В настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс на всех ступенях образования. Статья посвящена одному из способов совершенствования образовательного процесса в вузе за счет внедрения динамических наглядных пособий при изучении технологических процессов и является обобщением опыта авторов. Необходимость использования компьютерных моделей вызвана рядом при-чин, таких как сложность, а порой и невозможность демонстрации ряда технологических процессов другим способом, и как следствие, трудностью восприятия данных вопросов студентами, особенно теми из них, которые обучаются по заочной форме. Внедрению динамических наглядных пособий в учебный процесс предшествовала работа отдельных авторов по разработке программы для расчета и анализа механизмов параллельной структуры. В ходе использования программы на лабораторных занятиях было выявлено, что она предоставляет возможность в наглядной и доступной форме детально рассмотреть устройство и работу механизмов параллельной структуры. Несмотря на то, что авторы обобщали опыт, накопленный при подготовке будущих инженеров, он может быть распространен и на подготовку педагогов, в программу которой включено знакомство с технологическими процессами.
информатизация, образование, технологическая подготовка, компьютерные технологии, компьютерные модели, динамические наглядные пособия, механизмы параллельной структуры
1. Материалы XXIV Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование»/ Под ред. Хотунцева Ю.Л. Москва: МПГУ, 2018 – 270 с.
2. Ли Г.Т. Об актуальных аспектах совершенствования системы образования в вузах технологического профиля // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-2. – С. 311–314. – URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7912.
3. Gray P.J., Patil A.S. The background of quality assurance in higher education and engineering education // Engineering education quality assurance: A global perspective / ed. by P.J. Patil, A.S. Gray: Springer, 2009. P. 3-25.
4. Колошеин А.П. Применение электронных образовательных ресурсов в высшем учебном заведении // Вестник РУДН, серия Информатизация образования – 2014. – № 1. – С. 82–86.
5. Васильева А.М. Об использовании электронных образовательных ресурсов для совершенствования профессиональной подготовки студентов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева – 2014. – № 4 (84). – С. 161–165.
6. Щавелев Е.В., Черников Н.Н., Май Ван Хонг. Компьютерное моделирование в анализе процессов механической обработки // Виртуальное моделирование и промышленный дизайн: материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. В.А. Немтинова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – С. 61–65.
7. Комарова С.М. Компьютерное моделирование как средство развития исследовательской компетенции студентов // Вестник ТГПУ – 2015. – № 5. – С 217–223.
8. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016663335 Программа для расчета и анализа механизмов параллельной структуры / Е.Б. Щелку-нов, М.Е. Щелкунова, С.В. Виноградов, А.И. Пронин, Е.В. Самар, № 2016661148 За-явлено 24.11.2016; Зарегистрировано. 05.12.2016.
9. Щелкунов Е.Б., Виноградов С.В., Щелкунова М.Е., Самар Е.В. Механизмы параллель-ной структуры в металлорежущих станках // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о природе и технике. – 2012. – № IV-1. – С. 52-61.
10. Щелкунов Е.Б., Виноградов С.В., Щелкунова М.Е., Пронин А.И. Формализация расчётов при определении компоновочных параметров механизмов параллельной структуры // Вестник машиностроения – 2018. – № 5. – С 30-35.