Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Разработка методов оценки различных дидактических характеристик учебных текстов и сообщений учителя является актуальной проблемой современной теории обучения. Ее решение позволит проранжировать тексты (описания, доказательства, объяснения и т.д.) по степени сложности, а это поможет оптимизировать процесс обучения и повысить объективность оценки знаний учащихся. В общем случае учебные тексты содержат описательно-повествовательную и логическую составляющую; доля последней может быть определена как отношение ее информативности к общей информативности текста. Сложность (информативность) текста может быть найдена как сумма сложностей составляющих его научных терминов и обычных слов. Под семантической сложностью термина относительно тезауруса Z0 понимается количество слов, которые требуется произнести, чтобы объяснить данный термин ученику с тезаурусом Z0. Следует учесть, что при каждом новом упоминании термина его вклад в общую сложность текста уменьшается. Предлагаемая методика оценки сложности логических рассуждений предполагает: 1) выявление всех используемых фактов и логических правил, сложность которых превосходит выбранный уровень знаний; 2) расширение текста путем добавления всех утверждений, необходимых для проведения рассуждений; 3) создание текстового файла text.txt, содержащего словесную часть учебного текста и вербально закодированные формулы и рисунки; 4) создание словаря (файл slovar.txt), содержащего используемые научные термины с указанием их уровня сложности; 5) анализ файла text.txt с помощью компьютерной программы, обращающейся к словарю, что позволяет определить общую семантическую сложность оцениваемого текста; 6) выделение из текста логических рассуждений и определение их общей сложности; 7) нахождение доли логических рассуждений в тексте. Произведена оценка сложности четырех текстовых фрагментов, для которых вычислены доля логических рассуждений и средний коэффициент свернутости информации.

Ключевые слова:
дидактика, информативность, логика, обучение, рассуждение, семантика, сложность, умозаключение, учебный текст
Список литературы

1. Батура Т.В. Математическая лингвистика и автоматическая обработка текстов: учеб. пособие. – Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2016. 166 с.

2. Берков В.Ф., Терлюкевич И.И. Логика: Практикум. Учебное пособие. – Мн.: УП "Технопринт", 2003. 167 с.

3. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. – Москва, Логос. 2003. 280 c.

4. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 448 с.

5. Вяткин В.Б. Синергетическая теория информации: пояснения и терминологические замечания // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 80(06).

6. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. 384 с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. 192 с.

8. Карпенко А.П., Соколов Н.К. Оценка сложности семантической сети в обучаю-щей системе // Образовательные технологии. № 3. 2010. C. 49-70.

9. Луков Вал.А., Луков Вл.А. Методология тезаурусного подхода: стратегия пони-мания // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 18–35.

10. Майер Р.В. Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка: монография. – Глазов: ГГПИ, 2020. 149 с.

11. Майер Р.В. Оценка дидактической сложности доказательства теорем школьного курса геометрии // Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. № 1. С. 29 – 35.

12. Марчук Ю.Н. Компьютерная лингвистика: учеб. пособие. – М.: АСТ; Восток–Запад, 2007. 317 с.

13. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Уемов А.И. Принцип простоты и меры сложности. – М.: Наука, 1989. 304 с.

14. Самсонов Н.Б., Чмыхова Е.В., Давыдов Д.Г. Разработка и апробация лингвистической методики оценки когнитивной сложности научно­учебного текста // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 41. С. 6

15. Davis B., Sumara D. Complexity and Education: Inquiries Into Learning, Teaching, and Research. – Mahwah, New Jersey, London, 2006. – 201 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?