Санкт-Петербург, Россия
сотрудник
Санкт-Петербургский университет МВД России, (кафедра педагогики и психологии, доцент)
сотрудник
Санкт-Петербургский университет МВД России (кафедра педагогики и психологии, доцент)
Санкт-Петербургский университет МВД России (кафедра педагогики и психологии, заместитель начальника кафедры)
Санкт-Петербургский университет МВД России (кафедра педагогики и психологии, доцент)
г. Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ОКСО 37.05.02 Психология служебной деятельности
ББК 884 Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая (прикладная) психология
ТБК 8342 Инженерная психология. Психология труда и профессиональной деятельности
BISAC PSY003000 Applied Psychology
Социально-психологическая адаптация сотрудников органов внутренних является значимым условием успешности профессиональной деятельности, определяющим эффективность и надёжность субъекта труда в выполнении оперативно-служебных задач. Научная значимость проблемы актуализируется в профессиях социальной направленности и требует отношения к ней не только с позиции физиологического приспособления, но и анализа перспектив прогнозирования динамики адаптации, построения конструктивного взаимодействия и сотрудничества в социально-профессиональной среде. Актуальные эмпирические исследования показывают, что в правоохранительной сфере проблемы профессиональной адаптации сопряжены со множеством социальных факторов регулятивного, ценностного и морально-нравственного содержания. В представленных результатах эмпирического исследования обсуждаются особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел с различным уровнем личностного адаптационного потенциала. Статистический анализ показателей двух групп адаптированных и неадаптированных сотрудников позволил установить достоверно значимые различия адаптации на физическом, психологическом и социальном уровнях. Выявлено, что сотрудники с низким уровнем адаптационного потенциала отличаются астеническими реакциями, нервно-психической неустойчивостью, эмоциональным дискомфортом, выраженностью отрицательных эмоциональных состояний. Общий профиль их социально-психологической адаптации характеризуется низким уровнем поведенческой саморегуляции и коммуникативного потенциала, затруднениями в установлении конструктивных взаимоотношений, дезадаптивными нарушениями. Установлено, что сотрудники с высоким уровнем личностного адаптационного потенциала отличаются активностью и работоспособностью, нервно-психической устойчивостью, способностью к поведенческой саморегуляции, коммуникативными умениями и моральной нормативностью. Показатели социально-психологической адаптации сотрудников свидетельствуют о способности к адекватному восприятию социальных норм, наличии профессиональных мотивов в деятельности, согласованности личностных интересов с интересами служебной деятельности, доброжелательности во взаимоотношениях, готовности к сотрудничеству и ответственности.
социально-психологическая адаптация, личностный адаптационный потенциал, поведенческая саморегуляция, дезадаптация, успешность адаптации, моральная нормативность
1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 272 с.
2. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
3. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. – Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. –Москва: Смысл, 2002. – С. 56–65.
4. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16–24.
5. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности : монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 240 с.
6. Гончарова Н. А. Взаимосвязь профессионально-психологического потенциала личности сотрудников полиции и профессиональных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 54–5. – С. 314–320.
7. Гончарова Н. А., Жидкова О. А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надёжности деятельности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – № 3 (70). – С. 11–15.
8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – Москва: Изд-во Института психотерапии, 2002. – C. 193–197.
9. Маклаков А. Г. Общая психология. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 583 с.
10. Литинская Д. Г. Типы современного эскапизма и феномен экзистенциального эскапизма // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – Т. 1. – С. 308–311.