УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА НА КАФЕДРЕ «ЭКОЛОГИЯ И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» МГТУ ИМ. Н .Э . БАУМАНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описана первая практика (учебно-ознакомительная), которая проводится со студентами кафедры «Экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н. Э. Баумана на третьем курсе и включает ознакомление с предприятиями различного профиля, опасными и вредными факторами производства и мерами по их устранению. В группу предприятий входят также специализированные производства, обеспечивающие безопасность в техносфере (очистка стоков, выбросы в атмосферу, переработка отходов). Рассматриваются основные вопросы организации и проведения практики: ознакомление с программой, проведение экскурсий по предприятию, подготовка и защита отчетов. Знания и опыт, полученные на практике, в дальнейшем используются при выборе тематики курсовых и дипломных проектов и при их выполнении.

Ключевые слова:
студент, практика, безопасность жизнедеятельности, охрана окружающей среды, образовательная программа.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Введение

Практика является важнейшим элементом образовательного процесса в вузах. Российское высшее образование всегда отличалось практико-ориентированным обучением. Важная особенность обучения в МВТУ им. Н.Э. Баумана (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) состоит в тесном сочетании теоретического обучения и практического освоения знаний. Именно в МГТУ им. Н.Э. Баумана был создан «русский метод обучения», получивший заслуженное признание за рубежом. Невозможно подготовить грамотного специалиста, а особенно инженера, без практической подготовки на реальных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и лабораториях. Только при сочетании теоретических знаний и практической работы можно приобрести навыки проектирования технологических процессов, конструирования машин и аппаратов и организации производства.

В МВТУ (МГТУ) им. Н.Э. Баумана студенты всех специальностей обязательно должны были пройти четыре практики:

  • производственную (после 3-го курса) в течение 1 одного месяца, работая на рабочих местах;
  • технологическую (после 4-го курса) в течение 2 месяцев, изучая на предприятиях технологические процессы и разрабатывая технологию производства конкретного изделия по заданию преподавателя;
  • эксплуатационную (после 5-го курса) в течение 1 месяца, осваивая эксплуатацию изделий и машин по профилю специальности;
  • преддипломную (перед началом дипломного проектирования) в течение 3 недель, подбирая материал и изучая конструкции изделий применительно к будущему дипломному проекту, задание на который выдано перед практикой.

По каждой практике студент обязательно делал письменный отчет и защищал его перед преподавателем. Кроме того, практика дополнялась практическими занятиями в вузе на его учебно-производственной базе, которые проводились регулярно в соответствии с учебным планом в течение первых двух семестров. Во время этих занятий студент обязан был освоить базовые технологии: литья, сварки (электродуговой, точечной, в газовой среде), механической обработки (токарной, фрезерной и т.д.), ознакомиться с другими технологиями. При этом студент не только изготовлял изделие своими руками, но и перед этим разрабатывал технологический маршрут, сдавал отчет и изготовленное изделие преподавателю. Все это, безусловно, способствовало хорошей практической подготовке выпускника и его быстрой адаптации на производстве или НИИ после окончания вуза.

Список литературы

1. Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru).

2. Сайт журнала «Безопасность в техносфере» (magbvt.ru/edu.html).

3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (fgosvpo.ru).

4. Направление подготовки дипломированного специалиста 656500 — Безопасность жизнедеятельности (сборник учебно-методических материалов) / Под общей ред. С.В. Белова и В.А. Девисилова. Ч. 1 . М.: МГТУ, 2002; Ч. 2. М.: МГТУ, 2002.

5. Направление подготовки дипломированного специалиста 656600 — Защита окружающей среды (сборник учебно-методических материалов) / Под общей ред. С.В. Белова и В.А. Девисилова. М.: МГТУ, 2002.

6. Девисилов В.А., Павлихин Г.П. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. 2011. №3. С. 50–64.

Войти или Создать
* Забыли пароль?