ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации. Выделены негативные факторы, влияющие на эффективное применение охранительных мер, и механизмы взаимодействия правоохранительных органов с иными субъектами, организующими деятельность в данной сфере. Даны предложения по совершенствованию комплекса мероприятий по возмещению ущерба, причиненного государству.

Ключевые слова:
возмещение ущерба, экономическая безопасность, взаимодействие, государственная собственность, приоритетные направления, государственные интересы, судебные иски, совершенствование деятельности, противодействие преступлениям, денежные средства и имущество, хищение бюджетных средств
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Борьба с коррупцией, декриминализация экономики, защита бюджетных средств и других ресурсов, выделенных на развитие страны, от хищений и иных корыстных посягательств являются приоритетными направлениями в деятельности правоохранительных органов [1]. Преступления, посягающие на государственную собственность, наносят ущерб не только самим публичным образованиям, но и национальным экономическим интересам Российской Федерации. В связи с этим к одним из наиболее важных направлений деятельности правоохранительных органов следует отнести обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного Российской Федерации в результате совершения преступлений.
Сравнительный анализ официальных статистических данных ГИАЦ МВД России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2019 год показывает, что материальный ущерб от всех учтенных преступлений составил 627,7 млрд рублей, а сумма заявленных гражданских исков и рассмотренных судебными органами в рамках уголовного процесса составила 141,9 млрд рублей [2, с. 41; 3].
Таким образом, сумма исков, заявленная в судебные инстанции, составила 22,6% от всего материального ущерба, причиненного преступлениями. В остальных случаях потерпевшая сторона за возмещением не обращалась или восстановление имущественных прав потерпевших осуществлялось на досудебной стадии без предъявления исковых требований, являясь в отдельных случаях смягчающим обстоятельством, а иногда и освобождением от ответственности, что активно предлагается правоохранительными органами по отношению к правонарушителю как возможность улучшить свое положение, искупив вину.
Официальные статистические данные, предоставленные Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, свидетельствуют о том, что причиненный ущерб преступлениями государству, определенный по судебному акту в период с 2015 по 2019 годы, составил: в 2015 году — 10,9 млрд рублей, в 2016 году — 11 млрд рублей, в 2017 году — 9,1 млрд рублей, в 2018 году — 23 млрд рублей, в 2019 году — 15 млрд рублей.
Сумма ущерба, отнесенная судом к государственной собственности и присужденная к взысканию в пользу государства, в 2015 году составила 6,8 млрд рублей, в 2016 году — 8,5 млрд рублей, в 2017 году — 7,3 млрд рублей, в 2018 году — 11,2 млрд рублей, в 2019 году — 14,7 млрд рублей (рис. 1) [3].
Анализ статистических данных свидетельствует об увеличении суммы ущерба, причиненного государству и определенного по судебному акту в 2018 году более чем в 2,5 раза по сравнению с 2017 годом, и уменьшение суммы, присужденной к взысканию, которая составила 48,7% от заявленной суммы. Но уже в 2019 году ситуация изменилась и материальный ущерб, заявленный в судебные инстанции, сократился на 34,8%, при этом почти в полном объеме он был присужден к взысканию.
В результате исследования выявлены следующие негативные факторы, влияющие на эффективность применения комплекса правоохранительных мер по защите государственной собственности:
— слабое взаимодействие со службами и ведомствами: практически не осуществляется взаимодействие с руководителями служб экономической безопасности банков территориальными ФНС России, малоэффективно используются возможности Росфинмониторинга;
— контроль за движением денежных средств и проверочные мероприятия осуществляются спустя длительный период времени;
— несвоевременность принятия комплекса мер по установлению похищенного имущества и денежных средств;
— гражданские иски о возмещении ущерба, причиненного государству, были заявлены не по каждому факту причинения вреда;
— сложная криминальная система и изощренность видов и способов совершения, сокрытия и легализации денежных средств и имущества, принадлежащих государству;
— недостаточное проведение необходимых экспертиз, определяющих размеры причиненного вреда;
— отсутствие возможности наложения ареста на имущество в связи с нахождением его за пределами Российской Федерации или оформление его на других лиц.

Рис.1. Сумма ущерба, определенная судом от преступлений
в отношении государственной собственности, и сумма ущерба,
присужденная к взысканию за 2015—2019 годы
Сложности в расследовании преступлений, посягающих на государственную собственность, вызваны в том числе тем, что подозреваемые (обвиняемые) осуществляют преступную деятельность на профессиональной основе и заранее продумывают схемы мошеннических действий, способы обналичивания и легализации денежных средств, обеспечивая вывод денежных средств в офшорные зоны.
Правонарушители, как правило, активно противодействуют работе оперативных и следственных подразделений. Факты хищения денежных средств и иного имущества тщательно скрываются и выводятся из поля зрения контролирующих и осуществляющих проверочные мероприятия структур. Большая часть подсудимых по уголовным делам преступлений, связанных с государственной собственностью, пытается уйти от погашения ущерба государству и создает различные препятствия по его возмещению.
В связи с важностью постановки проблемы по защите государственной собственности были предприняты ряд эффективных мер по восстановлению нарушенных прав. В целях повышения эффективности возмещения ущерба государству считаем актуальным подготовку и реализацию совместного приказа по взаимодействию правоохранительных и иных органов [4]. В случае причинении вреда частному лицу, потерпевшая сторона заинтересована в восстановлении нарушенных прав, но когда ущерб был причинен государству, то инициатива по подготовке исковых требований не всегда проявлялась. В рамках данного приказа следственным органам и органам дознания предписано по каждому факту причинения ущерба государству принимать своевременные меры к установлению характера и размера вреда, причиненного преступлением, незамедлительно извещать государственный орган, орган местного самоуправления о предъявлении иска по уголовному делу. Кроме того, определен конкретный перечень действий, необходимых для своевременного реагирования по возмещению ущерба.
Исполнение требований данного приказа достигается в том числе проведением регулярных сверок на предмет предъявления исков в рамках расследования уголовных дел по преступлениям, в которых ущерб причинен государству.
В целях повышения эффективности противодействия преступлениям, совершаемым в отношении государственной собственности и возмещения ущерба Российской Федерации необходимо:
— выработать превентивные меры, направленные на предупреждение преступлений, связанных с хищением бюджетных средств;
— совершенствовать взаимодействие субъектов правоохранительной деятельности на стадии предварительного следствия;
— на постоянной основе проводить анализ движения денежных средств по расчетным счетам формально легитимных организаций и установление лиц, непосредственно осуществляющих регистрацию юридических лиц и снятие наличных средств со счетов в банках;
— в полном объеме использовать возможности Росфинмониторинга и кредитно-финансовых учреждений путем направления соответствующих запросов с целью получения сведений об осуществлении финансовых операций по движению похищенных средств государства;
— осуществлять обмен положительным опытом по возмещению ущерба по преступлениям, посягающим на государственную собственность. При необходимости проводить рабочие встречи с представителями Росфинмониторинга, Банка России, следственных органов и прокуратуры;
— осуществлять международное сотрудничество по противодействию легализации доходов, добытых преступным путем.
Таким образом, возмещение материального ущерба, причиненного государству, является наиболее важным аспектом расследования преступлений, показателем оценки деятельности правоохранительных органов и уровня защищенности Российской Федерации [5].
Список литературы

1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании коллегии МВД России 26.02.2020. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 29.05.2020).

2. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2019 года // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». М., 2020.

3. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Раздел 4. Отчет о суммах ущерба от преступлений, суммах материальных взысканий в доход государства, количестве вынесенных постановлений об уплате процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета и назначении экспертиз // Судебный департамент при Верховном Суде РФ за 2015—2019 гг. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 29.05.2020).

4. О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями: приказ Генпрокуратуры России № 182, МВД России № 189, МЧС России № 153, ФСБ России № 243, СК России № 33, ФСКН России № 129, ФТС России № 800, ФССП России № 220, Росфинмониторинга № 105 от 29 марта 2016 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.05.2020).

5. Лапин В.О. Обеспечение возмещения ущерба по уголовным делам о преступлениях, связанных с освоением бюджетных средств // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40). С. 41—45.


Войти или Создать
* Забыли пароль?