, Россия
Проведен анализ деятельности бюджетной авиакомпании Республики Казахстан Fly Arystan на рынке пассажирских авиаперевозок в сегменте low-cost. Рассматривается ценовая политика Fly Arystan и крупнейшей европейской бюджетной авиакомпании EasyJet (Великобритания). Приводятся данные о мерах государственной поддержки развития рынка бюджетных пассажирских авиаперевозок. На основе концепции развития авиакомпании Fly Arystan и планов по расширению парка воздушных судов рассматриваются возможные варианты расширения внутренней и международной маршрутной сети. Представлен опыт российской бюджетной авиакомпании «Победа» (Группа «Аэрофлот») по расширению маршрутной сети. Ключевыми факторами эффективности развития сегмента бюджетных пассажирских авиаперевозок в Республике Казахстан являются меры государственной поддержки, направленные на обновление и расширение парка воздушных судов (субсидирование лизинга), модернизация наземной авиатранспортной инфраструктуры, отсутствие энергетической зависимости ввиду собственной добычи и переработки нефтепродуктов, выгодное географическое положение. При успешной реализации планов по развитию национальной системы пассажирских авиаперевозок Республика Казахстан может стать ведущим региональным игроком рынка. Приоритетным направлением развития должна стать концепция стыковочных перелетов через основные хабы (г. Нур-Султан, г. Алматы) по направлениям: Российская Федерация (Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ) – Киргизская Республика, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан. Развивая направление бюджетных пассажирских авиаперевозок, Республика Казахстан создает благоприятные условия развития конкуренции. Развитие сети региональных и международных направлений поддерживает систему национального и международного туризма, участниками которого являются предприятия сегмента малого и среднего бизнеса, что способствует увеличению объема налоговых отчислений в региональный и республиканский бюджет.
региональные авиаперевозки, бюджетные авиаперевозки, рынок пассажирских авиаперевозок, ценовая политика авиакомпаний, маршрутная сеть авиакомпании
Введение
Бюджетные авиаперевозки являются одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся направлений в структуре рынка пассажирских авиаперевозок. Свою историю рынок бюджетных пассажирских авиаперевозок ведет с образования американской компании Pacific Southwest Airlines, совершившей свой первый полет 06 мая 1949 г. [1]. Долгое время рынок бюджетных авиаперевозок находился в состоянии стагнации ввиду строгих норм регулирования отрасли авиаперевозок. После смягчения норм регулирования, а также создания единого европейского воздушного пространства (включающего в себя страны Европейского союза, Великобританию, Ирландию, Швейцарию, скандинавские страны) бюджетные авиакомпании вступили в этап быстрого и эффективного развития.
Внимание к исследованию проблем и перспектив развития бюджетных авиаперевозок проявляют иностранные и российские ученые. Основным направлением исследования является анализ деятельности зарубежных бюджетных авиакомпаний и оценка перспектив развития данного сегмента в структуре рынка пассажирских авиаперевозок России. Следует отметить работу
А. В. Мнишко «Оценка деятельности зарубежных низкобюджетных авиакомпаний в России» [2], в которой автор приводит опыт деятельности крупнейших европейских бюджетных авиакомпаний. В коллективной статье А. А. Мальцева, А. В. Матвеевой, А. Г. Тарасова «Лоукост-компании как драйвер роста мирового авиапассажиропотока» [3] приводятся обоснования эффективности бизнес-модели бюджетных авиакомпаний и их роль в развитии рынка. В статье
Э. Н. Мансурова и Н. В. Харитоновой «Европейские бюджетные авиаперевозчики: история, бизнес-модели и роль в туризме» [4] раскрывается роль и влияние бюджетных авиакомпаний на развитие туризма. Статья Л. Л. Духовной и В. П. Леоновой «Анализ международного и национального рынка бюджетных авиаперевозок: современное состояние, проблемы и перспективы» [5] обнаруживает ключевые проблемы развития рынка бюджетных авиаперевозок. В статье «Конкуренция на рынке авиаперевозок: позиции лоукостеров» Л. Л. Разумнова [6] проводит анализ
деятельности и оценку конкурентной борьбы крупнейших бюджетных авиакомпаний. В статье «Лоукостеры как вектор динамичного развития мирового рынка авиаперевозок» А. В. Матвеева и А. А. Мальцев [7] подробно раскрывают роль бюджетных авиакомпаний в развитии рынка пассажирских авиаперевозок; в статье «Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста» авторы [8] заключают, что одним из ключевых факторов высоких темпов развития рынка пассажирских авиаперевозок является появление на рынке бюджетных авиакомпаний, способствующих популяризации авиационного транспорта как одного из самых безопасных и быстрых видов.
Концепция бюджетной авиакомпании основана на предоставлении пассажиру низкой стоимости билета в обмен на отказ от части услуг классических авиакомпаний (провоз багажа, питание на борту, выбор места). По собственному усмотрению, исходя из пожеланий и возможностей, пассажир имеет право приобретения дополнительных услуг: провоз багажа, выбор и оплату питания, самостоятельный выбор места, выбор места с увеличенным пространством для ног. Стоимость базового тарифа является более низкой в сравнении со стоимостью перелета классических авиакомпаний, в стоимость билета которых включен ряд услуг. Стоимость билета бюджетной авиакомпании с полным перечнем дополнительных услуг может быть равной или превосходить стоимость аналогичного билета классической авиакомпании.
Важным фактором для бюджетной авиакомпании является сокращение производственных издержек. Бюджетные авиакомпании приобретают значительное количество воздушных судов
с целью минимизации затрат на содержание и обслуживание авиапарка. Приоритет отдается современным воздушным судам класса Boeing-737, Airbus-A320 (A-319, A-321) пассажировместимостью от 140 до 190 пассажиров. С целью увеличения возможностей по перевозке пассажиров самолеты бюджетных авиакомпаний комплектуются 1 классом обслуживания и имеют более высокий налет, от 12 до 16 ч в сутки. Маркетинговые расходы бюджетных авиакомпаний минимальны. Продажи авиабилетов реализовываются через официальные сайты авиакомпаний. Уведомления об акциях и скидках осуществляются методом электронной рассылки пассажирам компаний. Бюджетные авиакомпании выполняют рейсы из столичных аэропортов с меньшей степенью загруженности, основная доля рейсов в структуре маршрутной сети приходится на региональные аэропорты, в результате бюджетная авиакомпания сокращает расходы аэропортового обслуживания, а при условии достижения определенного уровня пассажиропотока получает значительные преференции, что позволяет существенно снижать операционные затраты.
При условии выполнения всех вышеперечисленных требований бюджетная авиакомпания получает преимущество достижения высоких показателей развития, выраженное в увеличении пассажиропотока, расширении маршрутной сети, увеличении частоты выполняемых рейсов. Бюджетные авиакомпании могут составлять конкуренцию наземным видам транспорта (железнодорожному, автобусному и автомобильному сообщению) по доступности и низким временным затратам.
Анализ рынка бюджетных пассажирских авиаперевозок
Анализируя структуру рынка пассажирских авиаперевозок (табл. 1), мы можем констатировать, что бюджетные авиакомпании занимают существенную долю рынка, а эффективность эксплуатации воздушных судов у них выше в сравнении с классическими авиакомпаниями.
Таблица 1
Крупнейшие авиакомпании Европы (по состоянию на 21.02.2020 г.)*
Авиакомпания (страна) |
Сегмент |
Количество перевезенных пассажиров (2019 г.), |
Количество воздушных |
Ryanair (Ирландия) |
Бюджетная авиакомпания |
152 |
442 |
Lufthansa Group (Lufthansa, Eurowings, Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines) (Германия, Австрия, |
Lufthansa, Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines – классические авиакомпании. Eurowings – бюджетная авиакомпания |
145 |
760 |
LAG (British Airways, Iberia, Vueling, Aer Lingus, LEVEL) |
British Airways, Iberia – классические авиакомпании. Vueling, Aer Lingus, LEVEL – бюджетные авиакомпании |
118 |
589 |
EasyJet (Великобритания) |
Бюджетная авиакомпания |
96,1 |
332 |
Air France – KLM (Франция, |
Классическая авиакомпания |
87,6 |
546 |
Wizz Air (Венгрия) |
Бюджетная авиакомпания |
39,6 |
110 |
* Составлено по [9].
Один самолет ирландской бюджетной авиакомпании Ryanair перевозит 343 891 чел. в год, один самолет британской авиакомпании EasyJet перевозит 289 457 пассажиров в год. Рекордно высоким является показатель венгерской бюджетной авиакомпании Wizz Air, одно воздушное судно которой перевозит 360 000 пассажиров в год. У классических авиакомпаний данный показатель значительно ниже. Немаловажной особенностью является интерес классических авиакомпаний к рынку бюджетных пассажирских авиаперевозок. Британская компания LAG владеет бюджетными авиакомпаниями Vueling, Aer Lingus, немецкая Lufthansa Group стала собственником Eurowings франко – голландский холдинг Air France – KLM владеет молодой, но быстроразвивающейся бюджетной авиакомпанией Transavia. Данный фактор свидетельствует о значительном интересе классических авиакомпаний к сегменту бюджетных авиаперевозок.
По поручению Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в 2018 г. было инициировано создание первой казахской бюджетной авиакомпании, получившей название Fly
Arystan. Компания была создана на базе национального авиаперевозчика Air Astana, начав осуществление деятельности на воздушных судах Airbus A-320-200 в одноклассовой компоновке, рассчитанной на перевозку 180 пассажиров, в количестве 2 ед. За полтора года деятельности, по состоянию на май 2020 г., авиакомпания является эксплуатантом 6 воздушных судов Airbus
A-320-200, расширив воздушную сеть, охватывающую крупнейшие города Республики Казахстан, а также начав осуществлять регулярное авиасообщение по маршруту г. Нур-Султан –
г. Москва (Жуковский) (рис. 1).
Стоит отметить высокий темп развития авиакомпании Fly Arystan. Так, за полтора года осуществления деятельности парк воздушных судов был увеличен с 2 до 6 ед. (+300 %),
и в планах авиакомпании приобретение 30 ед. Boeing-737-MAX [11]. После расширения парка воздушных судов, увеличения его в 6 раз (с 6 до 36 ед.), авиакомпании потребуется и расширение маршрутной сети. В настоящее время маршрутная сеть состоит из одного регулярного международного рейса из г. Нур-Султан в г. Москву (Жуковский) и сети внутригосударственных авиамаршрутов.
Эффективное функционирование многих зарубежных аэропортов свидетельствует о том, что наиболее перспективной тенденцией развития мировой сети аэропортов является их превращение в крупные авиационные узлы – хабы, способствующие развитию авиаперевозок по принципу «ступицы» [12]. Аэропортами-хабами для авиакомпании Fly Arystan сегодня являются аэропорт г. Нур-Султан (1,002 млн жителей в 2019 г.), аэропорт г. Алматы (1,777 млн жителей в 2019 г.) и аэропорт г. Караганда (500,8 тыс. жителей в 2019 г.). Общее количество жителей Республики Казахстан составляет 18,2 млн чел. [13].
Внутренняя государственная политика Республики Казахстан направлена на развитие социально-экономической основы регионов, а развитие транспортной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений как на региональном, так и на республиканском уровне. Согласно утвержденным государственным программам развития [14] в период 2020–2025 гг. планируется комплексная модернизация наземной авиатранспортной инфраструктуры и проработка возможностей организации авиационного хаба в г. Шымкент (численность населения – 1,038 млн жителей в 2020 г.). Таким образом, в структуре рынка пассажирских авиаперевозок Республики Казахстан могут произойти структурные изменения. Увеличение количества воздушных судов в совокупности с модернизацией наземной авиатранспортной инфраструктуры позволят Республике Казахстан занять доминирующее положение на рынке пассажирских авиаперевозок региона. Собственная добыча нефти и ее переработка позволят избежать энергетической зависимости и зависимости от внешнеэкономических факторов.
Рис. 1. Маршрутная сеть бюджетной авиакомпании Fly Arystan (Республика Казахстан)
по состоянию на май 2020 г. [10]
В стратегии развития внутренней маршрутной сети Fly Arystan будет придерживаться концепции развития авиасообщения между региональными городами (областными центрами)
в сочетании с концепцией развития маршрутной сети из аэропортов-хабов. Мы разработали наиболее возможный сценарий развития внутренней маршрутной сети (рис. 2).
Рис 2. Перспективы развития внутренней маршрутной сети бюджетной авиакомпании Fly Arystan
(Республика Казахстан) в перспективе 2020–2025 гг.
На основе представленных данных мы можем констатировать, что возможности для расширения внутренней маршрутной сети значительны. Следующим шагом в развитии авиакомпании станет расширение международной маршрутной сети. Наиболее вероятен сценарий развития международных направлений из двух наиболее крупных по пассажиропотоку городов
(г. Нур-Султан и г. Алматы). Данные аэропорты имеют развитую сеть международного сообщения со странами Европы, Азии, Ближнего Востока и региональными городами Российской Федерации. Авиаперевозки по международным маршрутам в настоящее время выполняет национальный авиаперевозчик Air Astana и национальные авиакомпании зарубежных стран. Одна из ведущих европейских бюджетных авиакомпаний Wizzair имеет регулярное авиасообщение
с г. Нур-Султан. Маршруты бюджетной авиакомпании Fly Arystan, смежные с маршрутами Air Astana, способствуют развитию конкуренции на национальном рынке пассажирских авиаперевозок, а развитие международной маршрутной сети Fly Arystan позволит значительно увеличить количество перевозимых пассажиров. Применяя стратегию стыковочного рейса в маркетинговой концепции Fly Arystan Республика Казахстан получит возможность увеличения доли рынка на направлении Россия – Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Возможности расширения международной маршрутной сети приведены на рис. 3.
Рис. 3. Перспективы развития международной маршрутной сети бюджетной
авиакомпании Fly Arystan (Республика Казахстан) в перспективе 2020–2025 гг.
Анализ ценовой политики авиакомпаний Fly Arystan и EasyJet
Основой ценовой политики бюджетной авиакомпании Fly Arystan является продажа базового билета по заметно сниженной цене, в отличие от цен прямых конкурентов. Существует возможность приобретения дополнительных услуг (провоз до 60 кг багажа, приобретение питания на борту, самостоятельный выбор места, выбор места с увеличенным пространством для ног). Базовый тариф является наиболее популярным у пассажиров бюджетных авиакомпаний по причине того, что его стоимость может быть ниже на 30–70 % стоимости аналогичного перелета классической авиакомпании. Данные о стоимости перелета по основным направлениям авиакомпании Fly Arystan представлены в табл. 2. Конвертация казахский тенге / российский рубль была осуществлена 13.05.2020 г. по курсу 1 тенге / 0,18 руб. Запрос стоимости перелета проведен 13.05.2020 г. – предложения на июнь 2020 г.
Таблица 2
Ценовая политика бюджетной авиакомпании Fly Arystan (Республика Казахстан)*
Маршрут |
Расстояние, км |
Цена, тенге |
Цена, руб. (13.05.2020 г.) |
Актау – Караганда |
1 799 |
11 999 |
2 079 |
Актобе – Караганда |
1 134 |
8 999 |
1 559 |
Алматы – Караганда |
785 |
5 999 |
1 032 |
Алматы – Кокшетау |
1 245 |
8 999 |
1 559 |
Алматы – Костанай |
1 477 |
8 999 |
1 559 |
Алматы – Нур-Султан |
968 |
6 999 |
1 212 |
Алматы – Павлодар |
1 004 |
9 999 |
1 732 |
Алматы – Петропавловск |
871 |
9 999 |
1 732 |
Алматы – Семей |
834 |
7 999 |
1 385 |
Алматы – Уральск |
2 109 |
19 999 |
3 465 |
Алматы – Шымкент |
607 |
7 999 |
1 385 |
Атырау – Караганда |
1 585 |
11 999 |
2 079 |
Караганда – Актау |
1 799 |
11 999 |
2 079 |
Караганда – Актобе |
1 134 |
8 999 |
1 559 |
Караганда – Алматы |
785 |
6 999 |
1 212 |
Караганда – Атырау |
1 585 |
11 999 |
2 079 |
Караганда – Шымкент |
878 |
6 999 |
1 212 |
Кокшетау – Алматы |
1 245 |
8 999 |
1 559 |
Костанай – Алматы |
1 477 |
8 999 |
1 559 |
Костанай – Нур-Султан |
579 |
5 999 |
1 032 |
Нур-Султан – Алматы |
968 |
8 999 |
1 559 |
Нур-Султан – Костанай |
579 |
5 999 |
1 032 |
Нур-Султан – Павлодар |
402 |
3 999 |
692 |
Нур-Султан – |
426 |
3 999 |
692 |
Нур-Султан – Семей |
625 |
7 999 |
1 385 |
Нур-Султан – Шымкент |
991 |
7 999 |
1 385 |
Павлодар – Алматы |
1 004 |
9 999 |
1 732 |
Павлодар – Нур-Султан |
402 |
3 999 |
692 |
Петропавловск – Алматы |
871 |
9 999 |
1 732 |
Петропавловск – |
426 |
3 999 |
692 |
Семей – Алматы |
834 |
6 999 |
1 212 |
Семей – Нур-Султан |
625 |
7 999 |
1 385 |
Уральск – Алматы |
2 109 |
19 999 |
3 465 |
Шымкент – Алматы |
607 |
7 999 |
1 385 |
Шымкент – Караганда |
878 |
6 999 |
1 212 |
Шымкент – Нур-Султан |
991 |
9 999 |
1 732 |
* Составлено по [15].
Средняя протяженность маршрута составляет около 1 000 км, средняя стоимость перелета – около 1 500 руб. С целью сравнения приведем данные о протяженности и стоимости перелета одной из крупнейших бюджетных авиакомпаний Европы – EasyJet (табл. 3). Конвертация евро / российский рубль была осуществлена 14.05.2020 г. по курсу 1 евро – 80 рос. руб. Запрос стоимости был осуществлен 13.05.2020 г., маршрут «туда – обратно» (01.09.2020 г. – 05.09.2020 г.).
Таблица 3
Ценовая политика бюджетной авиакомпании EasyJet (Великобритания)*
Маршрут |
Расстояние, км |
Цена, евро |
Цена, руб. (14.05.2020 г.) |
Амстердам – Верона |
890 |
26,49 |
2 119 |
Верона – Амстердам |
890 |
37,49 |
2 999 |
Амстердам – Неаполь |
1 465 |
25,99 |
2 079 |
Неаполь – Амстердам |
1 465 |
58,99 |
4 719 |
Амстердам – Ницца |
980 |
32,55 |
2 604 |
Ницца – Амстердам |
980 |
48,49 |
3 879 |
Берлин – Вена |
523 |
22,99 |
1 839 |
Вена – Берлин |
523 |
32,52 |
2 601 |
Брюссель – Женева |
533 |
30,99 |
2 479 |
Женева – Брюссель |
533 |
24,49 |
1 959 |
Лондон – Вена |
1 235 |
39,49 |
3 159 |
Вена – Лондон |
1 235 |
52,72 |
4 217 |
Милан – Копенгаген |
1 161 |
16,99 |
1 352 |
Окончание табл. 3
Маршрут |
Расстояние, км |
Цена, евро |
Цена, руб. (14.05.2020 г.) |
Копенгаген – Милан |
1 161 |
60,99 |
4 879 |
Милан – Майорка |
846 |
20,49 |
1 639 |
Майорка – Милан |
846 |
52,99 |
4 239 |
Милан – Мюнхен |
348 |
16,99 |
1 359 |
Мюнхен – Милан |
348 |
32,52 |
2 601 |
Мюнхен – Берлин |
505 |
49,05 |
3 924 |
Берлин – Мюнхен |
505 |
39,52 |
3 161 |
Мюнхен – Лондон |
918 |
85,52 |
6 841 |
Лондон – Мюнхен |
918 |
45,72 |
3 657 |
Неаполь – Вена |
834 |
16,99 |
1 359 |
Вена – Неаполь |
834 |
25,49 |
2 039 |
Ницца – Брюссель |
825 |
39,55 |
3 164 |
Брюссель – Ницца |
825 |
41,49 |
3 319 |
Ницца – Венеция |
445 |
23,05 |
1 844 |
Венеция – Ницца |
445 |
16,99 |
1 359 |
Париж – Берлин |
878 |
29,40 |
2 352 |
Берлин – Париж |
878 |
32,52 |
2 601 |
Париж – Будапешт |
1 244 |
31,90 |
2 552 |
Будапешт – Париж |
1 244 |
34,49 |
2 759 |
Париж – Женева |
410 |
29,40 |
2 352 |
Женева – Париж |
410 |
21,99 |
1 759 |
Париж – Копенгаген |
947 |
31,90 |
2 552 |
Копенгаген – Париж |
947 |
19,49 |
1 559 |
Париж – Лондон |
343 |
31,90 |
2 552 |
Лондон – Париж |
343 |
32,22 |
2 577 |
Париж – Неаполь |
1 291 |
31,90 |
2 552 |
Неаполь – Париж |
1 291 |
44,49 |
3 559 |
Париж – Ницца |
686 |
25,40 |
2 032 |
Ницца – Париж |
686 |
24,55 |
1 964 |
Париж – Рим |
1 107 |
29,40 |
2 352 |
Рим – Париж |
1 107 |
31,99 |
2 559 |
Париж – Тель-Авив |
3 279 |
84,94 |
6 795 |
Тель-Авив – Париж |
3 279 |
111,49 |
8 919 |
Рим – Женева |
698 |
31,99 |
2 559 |
Женева – Рим |
698 |
40,49 |
3 239 |
Рим – Лондон |
1 435 |
49,99 |
3 999 |
Лондон – Рим |
1 435 |
41,22 |
3 297 |
* Составлено по [16].
На основе представленных данных мы можем заключить, что стоимость базового тарифа казахской бюджетной авиакомпании Fly Arystan существенно ниже стоимости перелета одной из ведущих бюджетных авиакомпаний Европы – британской EasyJet. Парк воздушных судов EasyJet составляет 332 лайнера, парк воздушных судов Fly Arystan – 6 лайнеров.
Перечислим ключевые факторы, способствующие эффективному развитию компании
Fly Arystan:
– меры государственной поддержки; в первую очередь, финансовая поддержка авиакомпании, направленная на стимулирование развития сегмента бюджетных авиаперевозок;
– развитая внутренняя маршрутная сеть и перспективы развития как внутренней, так
и международной маршрутной сети;
– потребность национального рынка в доступном авиасообщении ввиду значительной удаленности крупных городов друг от друга.
Одним из ключевых факторов развития направления бюджетных авиаперевозок в Республике Казахстан должна стать принятая на государственном уровне концепция развития рынка пассажирских авиаперевозок, в которой будет регламентирована роль бюджетных авиакомпаний и предложены эффективные меры развития рынка. Необходимо учитывать опыт ведущих европейских бюджетных авиакомпаний, а также опыт создания в РФ на базе Группы «Аэрофлот» российской бюджетной авиакомпании «Победа», сумевшей за 6 лет деятельности расширить парк воздушных судов до 30 ед. Boeing-737-800 и развить внутреннюю и международную маршрутную сеть (рис. 4), войдя в пятерку крупнейших авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров.
Рис. 4. Маршрутная сеть бюджетной авиакомпании «Победа» (Россия) [17]
Европейский рынок бюджетных авиаперевозок достиг высокого уровня и степени развития. На рынке представлены крупные (по количеству воздушных судов и количеству перевозимых пассажиров) авиакомпании. Классические авиакомпании создают дочерние подразделения бюджетных авиакомпаний по причине растущего спроса и увеличивающейся популярности бюджетных авиаперевозок. Рынок пассажирских авиаперевозок Республики Казахстан демонстрирует рост и развитие, а государственная поддержка, оказываемая участникам рынка, является эффективным инструментом стимулирования экономики.
Членами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) являются 52 бюджетных авиакомпании из 290 авиакомпаний. В 2018 г. в Европе было зарегистрировано
168 авиакомпаний, а бюджетные авиакомпании составляли 36,3 % доли рынка. Данный показатель должен достичь 50 % к 2027 г. В Испании и Польше доля бюджетных авиакомпаний уже превысила 50 % доли национального рынка, в Италии их доля составляет 49,8 % рынка. Необходимо учитывать перспективы рынка и объективно оценивать тенденции развития отрасли. Рост бюджетных авиакомпаний в Европе был очень высоким за десятилетний период. В 2009 г. бюджетные европейские авиакомпании перевезли 224,29 млн пассажиров, в 2019 г. этот показатель увеличился на 124 % и достиг суммарной величины в 501,83 млн перевезенных пассажиров. На 5 крупнейших европейских бюджетных авиакомпаний приходится около 70 % доли рынка. В 2018 г. авиакомпания Ryanair перевезла 139 млн пассажиров, EasyJet – 98,44 млн чел., Norvegian – 42,36 млн чел., Vueling – 39,15 млн чел., Wizz Air – 36,48 млн чел. [18].
Заключение
На рынке пассажирских авиаперевозок ключевым является пассажир как потребитель услуг. Однако необходимо учитывать, что развитие отрасли способствует развитию ряда смежных отраслей: развитие туризма, в системе которого задействовано значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса, развитие деловых и социальных связей, социокультурный обмен. Поэтому доступное авиасообщение является фундаментальным фактором развития экономики государства. Осуществляя структурную модернизацию авиатранспортной инфраструктуры и применяя эффективные методы финансового стимулирования национальных авиакомпаний, Республика Казахстан в перспективе 2020–2025 гг. имеет все шансы стать региональным лидером рынка пассажирских авиаперевозок. Развитие направлений бюджетных перевозок является одним из факторов достижения этой цели.
1. Pacific Southwest Airlines - Pacific Southwest Airlines. URL: https://ru.qwe.wiki/wiki/Pacific_Southwest_Airlines (дата обращения: 16.05.2020).
2. Мнишко А. В. Оценка деятельности зарубежных низкобюджетных авиакомпаний в России // Эко-номика и управление. 2013. № 11 (97). С. 86–88.
3. Мальцев А. А., Матвеева А. В., Тарасов А. Г. Лоукост-компании как драйвер роста мирового авиапассажиропотока // Проблемы соврем. экономики. 2016. № 1 (57). С. 63–67.
4. Мансуров Э. Н., Харитонова Н. В. Европейские бюджетные авиаперевозчики: история, бизнес-модели и роль в туризме // Геогр. вестн. 2010. № 3. С. 23–26.
5. Духовная Л. Л., Леонова В. П. Анализ международного и национального рынка бюджетных авиа-перевозок: современное состояние, проблемы и перспективы // Сервис plus. 2012. № 1. С. 59–66.
6. Разумнова Л. Л. Конкуренция на рынке авиаперевозок: позиции лоукостеров // Трансп. Рос. Фе-дерации. 2014. № 6 (55). С. 14–19.
7. Матвеева А. В., Мальцев А. А. Лоукостеры как вектор динамичного развития мирового рынка авиаперевозок // Рос. внешнеэкон. вестн. 2017. № 8. С. 80–91.-
8. Мальцев А. А., Матвеева А. В. Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста // Управленец. 2018. № 3. С. 26–31.
9. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe. URL: https://www.vol-retarde.fr/blog/2019/06/06/compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (дата обращения: 16.05.2020).
10. Маршрутная сеть авиакомпании Fly Arystan. URL: https://flyarystan.com/routes (дата обращения: 16.05.2020).
11. Air Astana намерена приобрести для Fly Arystan 30 Boeing 737-MAX. URL: http://www.ato.ru/content/air-astana-namerena-priobresti-dlya-flyarystan-30-boeing-737max (дата обращения: 16.05.2020).
12. Волкова Л. П. Управление деятельностью аэропорта. Ч. 2. Организационные вопросы управления деятельностью аэропорта. М.: Изд-во МГТУ ГА, 2007. 105 с.
13. Список городов Казахстана по населению. URL: https://all-populations.com/ru/kz/list-of-cities-in-kazakhstan-by-population.html/ (дата обращения: 16.05.2020).
14. Акимат Туркестанской области. Программы развития. URL: https://turkistan.gov.kz/ru/programma-razvitiya-oblasti (дата обращения: 16.05.2020).
15. Официальный сайт авиакомпании Fly Arystan. URL: https://flyarystan.com/ (дата обращения: 13.05.2020).
16. Официальный сайт авиакомпании EasyJet. URL: https://www.easyjet.com/ru (дата обращения: 13.05.2020).
17. Маршрутная сеть. Развитие маршрутной сети Группы «Аэрофлот». URL: http://ar2018.aeroflot.ru/reports/aeroflot/annual/2018/gb/Russian/203515/.html (дата обращения: 30.04.2020).
18. IATA: les low-costs toujours en croissance. URL: https://www.businesstravel.fr/iata-les-low-costs-toujours-en-croissance.html (дата обращения: 16.05.2020).