студент с 01.01.2016 по 01.01.2020
Ессентуки, Ставропольский край, Россия
сотрудник
, Ставропольский край, Россия
ВАК 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В данной статье рассмотрена познавательная активность младших школьников в обучении. Также рассмотрены уровни активности, отличительные особенности и активные методы обучения, особенности развития познавательной активности младших школьников. Проведено исследование на выявление уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста.
познавательная активность, младшие школьники, обучающиеся, активное обучение, исследование, проблема, образование, активные методы, обучение
Одной из актуальных проблем в психологической и педагогической науке является — проблема познавательной активности личности в обучении. Проблема повышения познавательной активности обучающихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, поскольку деятельность является необходимым условием формирования психических качеств личности.
Уровень проявления активности индивида в обучении определяется его базовой логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, который во многом определяет не только уровень познавательной активности человека, но и самобытность его личности.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет большие нереализованные возможности в понимании мира.
В начальной школе закладывается до 70% личностных свойств. И не только базовые способности, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, необходимы ребенку в жизни.
Сегодня образование младших школьников должно быть ориентировано на формирование познавательной активности личности как основы личностного развития, поскольку именно в процессе начального образования закладываются основы обучающих навыков, что впоследствии становится главным условием для продолжения образования. Несовершенство классической системы контроля и оценки знаний учащихся часто вступает в противоречие с мотивационной сферой образовательного процесса.
Активные методы обучения − это методы, побуждающие учащихся активно мыслить и практиковаться в процессе усвоения учебного материала. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая в основном направлена не на представление учителем готовых знаний, их хранение и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний и навыков в процессе активной мысли.
В соответствии с традиционной логикой обучения выделяют 3 уровня активности:
− активность воспроизведения − характеризуется желанием обучаемого понимать, запоминать, воспроизводить знания для овладения методами использования по образцу;
− активность интерпретации − связана с желанием обучающегося узнать смысл изучаемого, установить связи, освоить методы использования знаний в измененных условиях;
− творческая активность − подразумевает стремление обучаемого к теоретическому пониманию знаний, самостоятельный поиск решения проблем, активное проявление познавательных интересов [1, с. 67].
Проблема исследования познавательной активности младших школьников обоснована тем, что в условиях модернизации общего образования в РФ нужно ввести новую развивающую модель изучения в начальной школе для становления личности обучающего, также повысить их уровень внимания, стремления и мотивации к обучению.
Возникновение и развитие активных методов связано с тем, что обучение сталкивается с новыми задачами: не только предоставить обучающимся знания, но и гарантировать формирование и развитие познавательных интересов и возможностей, креативного мышления, навыков и самостоятельной интеллектуальной работы. Появление новых задач связано с быстрым развитием информации. Если раньше знания, полученные в образовательных учреждениях, могли бы служить человеку длительное время, иногда на протяжении всей его трудовой жизни, то в эпоху информационного бума их необходимо постоянно обновлять, чего можно достичь в основном через самообразование, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
− принудительная активация мышления, когда ученик вынужден быть активным независимо от его желания;
− вовлечение учащихся в длительный процесс обучения, так как активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а устойчивой и длительной (в течение всего занятия;
− самостоятельное творческое принятие решений, высокая степень мотивации и эмоциональности учащихся [2, с. 92].
Активные методы обучения считаются одним из наиболее эффективных средств вовлечения обучающихся в учебно-познавательную работу. Их особенности заключаются в том, что они основаны на стимуле к практической и умственной деятельности, без которой нет никакого прогресса в овладении знаниями.
Познавательная активность понимается как интеллектуальная и эмоциональная реакция на процесс познания, предрасположенность к обучению, выполнение личных и совместных задач, заинтересованность в совместной работе с учителем и другими учениками, стремление к практической и интеллектуальной деятельности, которая определяет динамику продвижения в познании. Когнитивную деятельность необходимо рассматривать как глубокий внутренний мотив, построенный на естественной потребности в новых знаниях. Его выраженность среди учащихся считается главным условием обеспечения качества обучения и доказательством верной организации учебного процесса, а отсутствие становится показателем неэффективности организации обучения.
Учитывая особенности развития познавательной активности младших школьников, Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших школьников:
- воспроизводящая активность;
- интерпретирующая активность;
- творческая активность [3, c. 22].
В данных классификациях обучающиеся всякий раз показывают активность (разных уровней) в процессе получения знаний. А поскольку ученики имеют разную степень вовлеченности в процесс приобретения знаний, нельзя пренебрегать позицией учащегося, который принимает одностороннее принятие знаний, и того, чья деятельность иногда включается в познавательный процесс в зависимости от образовательной ситуации. Так же существует другой подход к познавательной деятельности, где выделяется: нулевой уровень активности, характеризуемый не отказом от образовательной деятельности, а скорее отношением к ней безразличным.
Основные показатели познавательной активности включают в себя стабильность, трудолюбие, внимательность к обучению, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность в решении образовательных задач и т.д.
Так же мы провели исследование, целью которого явилось выявление уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие 30 учеников из 4 «А» класса МБОУ СОШ №9 г. Ессентуки.
В качестве ведущих психодиагностических методов в исследовании использовались: методология «Познавательная деятельность учащегося начальной школы» (А.А. Горчинская). Целью данной методики является оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников. Методы экспертной оценки, раскрывающие уровень познавательной активности учащихся начальных классов (Г.И. Щукина) [4, c. 55].
Методы, выбранные нами для диагностики уровня развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, дают нам возможность судить об уровне познавательной активности учащихся.
Количество учащихся с низким уровнем познавательной активности составило 23%. Ученики с низким уровнем пассивны, ожидают давления или комментариев. Количество детей со средним уровнем когнитивной активности в выборке составило 47%. Ученики со средним уровнем зависят от эмоциональной привлекательности объекта. При высоком уровне познавательной активности − 30%. Обучающиеся с высоким уровнем познавательной активности с удовольствием присоединяются к заданию (табл. 1).
Таблица 1
Уровень сформированности познавательной активности |
Количество учеников, чел. |
Количество учеников, % |
Высокий |
9 |
30 |
Средний |
14 |
47 |
Низкий |
7 |
23 |
Итого |
30 |
100 |
Таким образом, познавательная деятельность представляет собой сложное формирование личности, которое формируется под воздействием личностных и объективных факторов. Независимо от вида учебной деятельности, все ученики нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: те, кто не проявляет особого интереса к учебе и те, кто, кажется, производит благоприятное впечатление и, кажется, не нуждается в специальной помощи. Поэтому во многом это зависит от способностей учителя, сможет ли ученик проявить себя в учебной деятельности или нет, а это значит, что после он станет творчески социально активным человеком.
1. Подласый И.П. Педагогика. – Москва, 2003.
2. Педагогические технологии: учебное пособие / под общей редакцией В.С. Кукушкина. – Изд. 4-е перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] /Т. И. Шамова. —Москва: Педагогика, 2012. – 208 с.
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: учеб. пособие для пед. институтов /Г. И. Щукина. — Москва: Просвещение, 2011. — 160 с.