В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих кадров для науки и инженерной деятельности. Решение данной проблемы является важным для современного образования. Ответы на вопросы, поставленные данной проблемой, могут быть найдены в политехническом образовании. Определение целей политехнического образования и обучения является одной из задач данной работы. В настоящее время не существует единой общепризнанной концепции политехнического обучения. Экспериментальная часть работы демонстрирует применение политехнического принципа обучения на уроках технологии в 5–7 классах. Результатом эксперимента стали данные опроса и анкетирования. По этим данным можно судить об эффективности применения политехнического принципа обучения в технологической подготовке школьников. Наиболее эффективным политехнический принцип обучения оказался при использовании проблемного и проектного методов обучения. Таким образом, можно судить об актуальности его использовании при построении содержания современного урока.
политехнический принцип обучения, политехническое образование, технологическая подготовка, проектный метод.
Основой экономического развития общества в нашей стране, помимо знаний, становятся технологии и технологически грамотные люди. Важнейшей чертой современного работника является высокий уровень творчества и изобретательности. Такой специалист – результат целенаправленной образовательной деятельности.
Одной из задач российского общества является повышение научного и инженерно-технологического потенциала нашей страны. В частности, мы говорим о будущих кадрах для научной и инженерной деятельности. Проблема воспитания таких специалистов активно обсуждается в настоящее время.
«Ресурсы инженерных кадров советского периода исчерпаны, необходимо готовить новых специалистов, для чего есть все возможности», – заявил президент РФ Владимир Путин [5].
За последние 20 лет престиж инженерных специальностей упал. Сегодня только 4% «медалистов» – выпускников средних учебных заведений, поступают в вузы на инженерные специальности [6, с. 2]. Поэтому в первую очередь необходимо решить задачу повышения престижа инженерного труда и привлекательности обучения по инженерным специальностям.
Ответы на вопросы, поставленные проблемой подготовки кадров, могут быть найдены в политехническом образовании.
Определим понятия «политехническое образование», «политехническое обучение» и «политехнический принцип обучения».
Термин «политехническое образование», слегка забытый, относится к системе образования, созданной в начале ХХ в. в СССР.
Политехническое образование – принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов, вариант практической реализации идеи трудовой школы [4].
Политехническое образование предоставляет возможность, учитывая громадный объем современных знаний, уяснить наиболее общие стороны, присущие многообразию современной техники и технологии.
1. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. № 2.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
3. Пенин Г.Н. Теория и практика политехнического образования неслышащих: история и современность. СПб., 2000.
4. Проект «Визуальный словарь». URL: http://www.ped.vslovar.ru/1416.html (дата обращения: 12.07.2014).
5. Путин В.В. РИА «Новости». Рубрика «Общество». URL: http://ria.ru/society/20140623/1013241430.html#ixzz38I0W3B00 (дата обращения: 1.07.2014).
6. Яковлева Т.А., Гончарова В.А., Моцная А.Ю. Государственное регулирование подготовки инженерных кадров. Комсомольск-на-Амуре, 2012.