СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цифровая революция привела к коренным изменениям в обществе, в том числе, к трансформации социальной структуры, в первую очередь, вследствие возникновения виртуального пространства, существующего параллельно с реальным. Помимо этого, одной из причин этой трансформации является расцвет постмодернизма, отличительной чертой которого является плюрализм. Как следствие, возникает индивидуализация сознания и формирование все более гетерогенного общества, «общества меньшинств». На основе этих групп меньшинств могут создаваться относительно замкнутые и относительно самодостаточные сообщества, т.е. неотрайбализм (neotribalism) (по Л. Ионину). Изменчивость социальной среды формирует новый характер социального неравенства, которое становится “текучим”, неопределенным, сложно идентифицируемым. В статье рассмотрены новые направления изучения социальной стратификации, социального неравенства и социальной мобильности, а также вопросы трансформации идентичности в меняющемся обществе: цифровизация делает социальную структуру динамичной, границы идентичности становятся непрочными и неустойчивыми. Описываются результаты социологического исследования социальной активности молодежи в сети Интернет, акцентируется внимание на результатах, доказывающих рациональный подход респондентов при выборе интернет-источников, наличие аргументации, обосновывающей этот выбор. Интересно отметить, что значимая часть респондентов допускает возможность искажения информации в социальных сетях, но при этом остается их постоянными участниками. Таким образом, существует необходимость осуществления более серьезной социальной диагностики проблем современного цифрового (сетевого) общества.

Ключевые слова:
социальная структура, социальная стратификация, информационное общество, цифровизация, интеллектуальная стратификация
Список литературы

1. Ионин Л.Г. Восстание меньшинств. – М.; СПб.: Университетская книга, 2013. – 237 с.

2. Полякова Н.Л. Оформление социального неравенства в практиках повседневности: историческая перспекива // Вестник Московского Университета. – 2018. – Т. 24. – № 4. – С. 7–25.

3. Левин П. Интернет и гражданское общество // Интернет в общественной жизни. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 160 с.

4. Фролов С.С. Социология. – М.: Логос, 1996. – 360 с.

5. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969. – 237 с.

6. Теоретическая социология. Антология. Ч. 1 / Под ред. С.П. Баньковской. – М.: Институт социологии РАН, 2002. – 424 с.

7. Ваврош П., Валенчик Р., Рубаль О., Сазанова С.Л. Экономические парадигмы и экономические коммуникации // Управление. – 2019. – № 7 (1). – С. 60–65.

8. Интернет в общественной жизни. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 160 с.

9. Emerson, R.M. Social Exchange Theory // Social Psychology: Social Perspectives. N.Y., 1981.

10. Галстон У.А. Влияние Интернета на гражданскую жизнь: первая оценка // Интернет в общественной жизни. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 160 с. – С. 72–96.

11. Уочбрайт Р. Надежность и достоверность: проблема информации в Интернете // Интернет в общественной жизни. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 160 с. – С. 39–54.

12. Нюссбаум Х., Интрона Л.Д. Формирование сети: почему важна политика поисковых машин // Интернет в общественной жизни. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 160 с. – С. 12–38.

13. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. – М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. – 208 с.

14. Полякова Н.Л. Новые горизонты теории общества начала XXI в.: от постиндустриализма к неокапитализму // Вестник Московского университета. – 2016. – № 2. – С. 83–115.

Войти или Создать
* Забыли пароль?