Россия
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Владение пятнадцатилетними учащимися именно этими компетенциями оценивается в международном исследовании PISA. Чтобы решить одну из ключевых задач национального проекта «Образование» – до 2024 года войти в ТОП-10 стран по качеству общего образования, важно ответить на вопрос: Что должен знать и уметь учитель, чтобы подготовить обучающихся к успешному решению заданий PISA? В статье рассматриваются основные подходы к оценке функциональной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISA, раскрываются особенности и ключевые характеристики компетенций каждого из основных направлений исследования PISA. Даны методологические подходы к подготовке учащихся к решению заданий PISA в ходе урочной и внеурочной деятельности. Автор ориентирует учителей-предметников на необходимое овладение определенными профессиональными компетенциями.
PISA, функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление
1. В каком направлении развивается российская система общего образования? [Электронный ресурс](по результатам международной программы PISA-2018).URL: https://sh04luga.ru/news/docs/2020-02-02T0335/Broshyura%20PISA-2018.pdf (дата обращения: 17.03.2020).
2. Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). 261 с.
3. Профессиональные компетенции педагога в образовании // Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций. – URL: https://www.menobr.ru/article/65492-professionalnye-kompetentsii-pedagoga-v-obrazovanii (дата обращения 20.03.2020).
4. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квятко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4(61). – С. 58–79.
5. Сметанникова Н.Н. Продвижение чтения с помощью чтения с экрана // Библиотековедение. – 2015. – № 3. – С. 60–68.
6. Усова С.Н. Качество школьного образования: запросы, оценки, возможные пути решения // Инновации в образовании. – 2018. – № 3. – С. 70–79.
7. Шайхелисламов Р.Ф. Попасть в десятку: готовность регионов к реализации задач, связанных с формированием функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 218–235.