СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В связи с переходом вузов Российской федерации на обучение студентов по стандартам ФГОС ВО 3++ актуальной становится задача формирования профессиональных компетенций выпускника на основе соответствующих профессиональных стандартов. В статье рас-сказывается об основных этапах стандартизации высшего профессионального образования в СССР и Российской Федерации и какими документами регламентируется объем преподаваемых графических дисциплин в технических вузах и содержание этих дисциплин. Рассматриваются вопросы компетентностной модели образования, такие как понятие компетенции, классификация компетенций. Большое внимание уделено графическим компетенциям. Рассказывается об опыте работы кафедры начертательной геометрии и черчения Уфимского государственного авиационного технического университета с выпускающими кафедрами при формировании профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, составлении учебных планов и основной образовательной программы.

Ключевые слова:
стандарты высшего профессионального образования, компетентностная модель образования, графические компетенции, профессиональные компетентности, профессиональные стандарты, модернизация классического курса начертательной геометрии
Список литературы

1. Астахова Л.В., Полуэктова О.К. Развитие графической компетенции будущего инженера в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Челябинск: ЮУРГУ. 2014. – Т. 6. – № 2. – С. 48-58. – (Образование. Педагогические науки).

2. Байденко В.И., Зантворт Джерри ван. Модернизация профессионального образования: современный этап. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 674 с.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : Методическое пособие. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.

5. Ермилова Н.Ю. Графическое образование инженера: компетентностный подход // Интернет-вестник ВолгГАСУ.– 2011. – Вып. 3 (17). – (Политематическая).

6. Ермилова Н.Ю., Джуган Т.В. Графические компетенции в структуре общей профессиональной компетентности будущего инженера // Интернет-вестник ВолгГАСУ. – 2011. – Вып 4 (19).

7. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании : Монография. – Ростов-на-Дону: Аркол. 2010. – 386 с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

10. Пахарева И.В. Использование современных технологий проектирования как основы формирования графической компетентности студента вуза // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 2. – № 2. – С. 134–137.

11. Поликарпов Ю.В. Содержание вузовского курса начертательной геометрии в эпоху третьей промышленной революции // Геометрия и графика. – 2018. – №. 3. – С. 49–55. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5bc453447db654.91666264

12. Поликарпов Ю.В., Семашко М.А., Худякова Л.П. Об учебно-методическом комплексе дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в условиях модернизации курса начертательной геометрии // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2018. – №. 5. – С. 34–40. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5bb6117c69b067.40100676

13. Примерная программа дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика». Для технических направлений. – М. : Высшая школа, 2001. – 14с.

14. Профессиональный стандарт 28.003 – Специалист по автоматизации и механизации технологических процессов механосборочного производства. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 503н от 18 июля 2019 г. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации. Регистрационный № 55600 от 14 августа 2019 г.

15. Рекомендации для образовательных организаций по формированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и иных источников содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами в условиях отсутствия утвержденных примерных основных образовательных программ (Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) от 18.04.2019 №НСПК-53/01.

16. Русских Т.И. Формирование графической компетенции у будущих бакалавров техники и технологий: автореф. дис. на соис. уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.08. – Киров, 2010. – 22 с.

17. Селезнева Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования в высшей школе. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 72 с.

18. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО). Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки: 15.03.01 Машиностроение. Регистрационный № 957 (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 сентября 2015 г.).

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 15.03.01 Машиностроение (проект). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/150301_B_3_plus_28102019.pdf

20. Федотова Н.В. Основы формирования графической компетентности будущих инженеров // Педагогический журнал. – 2011. – № 1. – С. 96–102.

21. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

22. Шутов А.И. Формирование графической компетентности у студентов технических вузов в процессе изучения инженерной графики // Научное обозрение. – 2014. – № 4–5. – С. 125–131. – (Гуманитарные науки).

23. Юсупова О.В., Справчикова Н.А. Место графической компетенции в структуре профессиональных компетенций бакалавров, специалистов и магистров направлений «Строительство» и «Архитектура» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – Т. 15. – № 2–4. – С. 938–943.

Войти или Создать
* Забыли пароль?