аспирант с 01.01.2016 по 01.01.2020
В статье рассмотрены условия применения профессионально-ориентированной персонифицированной системы воспитания (ПСВ) для формирования профессионального самоопределения в условиях основной общеобразовательной школы (ООШ). Обобщен практический опыт индивидуально-дифференцированного подхода во взаимодействии участников персонифицированной воспитательной системы в плоскости профессионального самоопределения с включением семьи как субъекта ПСВ. Приведен пример анализа корреляции уровня образовательного потенциала семьи, уровня готовности старшеклассников основной общеобразовательной школы к профессиональному самоопределению и степени реализации карьерных целей выпускников основной общеобразовательной школы. Особое внимание уделено проектированию профессионально-ориентированной ПСВ на основе научных исследований Е.Н. Степанова о персонифицированных системах воспитания. Экспериментально проверена и оценена эффективность реализации профессионально-ориентированной персонифицированной системы воспитания в условиях профессионального самоопределения старшеклассников основной общеобразовательной школы.
персонифицированная воспитательная система, Федеральный государственный образовательный стандарт, готовность к профессиональному самоопределению, образовательный потенциал семьи
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного об-щего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г.) Гл.2, п.9.
2. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учрежде-ния : учеб.-метод. пособие / Е. Н. Барышников. – СПб. : С.-Петерб. акад. постдипломного пед. образования, 2005. – 241 с.
3. Гаврилин А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем – 2-е изд., испр. – Владимир : Владимирская школа, 1998. – 208 с.
4. Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике : дис. ...д. пед. наук : 13.00.01. – М., 1997. – 361 с.
5. Караковский В.А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. – 2001. – № 1. – C. 77.
6. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. – М., 2009. – 351с.
7. Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. – М. : НИИ Теории образования и педагогики РАО,1996. – С. 195–202.
8. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. – М., 2010. – 211 с.
9. Сидоркин А.М. К вопросу о развитии понятия воспитательная система школы // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. – М. : НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. – С. 28–33.
10. Симакова Т.П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – Томск, 2012. – 488 с.
11. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной работы образовательного учреждения: теория, технология, практика. – Псков, 1998. – 263 с.
12. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
13. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению : методическое пособие / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская, В.И. Коваль, Т.А. Родионова, Л.А. Дмитриева, С.В. Сальцева, Т.В. Васильева, С.В. Суханова, Н.Ф. Родичев. – М. : Филология, 1997. – 49 с.