аспирант
Семейный центр «Новый лицей» ( директор)
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье рассматривается проблема социализации учащихся начальной школы с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и расстройствами аутистического спектра. Автор – практикующий учитель – делится опытом воспитания учебного коллектива первоклассников, в состав которого входит ребенок, имеющий особенности развития: легкую форму аутизма. Раскрывается специфика формирования небольшого детско-взрослого сообщества в классе малой наполняемости частной школы. Охарактеризованы педагогические принципы работы по социализации детей с особыми образовательными потребностями, описаны ее методы и приемы. Статья может оказаться полезной для педагогов, которые занимаются социализацией детей в условиях инклюзивного образования, а также для психологов и родителей.
дети с особенностями развития; расстройства аутистического спектра;синдром дефицита внимания и гиперактивности; инклюзивное образование; первоклассники; условия социализации; принципы формирования детско-взрослого сообщества; методы и приемы воспитания коллектива детей с особыми образовательными потребностями; «Общий круг»; театральные постановки
1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: Изд-во Института философии РАН, 1999. – 203 с.
2. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Методика воспитания современного школьника: структура, содержание // Воспитание школьников. – 2018. – № 6. – С. 12–20.
3. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: материалы IV Международной научно-практической конференции (Челябинск, 14–15 ноября 2019 г.) / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2019. – С. 288–290.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
6. Крупская Н.К. Трудовое воспитание и политехническое образование / Н.К. Крупская. Педагогические сочинения. В 10 т. Т. 4. – М.: Изд-во АПН, 1959. – 630 с.
7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / сост. С.С. Невская. – М.: АСТ, 2018. – 640 с. (Бестселлеры воспитания).
8. Макаренко А.С. Флаги на башнях. – М.: Правда, 1983. – 480 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутмана, Н. Мухиной. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 400 с.
10. Монтессори М. Дом ребёнка // Научная педагогика. В 2 т. Т. 1 / пер. с итал. С.Г. Займовского; общ. ред. Е. Хилтунен. – М.: Народная книга, 2014. – 432 с.
11. Новикова Л.И. Педагогика воспитания // Л.И. Новикова. Изб. педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2010. – 336 с.
12. Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодёжи: сб. статей и методических материалов для педагогов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14 ноября 2019 г.) / отв. ред. Т.Т.Щелина, С.П. Акутина, И.С. Беганцова [и др.]. – Арзамас: Изд-во Арзамасского филиала ННГУ, 2019. – 563 с.
13. Чирков И.А. Воспитание и образование творческой личности по методике Януша Корчака. – М.: Амрита Русь, 2018. – 128 с.
14. Шустова И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 176 с.