РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ О СЕМИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Семиотическая транспрофессиональная компетентность современного человека становится все более востребованной в целостном арсенале познавательных и коммуникативных компетентностей представителя цифрового социума. Семиотическая означает «знаковая», следовательно, информационное общество предполагает новый формат субъекта, умеющего понимать, создавать, передавать, изменять знаки и знаковые системы, несущие информацию. Для подготовки успешного представителя общества нужен учитель, обладающий соответствующими способностями. Учитель, прежде всего, формируется в процессе профессиональной подготовки в вузе, поэтому и вузовский преподаватель обязан обладать соответствующими знаниями, умениями и компетентностями. В данной статье ставится цель выявления представлений преподавателя вуза о семиотической компетентности. Задачами выступают: а) определение отличия семиотической компетентности от информационной, с которой часто отождествляют первую; б) обоснование значимости феномена семиотической компетентности для системы образования и системы подготовки педагогов ХХI века; в) разработка измерительного инструментария для выявления представлений преподавателя вуза, обучающих будущих педагогов, о семиотической компетентности; г) интерпретация результатов эмпирического исследования в обозначенном проблемном поле образовательной семиотики. Основными методами исследования выступают сравнительный контент-анализ научной литературы по проблеме взаимодействия информационной и семиотической компетентностей; Google -анкетирование; шкалирование; качественные методы обработки эмпирического массива данных. Новизна материаластатьи заключается в теоретическом обосновании и представлении подхода к определению взаимосвязи семиотической и информационной компетентностей; уточнении понятия «семиотическая доминанта» по трем различным основаниям для студентов — будущих педагогов — в соответствии с профилем их подготовки; интерпретации результатов обработки эмпирического массива данных и фиксирования конкретных фактов текущего состояния в представлениях вузовских преподавателей, обучающих студентов направления «Педагогическое образование», о семиотической компетентности (в некотором смысле выявления готовности педагогов к ответу на вызовы информационного общества). Результаты статьи — обоснование включения информационной компетентности в состав семиотической; разработка измерительных процедур для выявления представлений преподавателей вуза, обучающих будущих педагогов, о семиотической компетентности в виде анкеты из 27 вопросов; получение и фиксирование конкретных фактов о состоянии информационно-семиотических умений преподавателей высшей школы. Результаты статьи представляют интерес для преподавателей высшей школы, для системы повышения их квалификации и педагогических кадров общего образования, для студентов — будущих учителей и педагогов-психологов.

Ключевые слова:
преподаватель вуза, студент педагогического направления подготовки, семиотическая компетентность, информационная компетентность, знак, знаковая система, информационно-семиотические умения, семиотическая доминанта профиля подготовки, Google-анкетирование
Список литературы

1. 9 типов интеллекта [Электронный ресурс]. URL: https://5sfer.com/9-tipov-intellekta/ (Дата обращения: 19.01.2020).

2. Бочарова Л.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя: дисс. канд. пед. н. 13.00.08. −Курск, 2006. − 210 с.

3. Валеева Н.Ш., Самойлова Н.И. Информационная компетенция как основа профессиональной компетентности современного инженера [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentsiya-kak-osnova-professionalnoy-kompetentnosti-sovremennogo-inzhenera (Дата обращения 07.01.2020).

4. Веряев А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2000. 367 c.

5. Галактионова Т.Г. Педагогика текста: опыт семиотического решения: коллективная монография. – Санкт-Петербург, 2013. − 379 с.

6. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. − Москва: «И.Д. Вильямс», 2007. − 512 с.

7. Гончаров С.А., Гончарова О.М., Королева Н.Н. Семиотическая компетентность в образовании и социуме // Universum: Вестник Герценовского университета. − 2011. − № 8. − С. 75−76.

8. Гончаров С.А. Гончарова О.М. Королева Н.Н. Знак, человек, смысл: пространства междисциплинарной рефлексии. – Санкт-Петербург, 2008. 246 с.

9. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. – Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 2002. − 224 с.

10. Информационная компетентность. Материал из Letopisi.Ru «Время вернуться домой» [Электронный ресурс]. http://letopisi.org/index.php/%D0%98%D0%BD%D1% 84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8% D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1% 82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C. (дата обращения: 12.12.2019).

11. Кисла І. Г. Підходи до формування інформаційної компетентності вчителя загальноосвітнього навчального закладу / Інформаційні технології в освіті. − 2008. − № 2. − С. 110−113.

12. Кто владеет информацией, тот владеет миром (Н. Ротшильд) [Электронный ресурс] // URL: https://i-fakt.ru/kto-vladeet-informaciej-tot-vladeet-mirom/ (Дата обращения 17.01.2020).

13. Меняев М.Ф. Информатика и основы программирования. − Москва: Омега-Л, 2007. − 458 с.

14. Миронова О. І. Формування інформаційної компетентності студентів як умова ефективного здійснення інформаційної діяльності / Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. − 2010. − № 17 (204). − С. 165−175.

15. Павлюк Р.А. Генезис понятия «информационная компетентность» в контексте непрерывного педагогического образования // Гуманитарные научные исследования. − 2014. − № 1. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5529 (дата обращения: 26.03.2019).

16. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. – 2012. − Вып. 2. − C. 37−43.

17. Представления педагогов о семиотической компетентности. − URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdg0HGtkzSrcHNmwZJQe3rJLWRhWOxGR41H1gCYAEbT_OKi6Q/viewform

18. Психология общения. Энциклопедический словарь. − Москва: Когито-Центр. 2011. URL: https://communication_psychology.academic.ru/324/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F (Дата обращения 07.01.2020).

19. Рассказов Ф.Д., Митющенко Е.В. Сущность, содержание и компоненты информационной компетенции студента педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. − 2017. − № 5. − URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27003 (дата обращения: 12.12.2019).

20. Семиотика: курс лекций / авт.-сост.: Н.П. Кайманова. − Пенза: Изд-во Пензенского государственного технологического университета. − 2014. − 108 с.

21. Тоффлер Э. Шок будущего. – Москва: АСТ, 2004. − 557 с.

22. Царева М.И. Информационная компетентность: теория и технология развития // Молодой ученый. − 2015. − №17. − С. 580−583. URL: https://moluch.ru/archive/97/21838/ (дата обращения: 12.12.2019).

Войти или Создать
* Забыли пароль?