сотрудник с 20.10.1982 по 10.01.2016
Уфимский государственный авиационный технический университет (Основы конструирования механизмов и машин, доцент)
сотрудник с 10.01.2016 по настоящее время
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
В связи с переходом вузов Российской федерации на обучение студентов по стандартам ФГОС ВО 3++ актуальной становится задача формирования профессиональных компетенций выпускника на основе соответствующих профессиональных стандартов. В статье рас-сказывается об основных этапах стандартизации высшего профессионального образования в СССР и Российской Федерации и какими документами регламентируется объем преподаваемых графических дисциплин в технических вузах и содержание этих дисциплин. Рассматриваются вопросы компетентностной модели образования, такие как понятие компетенции, классификация компетенций. Большое внимание уделено графическим компетенциям. Рассказывается об опыте работы кафедры начертательной геометрии и черчения Уфимского государственного авиационного технического университета с выпускающими кафедрами при формировании профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, составлении учебных планов и основной образовательной программы.
стандарты высшего профессионального образования, компетентностная модель образования, графические компетенции, профессиональные компетентности, профессиональные стандарты, модернизация классического курса начертательной геометрии
1. Астахова Л.В., Полуэктова О.К. Развитие графической компетенции будущего инженера в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Челябинск: ЮУРГУ. 2014. – Т. 6. – № 2. – С. 48-58. – (Образование. Педагогические науки).
2. Байденко В.И., Зантворт Джерри ван. Модернизация профессионального образования: современный этап. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 674 с.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : Методическое пособие. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.
5. Ермилова Н.Ю. Графическое образование инженера: компетентностный подход // Интернет-вестник ВолгГАСУ.– 2011. – Вып. 3 (17). – (Политематическая).
6. Ермилова Н.Ю., Джуган Т.В. Графические компетенции в структуре общей профессиональной компетентности будущего инженера // Интернет-вестник ВолгГАСУ. – 2011. – Вып 4 (19).
7. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании : Монография. – Ростов-на-Дону: Аркол. 2010. – 386 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
10. Пахарева И.В. Использование современных технологий проектирования как основы формирования графической компетентности студента вуза // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 2. – № 2. – С. 134–137.
11. Поликарпов Ю.В. Содержание вузовского курса начертательной геометрии в эпоху третьей промышленной революции // Геометрия и графика. – 2018. – №. 3. – С. 49–55. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5bc453447db654.91666264
12. Поликарпов Ю.В., Семашко М.А., Худякова Л.П. Об учебно-методическом комплексе дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в условиях модернизации курса начертательной геометрии // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2018. – №. 5. – С. 34–40. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5bb6117c69b067.40100676
13. Примерная программа дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика». Для технических направлений. – М. : Высшая школа, 2001. – 14с.
14. Профессиональный стандарт 28.003 – Специалист по автоматизации и механизации технологических процессов механосборочного производства. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 503н от 18 июля 2019 г. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации. Регистрационный № 55600 от 14 августа 2019 г.
15. Рекомендации для образовательных организаций по формированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и иных источников содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами в условиях отсутствия утвержденных примерных основных образовательных программ (Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) от 18.04.2019 №НСПК-53/01.
16. Русских Т.И. Формирование графической компетенции у будущих бакалавров техники и технологий: автореф. дис. на соис. уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.08. – Киров, 2010. – 22 с.
17. Селезнева Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования в высшей школе. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 72 с.
18. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО). Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки: 15.03.01 Машиностроение. Регистрационный № 957 (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 сентября 2015 г.).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 15.03.01 Машиностроение (проект). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/150301_B_3_plus_28102019.pdf
20. Федотова Н.В. Основы формирования графической компетентности будущих инженеров // Педагогический журнал. – 2011. – № 1. – С. 96–102.
21. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
22. Шутов А.И. Формирование графической компетентности у студентов технических вузов в процессе изучения инженерной графики // Научное обозрение. – 2014. – № 4–5. – С. 125–131. – (Гуманитарные науки).
23. Юсупова О.В., Справчикова Н.А. Место графической компетенции в структуре профессиональных компетенций бакалавров, специалистов и магистров направлений «Строительство» и «Архитектура» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – Т. 15. – № 2–4. – С. 938–943.