сотрудник с 01.01.2018 по 01.01.2019
Кемерово, Россия
сотрудник
, Россия
Кемерово, Россия
Рассматривается современное состояние проблемы развития синдрома профессионального выгорания педагогов, чья профессиональная деятельность определяется как одна из наиболее напряженных в психологическом отношении. В качестве предмета исследования определены специфические характеристики личности педагога, детерминирующие возникновение и развитие синдрома профессионального выгорания. Цель – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь параметров личности педагогов современной школы как предикторов эмоционального выгорания и проявлений синдрома профессионального выгорания с учетом возраста, стажа профессиональной деятельности, семейного положения и наличия детей. Перечислены обобщенные характеристики, описывающие феномен эмоционального выгорания педагога. К их числу отнесены отрицательные переживания психологического характера, которые возникают после каждодневного напряженного общения с высоким эмоциональным содержанием или познавательной сложностью. Описаны факторы возникновения и развития эмоционального выгорания педагога. По результатам эмпирического исследования выделены предикторы возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания педагогов. Определена выраженность эмпатии и интернальности как провоцирующих факторов, наличие которых запускает процесс эмоционального напряжения и отрицательных переживаний относительно осознания педагогом своей роли в межличностных отношениях. Предложены практические рекомендации, направленные на поиск оптимальных решений вопроса предупреждения возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов образовательных организаций.
синдром профессионального выгорания педагогов, фактор, возраст, стаж, семейное положение
1. Воробьева М. А. Исследование эмоционального выгорания у педагогов // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2006. № 1. С. 70–75.
2. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 11. С. 2–16.
3. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 94–104.
4. Комаревцева И. В. Динамика устойчивости к синдрому эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования в процессе профилактической работы // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 2. С. 51–60.
5. Burke R. J., Greenglass E. A longitudinal study of psychological burnout in teachers // Human Relations. 1995. Vol. 48. Iss. 2. P. 187–202.
6. Dick M. J. Burnout in doctorally prepared nurse faculty // Journal of Nursing Education. 1992. Vol. 31. Iss. 8. P. 341–346. DOI: 10.3928/0148-4834-19921001-04
7. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical Journal. 1991. Vol. 34. Iss. II. Р. 49–57.
8. Maslach C., Schaufeli W. В., Leiter M. P. Job Burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397–422.
9. Schaufeli W. B., Leiter M. P., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International. 2009. Vol. 14. Iss. 3. P. 204–220. DOI: 10.1108/13620430910966406
10. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1999. 28 c.
11. Мерзлякова Д. Р. Влияние профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности младшего школьника: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ижевск, 2006. 20 с.
12. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М.: МПСИ; Флинта, 2001. 190 с.
13. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. Режим доступа: https://psyjournal.ru/articles/fenomen-vygoraniya-v-zarubezhnoy-psihologii-empiricheskie-issledovaniya (дата обращения: 21.12.2019).
14. Семиздралова О. А. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение // Народное образование. 2009. № 7. С. 116–123.
15. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57–64.
16. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.
17. Орел В. Е. Синдром выгорания в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла, С. А. Подсадного, Л. Н. Юрьевой, С. А. Игумнова. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. С. 55–81.
18. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85–95.
19. Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behavior. 1981. Vol. 2. Iss. 2. P. 99–113. DOI: 10.1002/job.4030020205
20. Pines A. M., Aronson E. Career burnout: causes and cures. N. Y.: The Free Press, 1988. 257 p.
21. Van Dierendonck D., Schaufeli W. B., Buunk B. P. Burnout and inequity among human service professionals: a longitudinal study // Journal of Occupational Health Psychology. 2001. Vol. 6. Iss. 1. P. 43–52. DOI: 10.1037/1076-8998.6.1.43
22. Perlman В., Hartman E. Burnout: summary and future research // Human relations. 1982. Vol. 35. Iss. 4. P. 283–305. DOI: 10.1177/001872678203500402
23. Молчанова Л. Н. Психологические механизмы возникновения и трансформации состояния психического выгорания у учителей общеобразовательных школ в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3-1. С. 100–102.
24. Зеер Э. Ф., Корнеева Н. А. Социальное лицемерие как профессионально обусловленная деформация учителя // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2006. № 4. С. 81–90.
25. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под. ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2011. 512 с.
26. Бабич О. И. К вопросу о личностных ресурсах и профилактике профессионального выгорания // Профессиональная компетенция как социальный феномен. М.: МГОУ, 2005. С. 21–25.
27. Ожегова Е. Г. Типологические особенности педагогов с различным уровнем выраженности синдрома «психологического выгорания» // Инновации в образовании. 2009. № 3. С. 43–47.
28. Янковская Н. П. Как не сгореть на работе, или об эмоциональном выгорании педагогов // Народное образование. 2009. № 8. С. 273–280.
29. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю., Трубников В. И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3. № 1. С. 27–34.
30. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии. 2002. 488 c.
31. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО); 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.