследований в различных областях научного знания позволил систематизировать информацию об открытых гендерно-ориентированных стилях поведения и управления в обществе [7, с. 191].

Такое понятие как «гендерная компетентность» используется в отечественной науке сравнительно недавно (примерно два-три последних десятилетия). Но с учетом широкого распространения гендерных исследований в самых разных областях общественных отношений, он всё прочнее входит в лексикон социологов, психологов, педагогов, менеджеров.

Актуальность планируемого исследования обусловлена недостатком в настоящее время научного обоснования как самого содержания понятия «гендерная компетентность», так и недостаточной разработанностью методов ее формирования и развития у руководителей современных организаций.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: сформированная гендерная компетентность руководителей позволит им более эффективно решать стоящие перед ними профессиональные задачи, формировать стратегию личностного и служебного развития, грамотно выстраивать гендерные отношения. 

Сущностную основу гендерной компетентности составляет понятие «гендер». Становление понятия «гендер» в философских и социологических концепциях начинается со второй половины XX в. (С. Беем [8], М. Мид [9]). Большой вклад в разработку методологических подходов к анализу гендера внесли: Р. Столлер [10], С. Бовуар [11], Э. Фи, Б. Уокер, создав новые концептуальные основы социокультурного развития общества.

Методика и методология гендерного подхода, гендерные исследования в целом являются предметом научного анализа в трудах Г.Г. Силласте, О.А. Ворониной, В.Е. Кагана,
И.С. Клециной.

Изучению гендерного неравенства посвящены работы Е.А. Здравомысловой,
Н.М. Римашевской, Е.С. Гвоздевой, А.А. Деркач. Проблему гендерного неравенства в профессиональной сфере рассматривает С.А. Ильиных.

Гендерный аспект управленческой деятельности раскрывают работы И.А. Гвоздковой [7], Е.В. Луганской [12], Е.И. Комарова [13], Г.Б. Кошарной, С.Д. Резника [14], Т.П. Хохловой, А.Е. Чириковой, О.В. Шевцовой и др.

Гендерная компетентность как комплексная характеристика профессиональной деятельности рассматривается И.А. Зайгановым, Е.Н. Каменской, И.С. Клециной [15],
Л.Г. Луняковой, Е.Б. Мезенцевой, Н.В. Осетровой и др.

Для того чтобы сформулировать понятие «гендерная компетентность руководителя», которое примем за основу в своем исследовании, обратимся к словарю С.И. Ожегова, трактующему понятие «компетентный» как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области. Из чего следует, что основу компетентности составляет багаж знаний индивида в той или иной сфере деятельности.

По мнению американского психолога С. Бем, гендерная компетентность, являющаяся частью общей культуры личности, «предполагает отсутствие гендерных стереотипов и предубеждений в ее взаимодействии с представителями любого пола», и находит проявление в «стремлении к истинному, а не декларируемому равенству их возможностей и прав» [8].

И.С. Клецина определяет гендерную компетентность как «способность мужчин и женщин замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей их жизни; противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям; самим не создавать ситуации гендерного неравенства» [16, с. 38].

Формирование гендерной компетентности Е.В. Наумова связывает со становлением эгалитарного мировоззрения личности, в основе которого «лежат равноправные межличностные отношения мужчин и женщин, убеждения, принципы, идеалы» [17, с. 79].

По мнению Л.В. Градусовой, важной составляющей гендерной компетентности является «способность критического анализа своей деятельности как представителя определённого гендера» [18].

Обобщив изложенные выше определения, мы в своем исследовании будем рассматривать гендерную компетентность руководителя как сумму знаний руководителя о сущности гендера, гендерных отношений, гендерного подхода в менеджменте; умений осуществлять процессы управления и взаимодействия с коллективом и внешним окружением с учетом его гендерной идентичности; опыта использования гендерных знаний и умений в качестве одного из принципов управленческих технологий. Более подробно содержание гендерной компетентности руководителя представим в табл. 1.

Таблица 1

Содержание гендерной компетентности руководителя

Гендерная компетентность руководителя

Знание

Умение

Владение

Наличие представлений

  • основных понятий гендерной системы и гендерной социализации;
  • гендерного подхода (факторов и условий), влияющих на эффективность управленческой деятельности;

гендерных особенностей в подходах к власти;

  • причин гендерной асимметрии на рынке управленческого труда;
  • особенностей женской и мужской карьеры;
  • особенностей женского и мужского стиля управления;

 

    • адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в сфере управления;
    • применять гендерный подход в управлении карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;
    • анализировать мотивацию работников с учетом гендерных особенностей их социально-психологических характеристик;
    •  находить проявление особенностей межличностных отношений в мужском, женском, смешанном коллективах;

 

      • методами организации взаимодействия и профессионального общения с учетом гендерных особенностей трудового коллектива;
      •  методикой определения мужского и женского стиля межличностного взаимодействия в системе «руководитель-подчиненный»;
      • способами определения особенностей управления мужским, женским коллективами;
      • приемами формирования индивидуального стиля руководства мужчин и женщин;

 

        • о направлениях развития гендерных исследований в менеджменте;
        • о путях обеспечения гендерного равенства в социально-трудовой сфере;
        • о качествах личности мужчин и женщин, способствующих и препятствующих выполнению управленческих функций;

 

 

  • особенностей мужского и женского бизнеса.

 

    • определять факторы, влияющие на особенности управления женским и мужским коллективом;
    • обозначать свое понимание внутренних барьеров на пути женщин-лидеров в достижении профессиональной карьеры.
      • стратегическими и тактическими приемами обеспечения личной конкурентоспособности руководителей - мужчин и женщин;
      • способностями к разрешению своих гендерных проблем и конфликтов при их возникновении;
      • способностями к саморегулированию в сложных ситуациях профессиональной деятельности.
        • о национальном механизме улучшения положения женщин во властных структурах современной России.

 

 

Формирование гендерной компетентности будем рассматривать как  целенаправленную деятельность, в результате которой руководитель приобретает гендерные знания, умения и способы гендерно-корректного поведения при осуществлении управленческой деятельности.

Развитие гендерной компетентности будем рассматривать как процесс, результатом которого является приращение гендерных знаний, умений и навыков, повышающих эффективность деятельности руководителя в ситуациях с выраженной гендерной составляющей.

Целью планируемого исследования является разработка рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности формирования и развития гендерной компетентности руководителей организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность и особенности проявления гендерной компетентности;
  • рассмотреть гендерную компетентность как неотъемлемый атрибут современного руководителя;
  • разработать методику исследования проявления гендерной компетентности руководителей организации;
  • осуществить анализ практики проявления гендерной компетентности руководителей организации (наличие у руководителей гендерных знаний, проявление гендерных умений, гендерные способности руководителей);
  • предложить технологии формирования гендерной компетентности;
  • определить возможности использования и перспективы развития гендерной компетентности руководителей.

Объектом исследования станут руководители пензенских организаций. Предметом исследования будет являться гендерная компетентность руководителей.

В качестве основной формы сбора информации выступит анкетный опрос  руководителей. Разработанная анкета содержит 54 вопроса, которые сгруппированы в четыре отдельных блока. 

Первый раздел анкеты «Гендерные знания руководителя» включает в себя вопросы, имеющие своей целью выяснить наличие знаний у руководителей таких понятий как: «гендер», «стеклянный потолок», «гендерная социализация», «гендерное неравенство», «андрогинный тип личности», «вертикальная сегрегация рынка труда», а также знания руководителей о различиях стиля управления женщин и мужчин.

Второй раздел анкеты «Гендерные умения руководителя» содержит вопросы об использовании гендерного подхода при планировании и управлении карьерой работников; о способности руководителя анализировать мотивацию работников с учетом фактора пола; о гендерных особенностях принятия управленческих решений; о стиле кадровой политики руководителей-мужчин и  руководителей-женщин.

Третий раздел анкеты «Гендерные способности руководителя» содержит вопросы, позволяющие оценить действия мужчин и женщин-руководителей при наборе и отборе сотрудников, при формировании трудового коллектива, при делегировании полномочий, при управлении конфликтной ситуацией.

Четвертый раздел анкеты «О себе» позволяет получить общее представление о респондентах: пол, возраст, семейное положение, уровень образования, стаж работы.

Научная значимость исследования состоит в систематизации изученного материала по проблеме, а также в развитии положений, касающихся повышения эффективности формирования и развития гендерной компетентности руководителей организаций.

Практическая значимость заключается в том, что внедрение полученных разработок позволит решать практические задачи развития гендерной компетентности руководителей организаций более эффективно.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть необходимость изучения гендерных аспектов менеджмента [6, 13, 14], так как любой руководитель – прежде всего − человек со своей гендерной идентификацией и направленностью, что, безусловно, влияет на его профессиональную деятельность.

 

 

Список литературы

1. Дугин А.Г. Лекция № 10. Социология пола (Структурная социология) [Электронный ресурс] / А.Г. Дугин. – URL: http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/140509120251.xhtml (дата обращения 24.04.2020).

2. Козлов В.В. Гендерная психология [Электронный ресурс] / Козлов В.В., Шухова Н.А. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 177 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/18948.html. – ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 24.04.2020).

3. Цветкова О.Л. Гендерные аспекты менеджмента современной библиотеки [Текст] / О.Л. Цветкова // Культура. Литература. Язык: материалы международной конференции «Чтения Ушинского» факультета русской филологии и культуры / под ред. М.Ю. Егорова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – 416 с. – С. 364-373.

4. Шевцова О.В. Гендерные аспекты менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 3. – Ч. 2 [Электронный ресурс]. – URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4665 (дата обращения: 24.04.2020).

5. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. / Росстат. – Mосква, 2019. – 549 с.

6. Макарова С.Н. Гендерный менеджмент: учебное пособие [Текст] / С.Н. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2018. – 132 с.

7. Гвоздкова И.А. Гендерные аспекты организации управленческой деятельности [Текст] / И.А. Гвоздкова // Вестник ГУУ. – 2016. – №10. – С. 191-197.

8. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – Москва: РОССПЭН, 2004. – 336 с.

9. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире [пер. с англ.: М. Ошурков и др.] [Текст] / М. Мид. – Москва: Росспэн, 2004. – 412 с.

10. Stoller R.J. Sex and Gender: The Development of Masculinity and Femininity. – Karnac Books, 1984. – 383 p.

11. Beauvoir S. Feminist Writings. – University of Illinois Press. – 2015. – 256 p.

12. Луганская Е.В. Обзор гендерных исследований в менеджменте [Текст] / Е.В. Луганская // Бизнес-образование в экономике знаний – 2019. – №1 (12). – С. 52-57.

13. Комаров Е.И. Гендерный менеджмент: Учебник [Текст] / Е.И. Комаров, В.Ф. Жукова. – ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 186 с.

14. Резник С.Д. Менеджмент: технологии профессионального продвижения женщин в менеджменте и бизнесе: учебное пособие [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова. – 2-е изд., перераб. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.

15. Клецина И.С. Формирование и развитие гендерной компетентности // Технологии конструирования гендера: учебно-методический комплекс [Текст] / И.С. Клецина; под ред. проф. И.С. Клециной. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 128-171.

16. Клецина И.С. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях [Текст] / И.С. Клецина, О.Л. Прохорова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – С. 38-39.

17. Наумова Е.В. Эгалитарное мировоззрение личности как показатель ее гендерной компетентности // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 3. – С. 79-80.

18. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие / Л.В. Градусова. – 2-е изд., стереотип. – Москва: ФЛИНТА, 2016. – 89 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?