, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Принятие в 2018 году Конвенции о правовом статусе Каспийского моря создает условия для обеспечения экологической безопасности Волжского бассейна и Каспия в соответствии с международными и национальными документами, такими как Цели ООН в области устойчивого развития на 2030 год, Парижское соглашение об изменении климата и федеральный проект «Оздоровление Волги». Вновь возникшие правовые аспекты позволят использовать конкурентные преимущества географического положения в экономике и социальной сфере для эффективной реализации проекта «Международный транспортный коридор “Север — Юг”». Оценка конкурентных преимуществ была разработана на основе концепции риска и оценки уникальных природных ресурсов для ландшафтно-бассейновых систем. Потенциал формирования геопарков ЮНЕСКО оценивался на основе документов ЮНЕСКО, Каспийской экологической программы и федеральных междисциплинарных проектов. Ключевым результатом исследования является определение кумулятивного эффекта проекта «Транспортный коридор “Север — Юг”» и экологических проектов, направленных на сохранение природных ресурсов и ландшафтов Поволжья.
экономическая безопасность, экологическая безопасность, устойчивое развитие, Волжский бассейн, оценка конкурентоспособности, геопарки
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации национальными интересами на долгосрочную перспективу являются повышение конкурентоспособности национальной экономики и закрепление за Российской федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира [1]. Условием для достижения стратегических целей является обеспечение экономической и экологической безопасности на всех этапах предстоящего развития. В данной работе речь идет об устойчивом экономическом развитии на длительные периоды времени в условиях меняющегося мира с однополярного на многополярный. При этом оценивается влияние социальных и экономических факторов конкурентоспособности на экологическую безопасность крупного региона — бассейна Волги.
Согласно работе С.А. Афонцева, в настоящее время обсуждение экономической безопасности развернулось в сторону противостояния целенаправленным действиям экономических и политических субъектов, преследующим цели дестабилизации экономических процессов на национальном и международном уровне [2, с. 31]. Для успешного противостояния внешним дестабилизирующим факторам принципиально важным становится выявление конкурентных преимуществ, устойчивых по отношению к различным проявлениям дестабилизирующей политики потенциальных конкурентов по всему периметру границ России. В данной работе рассматриваются аспекты конкурентоспособности применительно к стране или региону как наличие преимуществ, обеспечивающих способность страны добиться устойчиво высоких темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. Наивысший уровень экономической безопасности России обеспечат международные проекты полицентричной системы, в которых у России будет центральная роль. В современном мире фундаментом экономической безопасности является экологическая безопасность, понимаемое как состояние защищенности окружающей среды, природных ресурсов и человека.
Исходя из оценки географических, геополитических и природно-ресурсных особенностей положения России в современном мире, естественно прийти к выводу об особой роли социальных, экономических и экологических конкурентных преимуществ России, вытекающих из ее географических особенностей, включая природные ресурсы, прибрежные моря, международные водные бассейны и впадающие в них реки России. Географический фактор является ключевым в проектах Северного морского пути и Международного транспортного коридора «Север — Юг». Россия сохранила выход в Тихий океан, Балтийское, Черное и Баренцево моря и благодаря внутренней инфраструктуре может рассматриваться как часть пути из Восточной Азии в Северную, Восточную, Центральную и Южную Европу. Это обеспечивает определенный потенциал в проектах «шелкового пути». Однако с точки зрения противостояния дестабилизирующим действиям внешних сил очевидна второстепенная и зависимая от ключевых акторов роль в таких проектах, где России отводится роль транзитного пространства. При этом проекты «шелкового пути» по сути содействуют возврату к биполярному миру, где место Советского Союза займет Китай. Для России актуальным становится поиск более устойчивых и выгодных географических многополярных конфигураций, обеспечивающих конкурентные преимущества независимо от воли внешних акторов. В основе проектов, гарантирующих более высокий уровень безопасности, должны лежать внутренние российские территории с их социальной, экономической инфраструктурой и уникальным природным и культурным наследием. К таким природным объектам относится Волжский бассейн, обеспечивающий 80% пресноводного стока в Каспийское море и являющийся основной системой внутренних вод Европейской части России с выходом в Азовское, Черное, Балтийское, Белое и Каспийское моря. На протяжении как минимум полутора тысяч лет со времен империи готов Волга является транспортной артерией, соединяющей Северную и Восточную Европу с прикаспийским регионом. Такой вывод можно сделать по работе историка VI века Иордана, исходя из порядка и полноты списка народов, проживающих вдоль водного пути из Балтийского моря в Каспийское [3].
Возвращение ключевой роли Волжского бассейна в формировании конкурентных преимуществ для России связано с утверждением нового международного правового статуса Каспийского моря в соответствии с Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 года, согласно которому Каспийское море — это международный водный бассейн, окруженный берегами пяти государств [4]. Таким образом, Каспийское море вместе с внутренними водными путями выводится за рамки международного морского права. Конвенция расширяет возможности использования уже существующих рек и каналов на эксклюзивной правовой основе и создает благоприятные условия строительству новых гидротехнических систем при соблюдении строгих экологических ограничений.
Проектом, существенно повышающим конкурентоспособность Волжского бассейна, является проект «Иранруд» (Иранская река), который соединит Каспийское море с Индийским океаном. Проект разрабатывался с 1890 года вначале русскими, а затем иранскими инженерами, но из-за давления Великобритании и других стран Запада Иран отказывался от проекта, несущего значительные экономические и политические выгоды как Ирану, так и России в ущерб бенефициарам Суэцкого канала и планируемого канала «Стамбул» в Турции. В настоящее время рассматриваются два варианта прокладки маршрута. В первом варианте канал через Мазендаран, засушливые районы на востоке страны направлен к крупному порту Чабахар, расположенному в Оманском заливе Индийского океана. Этот вариант, предложенный иранскими инженерами, в последние годы рассматривается как приоритетный. Второй вариант, предложенный в XIX веке русскими инженерами, существенно короче, он может связать юго-западный Каспий, приграничные с Ираком территории и Персидский залив. Его недостатком является значительный, примерно 1500 м перепад высот, что потребует многократного шлюзования. В результате строительства канала «Иранруд» появится более короткий, по сравнению с традиционными, маршрут через Каспий, Волгу, Волго-Донской канал и Дон в Азовское море, а также путь через Волгу и Балтийские каналы в Финский залив. Этот путь существенно короче пути через Суэц, Дарданеллы и Босфор. Однако проект не реализуется, несмотря на очевидную политическую выгоду, так как экономические оценки выглядят в настоящее время крайне неопределенными. Дело в том, что сухопутный аналог «Иранруда» — проект Международного транспортного коридора «Север — Юг», реализуемый Индией, Ираном, Азербайджаном и Россией и обеспечивающий доставку индийских грузов через Иран, Азербайджан и Россию в Западную и Северную Европу, показывает крайне невысокую эффективность из-за устаревшей логистики Ирана, Азербайджана и России. При этом подготовка к работе в новых экономических условиях, возникших в результате подписания Соглашения между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве, ведется во всех прикаспийских государствах [5]. Так, в России принята и реализуется Стратегия развития морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года. В частности, запланировано строительство до 2025 года нового глубоководного порта в районе Каспийска, который будет способен принимать большегрузные суда с полезной нагрузкой до 25 тыс. т. В конечном счете выйдет на проектную мощность проект международного коридора «Север — Юг», включающий железнодорожное, паромное и автомобильное сообщение. Его запуск позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы — ежегодно это до 25 млн т из европейских стран через Иран в страны бассейна Индийского океана. Вновь создаваемая портовая инфраструктура пяти государств Каспийского региона включает крупнейший на Каспии вновь построенный порт Амирабад в Иране, порт Оля в Астраханской области, уже упомянутый строящийся в России глубоководный порт Каспийск, порты Казахстана и Туркменистана.
Важно учесть, что именно страны вокруг Индийского океана будут характеризоваться по многочисленным прогнозам наиболее быстрым демографическим и экономическим ростом в XXI веке, создавая конкуренцию странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Рост создает целый набор факторов неопределенности, которые могут быть устранены благодаря более тесному сотрудничеству с Россией как гарантом формирования полицентрической системы безопасности. Совместное использование железнодорожного и водного транспортных коридоров за счет кумулятивного эффекта повысит надежность, эффективность как транзита, так и сообщения российских субъектов Федерации с партнерами в бассейне Каспия и Индийского океана. Именно интересы российских производителей товаров и услуг возможно и целесообразно поставить в этом случае во главу угла.
Вытекающие из новых реалий перспективы развития Волжского бассейна связаны с развитием науки, инновационной деятельностью, оборонно-промышленным комплексом, судостроением, транспортным машиностроением, а также с развитием рекреационных, туристических услуг, новых прикладных направлений научных исследований.
Принятые решения создают надежную правовую основу для сохранения биоресурсов и благоприятной окружающей среды. Среди действующих документов Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, Соглашение о рациональном использовании биоресурсов Каспия и Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. В 2018 году по решению профильной межправительственной комиссии пяти Каспийских государств продлен запрет на коммерческий лов осетровых. Национальный проект “Экология» включает в себя федеральный проект «Оздоровление Волги», реализуемый с 20 декабря 2018 года по 25 декабря 2024 года. Проект предусматривает сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги, ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге, а также снижение негативного воздействия затонувших судов. Инфраструктурные проекты, создающие потенциальные риски для благополучия Каспийского моря, проверяются на соответствие вышеуказанным документам [5].
Однако интерес представляют не столько уже запланированные затратные проекты по обеспечению экологической безопасности Волги и Каспия. Есть целый ряд уникальных социально-экономических, геологических и экологических особенностей, обладающих конкурентным потенциалом, использование которого станет основой для обеспечения экологической безопасности Волжского бассейна и Каспия [6; 7].
В Волжском бассейне располагаются уникальные ландшафты, целиком сформированные водной стихией. В первую очередь это Мстерско-Козьмодемьянская гряда в Нижегородской области и Жигулевские горы в Самарской области, с которых отрывается вид на необозримые волжские просторы левобережья. Геологическая уникальность связана с тем, что на протяжении сотен миллионов лет эта территория была дном мелководного моря, где происходило накопление донных отложений. Сформировавшиеся в четвертичный период реки Ока, Волга и Кама в период таяния ледников под действием силы Кориолиса смыли поверхностный слой в десятки метров толщиной и сформировали современный рельеф, характеризующийся обширной левобережной поймой и высоким правым берегом. Ландшафт «царственно поставленного города» Нижнего Новгорода при слиянии Оки и Волги является национальным достоянием, заслуживающим включения во Всемирное наследие.
В Волжском бассейне расположены палеонтологические объекты мирового значения. В первую очередь это крупнейшее на планете кладбище ящеров пермского периода возле Котельнича в Кировской области, геопарк «Ундория» в Ульяновской области и геопарк «Янган-Тау» в Башкортостане — первый геопарк ЮНЕСКО в России [8]. Народы Поволжья накопили уникальный опыт природопользования, который в условиях глубокого экологического кризиса, охватившего планету, относится к к важнейшему нематериальному наследию человечества. Культура сохранения и придания особого священного статуса родникам, рекам, озерам у русского и других славянских народов, устойчивое природопользование угро-финских народов, наиболее ярко проявившееся в отношении марийцев к священным рощам, диким животным, водоплавающим птицам, фауне рек и озер, культ коневодства у тюркских народов Поволжья, почитание дуба как священного дерева у чувашей. Благодаря этому наследию Волга до сих пор располагает богатейшими запасами особо ценных осетровых, лососевых и иных редких пород рыб, утраченные в других крупных реках Европы и Азии [9]. В Каспии водятся эндемичные млекопитающие, например каспийские тюлени. Дельта Волги, входящая в число крупнейших водно-болотных угодий мира, является, подобно Байкалу, природным наследием общемировой ценности. ЮНЕСКО поддерживает развитие в Волжском бассейне нового направления экономической деятельности, связанного с формированием системы геопарков ЮНЕСКО. Это направление предполагает бережное отношение к природным ресурсам на основе формирования новой инфраструктуры поддержки научной и образовательной деятельности, народных промыслов, «зеленой» экономики, транспортной инфраструктуры и туризма. Российская академия наук совместно с правительством Нижегородской области планируют создать в Нижнем Новгороде крупнейший в мире пресноводный аквариум, где будут проводиться мультидисциплинарные научные исследования природных богатств Волжского бассейна и организована обширная программа научно-образовательного туризма. Формирование новой инфраструктуры уже началось. В качестве примеров реализации возникших конкурентных преимуществ упомянем спуск на воду первого за последние 60 лет в России круизного пассажирского лайнера «Мустай Карим» проекта PV300, построенного в 2019 году в Нижнем Новгороде. Ввод теплохода в эксплуатацию планируется в навигацию 2020 года. Длина судна составляет 141 м, ширина — 16,82 м, осадка — 3,2 м, скорость — 22,5 км/час. Лайнер способен перевозить 310 пассажиров, экипаж и обслуживающий персонал состоит из 144 человек. По этому же проекту в Астрахани построен морской лайнер «Петр Великий», который обеспечит круговые круизные поездки по Каспию с заходом во все пять прикаспийских государств и путешествия по Каспийскому, Черному и Азовскому морям.
Таким образом, можно сделать вывод об огромном природно-ресурсном, научном, социальном и экономическом потенциале Волжского бассейна и Каспия как в обеспечении экологической безопасности, так и в формировании безопасного многополярного мироустройства.
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ч. II, ст. 212.
2. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 30—40.
3. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб.: Алетейя, 1997.
4. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 года. URL: www.kremlin.ru/supplement/5329 (дата обращения: 28.05.2020).
5. Соглашение между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве (г. Актау, 12 августа 2018 года).
6. Ivanov A., Klochkova N. Innovative infrastructure: experience of France and Russia // Наука и Экономика. Инновационная деятельность. 2011. № 2 (6).
7. Иванов А.В. Учет эколого-экономической оценки территорий // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2006. № 6 (90). С. 130—139.
8. Иванов А.В. Опыт регионов России по сохранению национальных ландшафтов на основе создания геопарков // Великие реки’2018: труды научного конгресса 20-го Международного научно-промышленного форума / отв. ред. А.А. Лапшин. Н. Новгород, 2018. В 3-х т. С. 152—154.