ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье исследуется проблема, связанная с обеспечением преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Рассматриваются подходы к трактовке понятия «преемственность». Определены основные направления реализации преемственности, которые относятся к содержанию, формам и методам организации учебной деятельности дошкольников и учащихся начальной школы. Преемственность дошкольного и начального школьного образования представлена как единство таких ее составляющих, как целевая, содержательная и организационно-деятельностная.
преемственность, воспитание, дошкольное образование, начальное общее образование, компетенции, содержание, формы и методы организации учебной деятельности
1. Венгер Л.А. Психологическая готовность ребёнка к школе // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 12–14.
2. Довжко Ф.Е. Формирование целей и механизма развития начального профессионального образования в современных условиях: дис. … д-ра пед. наук. – 362 с.
3. Должикова Р.А., Федосимов Г.М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная пресса, 2008. – 108 с.
4. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 151 с.
6. Кларина Л.В. Семейно-педагогическая общность как основа взаимодействия сотрудников дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников: материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Развитие родительских компетенций» / отв. ред. Т.А. Семёнова. – М.: ООО «Издательство “Спутник+”», 2015. – С. 37–43.
7. Концепция преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы: обеспечение готовности детей к школьному обучению / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Г. Арушанова [и др.]; отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – 72 с. – (Готовность ребёнка к школе).
8. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/15.php (дата обращения: 25.02.2020).
9. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.endic.ru/enc_modern/Preemstvennost-8850.html (дата обращения: 25.02.2020).
10. Тихомирова О.В., Бородкина Н.В. Обоснование предназначения, цели, задач и принципов программы дошкольного образования // Практика управления ДОУ. – 2013. – № 3 (14). – С. 20–26.
11. Трубайчук Л.В., Проняева С.В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании. – М.: Книжная палата, 2013. – 173 с.
12. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс]. – URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 24.02.2020).
13. Фролов И.Т. Введение в философию: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002. – 623 с.
14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416 с.
15. Шустова И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 176 с.