сотрудник
, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В статье рассматриваются вопросы возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации. Выделены негативные факторы, влияющие на эффективное применение охранительных мер, и механизмы взаимодействия правоохранительных органов с иными субъектами, организующими деятельность в данной сфере. Даны предложения по совершенствованию комплекса мероприятий по возмещению ущерба, причиненного государству.
возмещение ущерба, экономическая безопасность, взаимодействие, государственная собственность, приоритетные направления, государственные интересы, судебные иски, совершенствование деятельности, противодействие преступлениям, денежные средства и имущество, хищение бюджетных средств
Сравнительный анализ официальных статистических данных ГИАЦ МВД России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2019 год показывает, что материальный ущерб от всех учтенных преступлений составил 627,7 млрд рублей, а сумма заявленных гражданских исков и рассмотренных судебными органами в рамках уголовного процесса составила 141,9 млрд рублей [2, с. 41; 3].
Таким образом, сумма исков, заявленная в судебные инстанции, составила 22,6% от всего материального ущерба, причиненного преступлениями. В остальных случаях потерпевшая сторона за возмещением не обращалась или восстановление имущественных прав потерпевших осуществлялось на досудебной стадии без предъявления исковых требований, являясь в отдельных случаях смягчающим обстоятельством, а иногда и освобождением от ответственности, что активно предлагается правоохранительными органами по отношению к правонарушителю как возможность улучшить свое положение, искупив вину.
Официальные статистические данные, предоставленные Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, свидетельствуют о том, что причиненный ущерб преступлениями государству, определенный по судебному акту в период с 2015 по 2019 годы, составил: в 2015 году — 10,9 млрд рублей, в 2016 году — 11 млрд рублей, в 2017 году — 9,1 млрд рублей, в 2018 году — 23 млрд рублей, в 2019 году — 15 млрд рублей.
Сумма ущерба, отнесенная судом к государственной собственности и присужденная к взысканию в пользу государства, в 2015 году составила 6,8 млрд рублей, в 2016 году — 8,5 млрд рублей, в 2017 году — 7,3 млрд рублей, в 2018 году — 11,2 млрд рублей, в 2019 году — 14,7 млрд рублей (рис. 1) [3].
Анализ статистических данных свидетельствует об увеличении суммы ущерба, причиненного государству и определенного по судебному акту в 2018 году более чем в 2,5 раза по сравнению с 2017 годом, и уменьшение суммы, присужденной к взысканию, которая составила 48,7% от заявленной суммы. Но уже в 2019 году ситуация изменилась и материальный ущерб, заявленный в судебные инстанции, сократился на 34,8%, при этом почти в полном объеме он был присужден к взысканию.
В результате исследования выявлены следующие негативные факторы, влияющие на эффективность применения комплекса правоохранительных мер по защите государственной собственности:
— слабое взаимодействие со службами и ведомствами: практически не осуществляется взаимодействие с руководителями служб экономической безопасности банков территориальными ФНС России, малоэффективно используются возможности Росфинмониторинга;
— контроль за движением денежных средств и проверочные мероприятия осуществляются спустя длительный период времени;
— несвоевременность принятия комплекса мер по установлению похищенного имущества и денежных средств;
— гражданские иски о возмещении ущерба, причиненного государству, были заявлены не по каждому факту причинения вреда;
— сложная криминальная система и изощренность видов и способов совершения, сокрытия и легализации денежных средств и имущества, принадлежащих государству;
— недостаточное проведение необходимых экспертиз, определяющих размеры причиненного вреда;
— отсутствие возможности наложения ареста на имущество в связи с нахождением его за пределами Российской Федерации или оформление его на других лиц.
Рис.1. Сумма ущерба, определенная судом от преступлений
в отношении государственной собственности, и сумма ущерба,
присужденная к взысканию за 2015—2019 годы
Сложности в расследовании преступлений, посягающих на государственную собственность, вызваны в том числе тем, что подозреваемые (обвиняемые) осуществляют преступную деятельность на профессиональной основе и заранее продумывают схемы мошеннических действий, способы обналичивания и легализации денежных средств, обеспечивая вывод денежных средств в офшорные зоны.
Правонарушители, как правило, активно противодействуют работе оперативных и следственных подразделений. Факты хищения денежных средств и иного имущества тщательно скрываются и выводятся из поля зрения контролирующих и осуществляющих проверочные мероприятия структур. Большая часть подсудимых по уголовным делам преступлений, связанных с государственной собственностью, пытается уйти от погашения ущерба государству и создает различные препятствия по его возмещению.
В связи с важностью постановки проблемы по защите государственной собственности были предприняты ряд эффективных мер по восстановлению нарушенных прав. В целях повышения эффективности возмещения ущерба государству считаем актуальным подготовку и реализацию совместного приказа по взаимодействию правоохранительных и иных органов [4]. В случае причинении вреда частному лицу, потерпевшая сторона заинтересована в восстановлении нарушенных прав, но когда ущерб был причинен государству, то инициатива по подготовке исковых требований не всегда проявлялась. В рамках данного приказа следственным органам и органам дознания предписано по каждому факту причинения ущерба государству принимать своевременные меры к установлению характера и размера вреда, причиненного преступлением, незамедлительно извещать государственный орган, орган местного самоуправления о предъявлении иска по уголовному делу. Кроме того, определен конкретный перечень действий, необходимых для своевременного реагирования по возмещению ущерба.
Исполнение требований данного приказа достигается в том числе проведением регулярных сверок на предмет предъявления исков в рамках расследования уголовных дел по преступлениям, в которых ущерб причинен государству.
В целях повышения эффективности противодействия преступлениям, совершаемым в отношении государственной собственности и возмещения ущерба Российской Федерации необходимо:
— выработать превентивные меры, направленные на предупреждение преступлений, связанных с хищением бюджетных средств;
— совершенствовать взаимодействие субъектов правоохранительной деятельности на стадии предварительного следствия;
— на постоянной основе проводить анализ движения денежных средств по расчетным счетам формально легитимных организаций и установление лиц, непосредственно осуществляющих регистрацию юридических лиц и снятие наличных средств со счетов в банках;
— в полном объеме использовать возможности Росфинмониторинга и кредитно-финансовых учреждений путем направления соответствующих запросов с целью получения сведений об осуществлении финансовых операций по движению похищенных средств государства;
— осуществлять обмен положительным опытом по возмещению ущерба по преступлениям, посягающим на государственную собственность. При необходимости проводить рабочие встречи с представителями Росфинмониторинга, Банка России, следственных органов и прокуратуры;
— осуществлять международное сотрудничество по противодействию легализации доходов, добытых преступным путем.
Таким образом, возмещение материального ущерба, причиненного государству, является наиболее важным аспектом расследования преступлений, показателем оценки деятельности правоохранительных органов и уровня защищенности Российской Федерации [5].
1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании коллегии МВД России 26.02.2020. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 29.05.2020).
2. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2019 года // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». М., 2020.
3. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Раздел 4. Отчет о суммах ущерба от преступлений, суммах материальных взысканий в доход государства, количестве вынесенных постановлений об уплате процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета и назначении экспертиз // Судебный департамент при Верховном Суде РФ за 2015—2019 гг. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 29.05.2020).
4. О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями: приказ Генпрокуратуры России № 182, МВД России № 189, МЧС России № 153, ФСБ России № 243, СК России № 33, ФСКН России № 129, ФТС России № 800, ФССП России № 220, Росфинмониторинга № 105 от 29 марта 2016 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.05.2020).
5. Лапин В.О. Обеспечение возмещения ущерба по уголовным делам о преступлениях, связанных с освоением бюджетных средств // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40). С. 41—45.