ТРЕХМЕРНАЯ МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе анализа известных моделей управления организацией и анализа динамики процессов развития менеджмента по функциональным направлениям предложена трехмерная матричная модель управления организацией, позволяющая реализовывать универсальные функции управления организации посредством адаптации процессов управления к индивидуальному набору направлений хозяйственной деятельности конкретной организации с использованием непрерывно развивающихся инструментов прикладных направлений менеджмента.

Ключевые слова:
трехмерная матричная модель, управление организацией
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Ускорение научно-технического прогресса и рост рыночной конкуренции в современных условиях постиндустриальной экономики сопровождается развитием не только прикладных направлений менеджмента (начиная от антикризисного управления и заканчивая экологическим менеджментом) [22], но и совершенствованием функций менеджмента (начиная от маркетинга, и заканчивая мотивацией деятельности персонала), сопровождающих принятие и реализацию управленческих решений в организации [21]. Указанная тенденция требует адекватного совершенствования инструментария обеспечения эффективности реализации функций менеджмента, сопровождающих принятие и реализацию управленческих решений в организации.

Цель исследований

Целью данного исследования является разработка матричной модели управления организацией, обеспечивающей принятие и реализацию целесообразных и продуктивных управленческих решений по использованию инструментов развивающегося прикладного менеджмента.

Методология и методическая база исследований

В качестве методической основы исследований в данной работе использована теория квалиметрии, применяемая к матричной модели оценки эффективности осуществления функционального менеджмента.

При проведении исследований были учтены известные модели функционального менеджмента, получившие отражение в трудах таких авторов, как Абчук В.А. [2], Бережная Е.В., Бережной В.И. [3], Виханский О.С., Наумов А.И. [4], Глухов В.В. [5], Друкер П., Макьярелло Дж. [8], Егоршин А.П. [9], Исаев Р.А. [10], Круглова Н.Ю. [11], Латфулин Г.Р., Райченко А.В. [12], Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. [13], Парахина В.Н., Федоренко Т.М.,.Шацкая Е.Ю. [14], Попов В.Н., Касьянов В.С. [15], Рятов К. [16], Семенов А.К., Набоков В.И. [17], Тебекин А.В. [18], Фаткина Н.Л., Петросян Д.С. [23], Чилиши Н., Ватсон П., Маслов Д. [24], Чудновская С.Н. [25] и др.

Основное содержание исследований

Анализ известных моделей функционального менеджмента показывает, что они чаще всего носят описательный характер.

Так, например, Рятов К. [16], описывая функциональную модель организации, характеризует ее как «систему элементов, отражающих функциональные способности организации и создающих упрощенное представление о ее реальном устройстве» [16], включает в нее шесть элементов (рис. 1).

Следует отметить, что функциональная модель организации, представленная на рис. 1, является весьма дискуссионной, поскольку если она в ряде случаев частично, а в ряде случаев косвенно характеризует систему элементов, отражающих функциональные способности организации, то представление о реальном устройстве организации (даже упрощенное) она не дает.

Кроме того, следует признать, что функциональная модель организации, представленная на рис. 1, имеет высокую степень подобия с моделью 7 «S» компании McKinsey [1] (рис. 2).

Универсальной следует признать модель организации, основанную на процессном подходе (рис. 3), используемую при управлении качеством, и отраженную в стандарте ИСО 9001-2008 [6].

Факторный анализ показывает, что модель системы менеджмента качества организации, основанная на процессном подходе, использовавшаяся для описания системы менеджмента качества в стандарте ИСО 9001-2008 (рис. 3), по своей информативности не уступает циклу PDCA, используемому для описания системы менеджмента качества в стандарте ИСО 9001-2015 (рис. 4) [7].

В то же время следует признать, что ни одна из известных моделей не решает задачу анализа и оценки эффективности решения задач функционального менеджмента с точки зрения принятия и реализации управленческих решений в организации.

В этом смысле более информативной представляется функциональная модель оценки менеджмента, предложенная Ватсоном П., Масловым Д. и Чилиши Н. (рис. 5) [24].

Однако функциональная модель оценки менеджмента, предложенная Ватсоном П., Масловым Д. и Чилиши Н. (рис. 5), предполагает лишь линейную оценку по основным функциям общего менеджмента (рис. 6) [24], описываемую с одинаковыми весовыми коэффициентами без детализации по функциональным направлениям менеджмента и этапам принятия и реализации управленческих решений.

С учетом анализа известных моделей, для решения задачи анализа и оценки эффективности функционального менеджмента с точки зрения принятия и реализации управленческих решений в организации по функциональным направлениям деятельности была выбрана авторская модель организации (рис. 7) [19], характеризующая не только состав элементов, образующих организацию как систему, но и демонстрирующая взаимосвязь этой системы с системами окружающей среды.

Анализируя направления деятельности любой организации по типовой схеме (рис. 7), можно выделить (рис. 8):

− направления хозяйственной деятельности (блок 1);

− основные функции процесса управления (блок 2);

− направления развития функционального менеджмента (блок 3).

Таким образом, при осуществлении процессов управления должны создаваться управляющие подсистемы, призванные обеспечивать достижение поставленных целей.

И если направления хозяйственной деятельности (блок 1) и состав направлений прикладного менеджмента (блок 3) могут варьироваться в зависимости от рассматриваемой организации, то направления функционального менеджмента (блок 2) в этом смысле представляются универсальными.

Опираясь на разработанную обобщенную модель деятельности организации (рис. 8), можно оценить с помощью трехмерной матричной модели управления организацией, представленной на рис. 9, как по каждому из направлений хозяйственной деятельности (ось x) выполняются функции управления (ось y) с использованием инструментов прикладных направлений менеджмента (ось z).

В определенной мере предложенный подход к управлению организацией (рис. 8, рис. 9) подобен трехмерной модели управления организацией, разработанной в Университете г. Санкт-Галлен (рис. 10) [20]. В то же время предложенный подход к управлению имеет и принципиальные отличия. 

Трехмерная модель управления организацией, разработанная в Университете г. Санкт-Галлен (рис. 10), рассчитана на варьирование ресурсами в рамках триады «затраты-качество-время» применительно к триаде иерархических уровней управления («нормативное-стратегическое-оперативное») и триаде процессов управления («структура-деятельность-поведение»), что предполагает заполнение всех элементов универсальной матрицы размерностью «3 на 3 на 3» с последующим изменением содержания элементов.

Предложенная трехмерная матричная модель управления организацией (рис. 8, рис. 9) позволяет:

а) реализовывать универсальные функции управления организации (ось y рис. 9, соответствующая блоку 2 рис. 8);

б) посредством адаптации процессов управления к индивидуальному набору направлений хозяйственной деятельности конкретной организации (ось x рис. 9, соответствующая блоку 1 рис. 8);

в) с использованием непрерывно развивающихся инструментов прикладных направлений менеджмента (ось z рис. 9, соответствующая блоку 3 рис. 8).

При этом в рассматриваемом трехмерном массиве размерностью «Х на Y на Z» речь идет не об обязательном заполнении всех ячеек матрицы, а о поиске дополнительных технологических (инструментальных) возможностей реализации универсальных функций управления организации в рамках рассматриваемого набора направлений ее хозяйственной деятельности. При этом критерии оценки дополнительно используемых развивающихся инструментов прикладного менеджмента должны отражать целесообразность и эффективность их использования:

,

где − критерий эффективности внедрения i-го инструмента прикладного менеджмента (z) применительно к j-му направлению хозяйственной деятельности организации (x) для реализации l-ой универсальной функции управления организации (y);

 − оценка хозяйственной эффективности внедрения и реализацию i-го инструмента прикладного менеджмента (z) применительно к j-му направлению хозяйственной деятельности организации (x) для реализации l-ой универсальной функции управления организации (y);

− оценка затрат на внедрение и реализацию i-го инструмента прикладного менеджмента (z) применительно к j-му направлению хозяйственной деятельности организации (x) для реализации l-ой универсальной функции управления организации (y).

Следует отметить, что аналогичным образом (как и трехмерной матричной моделью управления организацией – рис. 8, рис. 9) можно описать универсальной моделью и технологии принятия и реализации управленческих решений в организации.

Выводы:

Таким образом, с учетом возможностей и недостатков известных моделей функционального менеджмента разработана трехмерная матричная модель управления организацией, позволяющая: реализовывать универсальные функции управления организации посредством адаптации процессов управления к индивидуальному набору направлений хозяйственной деятельности конкретной организации с использованием непрерывно развивающихся инструментов прикладных направлений менеджмента, применяемых с учетом критериев целесообразности и эффективности их использования, основанных на оценке приращения хозяйственной эффективности внедрения и реалализацию i-го инструмента прикладного менеджмента применительно к j-му направлению хозяйственной деятельности организации для реализации l-ой универсальной функции управления организации относительно соответствующих затрат.

 

Список литературы

1. Waterman, R. H., Peters, T. J., & Phillips, J. R. (1980). Structure is not organization. Business Horizons, 23(3), 14-26.

2. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – Санкт-Петербург: Издательство «Союз», 2007. − 220 с.

3. Бережная Е.В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. − Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2014. − 384 с.

4. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент. 6-е изд. − Москва: Инфра-М, 2014. - 656 с.

5. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. − 608 с.

6. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. http://docs.cntd.ru/document/1200068732

7. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. http://docs.cntd.ru/document/1200124394

8. Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Менеджмент. Пер. с англ. − Москва: 000 «И.Д. Вильямс», 2010. − 704 с.

9. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебник / Егоршин А.П., 3-е изд., доп. и перераб. − Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2015. − 350 с.

10. Исаев, Р.А. Основы менеджмента: Учебник / Р. А. Исаев. − Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 264 с.

11. Круглова, Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.

12. Латфулин Г.Р., Райченко А.В. Теория Организации. − Москва: Юрайт, 2013. − 448 с.

13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. 3-е изд. − Москва: «Дело», 2013. − 672 с.

14. Парахина В.Н. Теория организации: учебник. / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко, Е.Ю. Шацкая.— 6-¬е изд., перераб. − Москва: КНОРУС, 2014. − 360 с

15. Попов В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов. – Москва: КноРус, 2016. – 320 c.

16. Рятов К. Функциональный менеджмент. Как из хаоса создать порядок, преодолеть неопределенность и добиться успеха. «Альпина Паблишер», 2014.

17. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – Москва: Дашков и Кº, 2017. – 575 с.

18. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. – Москва: Кнорус, 2016. – 696 с.

19. Тебекин А.В. Теория управления. Учебник – Москва: Кнорус, 2017. — 342 с.

20. Тебекин А.В. Управление качеством. // Учебник / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (2-е изд., пер. и доп.).

21. Тебекин А.В., Сурат И.Л. Основы принятия управленческих решений. Принципы, функции, типология, условия и факторы обеспечения качества, целевая ориентация, анализ альтернатив. / Москва, 2018.

22. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Егорова А.А. Динамика развития прикладных направлений менеджмента. // Транспортное дело России. − 2019. − № 4. − С. 11−16.

23. Фаткина Н.Л., Петросян Д.С. Организационное поведение. Новые направления теории. − Москва: Инфра-М, 2013. − 272 с.

24. Чилиши Н., Ватсон П., Маслов Д. Функциональная модель оценки менеджмента. Методы менеджмента качества. №3, 2005.

25. Чудновская С.Н. Управленческие решения. – Москва: Эксмо, 2018. – 366 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?