сотрудник
Таганрог, Ростовская область, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
В статье проведен теоретический анализ проблемы влияния фактора «полная / неполная семья» на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Отмечается, что семья с измененной структурой откладывает отпечаток на восприятие ребенком семьи и может оказывать влияние на его собственные семейные и родительские установки в будущем, чем и определяется актуальность настоящего исследования. Эмпирически выявлены различия в представлении о семье у младших школьников из полных и неполных семей. Количество ассоциаций на тему «семья» больше у детей из полных семей (но оно падает на протяжении младшего школьного возраста), чем у детей из неполных (но оно возрастает на протяжении младшего школьного возраста). Качественные характеристики представлений также имеют отличия: у детей из полных семей они, прежде всего, охватывают членов семьи, а у детей из неполных – отношения между ними. Автор приходит к выводу о том, что представления младших школьников о семье могут служить показателем семейной ситуации, в которой растет ребенок, что представляет интерес, в том числе, с практической точки зрения.
представления, семья, полная / неполная семья, младший школьник, ассоциативный тест
1. Дианова, Н.Ф., Тлемешок, В.Р. Некоторые аспекты проблемы разводов на современном этапе. Теория и практика общественного развития. № 11. Издательский дом «ХОРС». Краснодар, 2015. С. 54-56.
2. Дудина, С.Ю. Особенности представлений детей, родителей и прародителей об их взаимодействии в полных и неполных семьях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Издательство: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2013. С. 69-74.
3. Егорова, М.С., Зверева О.В. Влияние структуры семьи на представления дошкольников о желаемой семье. Психологические исследования: электронный научный журнал. Издательство Солитон. Москва, 2009. С. 8.
4. Каменева Т.Н. Социокультурные характеристики неполных материнских семей (на примере Курской области) // Вопросы культурологии. 2007. № 12. С. 70-72.
5. Кесаева Р.Э., Кантемирова Г.А. Неполная семья как социокультурный феномен // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. 2013, № 3. С. 97-100.
6. Коваленок Е.С. Социально-психологические особенности репродуктивных установок девушек из полных и неполных семей // Психология обучения. № 12. Издательство Современного гуманитарного университета. Москва, 2011. С. 103-110.
7. Комарова О.Н., Карасева С.Н. Особенности детско-родительских отношений в полных и функционально неполных семьях // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2016. № 5. С. 31-37.
8. Комкова Е.И. Социальная перцепция детей из неполных семей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 52-63.
9. Левая Н.А. Неполная семья как фактор социальной нестабильности социума // Социальная политика и социология. № 3, 2014. С. 211-221.
10. Меденцева Т.А., Лукашук А.В., Сомкина О.Ю., Байкова М.А., Филиппова М.Д. Неполная родительская семья: влияние на аутоагрессивные и личностно-психологические особенности девушек, воспитанных в них // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2016. № 1. С. 83-88.
11. Мягкова М.А. Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях // Современная наука. 2010. № 3. С. 139-143.
12. Рашитова Л.К. Дефиниции «неполная семья» и «монородительство» в научной литературе // Альманах мировой науки. 2015. № 1-3 (1). С. 74-75.
13. Руслякова Е.Е. Особенности социального взаимодействия и личности младших школьников из неполных семей // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2016 №4 // https://sfk-mn.ru/PDF/05SFK416.pdf.
14. Рябикина З.И., Хозяинова П.М. Неполная семья как пространство со-бытия матери и ребенка Вестник Омского университета // Серия «Психология». 2019. № 3. С. 62–68.
15. Baker, E.R., Jensen, C.J., Tisak, M.S. A closer examination of aggressive subtypes in early childhood: contributions of executive function and single-parent status. Early Child Development and Care. 2019. 189(5), p. 733-746.
16. Chen, I.-J., Zhang, H., Wei, B., Guo, Z. The model of children's social adjustment under the gender-roles absence in single-parent families. International Journal of Psychology. 2019. 54(3), p. 316-324.
17. Dijanic, I. Growing Up in a Single-Parent Family and Anger in Adulthood. Journal of Loss and Trauma. 2016. 21(4), p. 259-264.
18. Malczyk, B.R., Lawson, H.A. Parental monitoring, the parent-child relationship and children's academic engagement in mother-headed single-parent families. Children and Youth Services Review. 2017. 73, p. 274-282.
19. Nicholson, J.M., D'Esposito, F., Lucas, N., Westrupp, E.M. Raising Children in Single-Parent Families (Book Chapter). Contemporary Issues in Family Studies: Global Perspectives on Partnerships, Parenting and Support in a Changing World. 2013. p. 166-188.
20. Sohail, M., Shamama-Tus-Sabah, S. Comparative study of children's adjustment in intact and single parent families. Pakistan Journal of Psychological Research. 2016. 31(2), p. 495-508.