, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В статье рассматривается вопрос о высокоценной роли и практическом значении государственных реестров в обеспечении экономической безопасности России. Анализируются доктринальные позиции специалистов относительно данной проблемы, приведены результаты аналитического исследования действующего законодательства на предмет ведения государственных реестров «экономического профиля», предлагаются технико-юридические способы повышения эффективности государственных реестров в сфере экономической безопасности российского государства.
реестр, государственный реестр, экономическая безопасность, стратегия, контрагент
Значение и возможности государственных реестров в системе мер обеспечения экономической безопасности России до сих пор не выявлены и предметом специального общетеоретического анализа не являлись.
Трудность рассмотрения взаимосвязи между этим феноменом заключается в дискуссионности сущности феномена «экономическая безопасность». По мнению В.М. Баранова, экономической безопасности присущи следующие черты:
— это особое, специфическое и неотъемлемое состояние общества, государства и личности;
— элементом содержания понятия «экономическая безопасность государства» выступает стабильность, при которой хозяйствующие субъекты, самостоятельно и инициативно осуществляют свою деятельность, не нанося вреда другим агентам экономической сферы;
— она неотделима от установления и применения единых на территории всей страны юридических стандартов, этапов, моделей;
— экономическая безопасность предопределена полнотой, насыщенностью («плотностью») юридического обеспечения;
— экономическая безопасность направлена на достижение определенных целей [1].
В широком осмыслении реестр представляет собой перечень (список, в котором отображены важные дела, документы, входящая и исходящая документация).
Следует отметить тот факт, что не всякий реестр имеет характер государственного. Необходимым условием для этого является контроль со сторон государственных органов, а также основание формирования и ведения реестра. Л.Ф. Апт справедливо замечает, что основанием для формирования государственного реестра всегда выступает нормативный правовой акт: федеральные законы, реже подзаконные акты [2, с. 127].
Государственный реестр, являясь информационно-правовым инструментом, отличается особым специфическим признаком — достоверностью сведений, включаемых (помещенных) в реестр. Этот признак тесным образом связан с обеспечением национальной экономической безопасности любого государства, поскольку на основе отдельных государственных реестров ведется экономическая деятельность субъектов (предприятий).
Обеспечение стабильной экономической безопасности — важнейшая задача действующего российского законодательства. Проблемам национальной безопасности страны всегда уделялось достаточно внимания со стороны ученых и исследователей [1; 3]. В обсуждаемой статье С.А. Афонцева справедливо отмечается, что «совершенствование подходов к обеспечению экономической безопасности Российской Федерации должно опираться на системную экспертную работу по идентификации оптимальной в российских условиях комбинации приоритетов экономической безопасности, на грамотное определение угроз экономической безопасности и факторов уязвимости национальной экономики, способствующих их актуализации, а также на формирование научно обоснованного набора критериев защищенности страны от угроз экономической безопасности».
В российском законодательстве широко используется понятие «национальная безопасность», которое применяется с целью регулирования общественных отношений в самых различных сферах деятельности.
Принятие Россией Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 [4], стало определяющим директивным направлением, нормативной ориентацией в сфере экономической безопасности российского государства. Государственные реестры — один из высокоценных и пока малоисследованных элементов нормативной основы обеспечения экономической безопасности.
Государственные реестры призваны обеспечить нормальное функционирование экономической и иной хозяйственной деятельности государства, поскольку являются правовым инструментом в защите информационных данных (как одной из важнейших экономических функций государства).
Так, действенной мерой обеспечения экономической безопасности предприятий является проверка платежеспособности контрагентов, выяснение факта нахождения их в списке реестра недобросовестных поставщиков, ведение которого регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [5].
Законодатель не дает определения недобросовестным поставщикам. Системное толкование рассматриваемого закона позволяет заключить, что это перечень сведений о субъектах, признанных недобросовестными. Функционирование данного государственного реестра контролируется Федеральной антимонопольной службой России.
Юридически включение в данный реестр не является препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, но влечет негативные последствия для хозяйствующих субъектов — затрагивает их деловую репутацию, создает иной риск для успешных действий в выбранной отрасли экономики. Считаем, что ведение реестра недобросовестных поставщиков позволит воздействовать в нравственном ключе на хозяйствующие субъекты.
Список недобросовестных поставщиков предупреждает других участников рынка о неблагонадежности контрагента, что способно реально сократить число мошеннических и иных противоправных действий в данной сфере, избежать экономических рисков. Л.Ф. Апт пишет по этому поводу следующее: «комплекс мер правового регулирования реестров играет роль предупредительных мер, которые не дают рискам развиваться, предотвращая нежелательные последствия в экономике, государственном управлении, предупреждении правонарушений» [6, с. 89]. Речь идет о своего рода «сигнальной» функции государственных реестров и их особой профилактической роли в системе мер обеспечения экономической безопасности России. В противовес реестру недобросовестных поставщиков существует система добровольной сертификации — Реестр добросовестных поставщиков. Ведение реестра добросовестных поставщиков на законодательном уровне регламентируется Федеральным законом № от 27 декабря 2002 года 184-ФЗ «О техническом регулировании» [7], а также Положением о регистрации системы добровольной сертификации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 года № 32 [8]. Реестр ведется на основании системы добровольной сертификации с целью анализа хозяйственной деятельности подрядчиков. В такой список попадают лишь добросовестные поставщики, которые выполнили все условия сделки (своевременно и качественно). Благодаря собранной в таком перечне (списке) информации, участники контрактной системы находят благонадежных партнеров.
В отечественной юридической литературе имеются рассуждения о значительной роли применения государственных реестров в качестве важного аспекта экономической деятельности страны.
В частности, И.В. Егиазаров, занимавшийся вопросом исследования постановления СНК СССР от 25 октября 1925 года № 82 «Об утверждении положения о торговой регистрации», отмечал следующее: «Торговая регистрация предоставит всем участникам оборота широкую возможность проверять по данным открытого для всех торгового реестра характер, сущность и экономическую основу своих предполагаемых контрагентов… ибо в настоящее время… докопаться до существа многих организаций, выступающих в обороте, и выяснить, что же они из себя в конце концов представляют… является делом далеко не легким» [9, с. 177]. Цель ведения таких реестров — реальное содействие гражданам (потребителям и предприятиям), которые заинтересованы в получении необходимой им достоверной информации.
Необходимо отметить, что сведения, помещаемые в государственный реестр, не должны носить недостоверный характер и исключать возможность использования реестровой информации в противоправной деятельности (например, при заключении различных хозяйственных договоров или незаконной регистрационной деятельности). К примеру, в Федеральном законе от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [10] в статье 4 указано, что реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются федеральными информационными ресурсами, потому важным направлением в экономической деятельности государства может стать повышение эффективности мер по контролю за достоверностью внесенных в государственные реестры сведений, то есть за качеством реестровых информационных ресурсов [11].
Одним из основных направлений экономической деятельности государства является соблюдение безопасности и законности действий в банковской сфере.
Мошеннические действия, связанные с подделкой паспортов в целях хищения денежных средств, — одна из распространенных преступных схем, используемых в банковской сфере. Обусловлено это и ростом профессионализма преступников, которые используют современные компьютерные технологии, а также сложное полиграфическое оборудование. Несмотря на применение современных степеней защиты, паспорт гражданина Российской Федерации наиболее часто подвергается различным изменениям и фальсификации в мошеннических операциях. В целях борьбы с данным видом противоправных деяний у банковской системы имеется на вооружении сервис для проверки сведений по списку недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина Российской Федерации, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Данный список носит серьезный информационный и предупредительный характер и размещен на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России. К сожалению, сервис является лишь информационным, а содержащаяся в нем юридически значимая информация не получила адекватного правового закрепления в формате государственной обязательности. Данное технико-юридическое упущение является дефектом действующего законодательства.
Считаем, что в данной ситуации уместнее было бы прибегнуть к технико-юридической форме федерального государственного реестра, а не к рядовому, типичному списку. Целесообразно создать государственный орган, который бы отвечал за порядок его формирования и реализации. Данная мера могла бы способствовать повышению безопасности финансовой деятельности в банковской сфере и уменьшению числа мошеннических и иных противозаконных деяний.
Государственные реестры выступают действенным юридическим средством обеспечения экономической безопасности предприятий и граждан от преступных (противоправных) посягательств, и важно, чтобы в перспективе образовалась их единая универсальная система, функционирующая на общих принципах во всех сферах экономической деятельности.
1. Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. № 1. С. 14—28.
2. Апт Л.Ф. Аналитическая информация в правотворчестве и правоприменении: учебное пособие. М.: РГУП, 2019.
3. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 30—39.
4. Российская газета. 2015. 31 декабря.
5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ч. I, ст. 3105.
6. Апт Л.Ф. Риски в праве как элемент межотраслевого взаимодействия в деятельности государственных реестров // Юридическая техника. 2019. № 13.
7. Собрание законодательства РФ. 2002. № 52. Ч. 1, ст. 5140.
8. Собрание законодательства РФ. 2004. № 5, ст. 371.
9. Егиазаров И.В. Новый закон о торговой регистрации // Вопросы торгового права и практики: сборник статей. Л.: Издательство Ленинградской товарной биржи, 1926.
10. Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ч. I, ст. 3431.
11. Саванкова Н. Виртуальный Остап Бендер. На самоизоляции появились новые виды мошенничества // Российская газета. 2020. 9 июня.