Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования «Техносферная безопасность и природообустройство» ( председатель)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
В статье описана первая практика (учебно-ознакомительная), которая проводится со студентами кафедры «Экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н. Э. Баумана на третьем курсе и включает ознакомление с предприятиями различного профиля, опасными и вредными факторами производства и мерами по их устранению. В группу предприятий входят также специализированные производства, обеспечивающие безопасность в техносфере (очистка стоков, выбросы в атмосферу, переработка отходов). Рассматриваются основные вопросы организации и проведения практики: ознакомление с программой, проведение экскурсий по предприятию, подготовка и защита отчетов. Знания и опыт, полученные на практике, в дальнейшем используются при выборе тематики курсовых и дипломных проектов и при их выполнении.
студент, практика, безопасность жизнедеятельности, охрана окружающей среды, образовательная программа.
1. Введение
Практика является важнейшим элементом образовательного процесса в вузах. Российское высшее образование всегда отличалось практико-ориентированным обучением. Важная особенность обучения в МВТУ им. Н.Э. Баумана (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) состоит в тесном сочетании теоретического обучения и практического освоения знаний. Именно в МГТУ им. Н.Э. Баумана был создан «русский метод обучения», получивший заслуженное признание за рубежом. Невозможно подготовить грамотного специалиста, а особенно инженера, без практической подготовки на реальных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и лабораториях. Только при сочетании теоретических знаний и практической работы можно приобрести навыки проектирования технологических процессов, конструирования машин и аппаратов и организации производства.
В МВТУ (МГТУ) им. Н.Э. Баумана студенты всех специальностей обязательно должны были пройти четыре практики:
- производственную (после 3-го курса) в течение 1 одного месяца, работая на рабочих местах;
- технологическую (после 4-го курса) в течение 2 месяцев, изучая на предприятиях технологические процессы и разрабатывая технологию производства конкретного изделия по заданию преподавателя;
- эксплуатационную (после 5-го курса) в течение 1 месяца, осваивая эксплуатацию изделий и машин по профилю специальности;
- преддипломную (перед началом дипломного проектирования) в течение 3 недель, подбирая материал и изучая конструкции изделий применительно к будущему дипломному проекту, задание на который выдано перед практикой.
По каждой практике студент обязательно делал письменный отчет и защищал его перед преподавателем. Кроме того, практика дополнялась практическими занятиями в вузе на его учебно-производственной базе, которые проводились регулярно в соответствии с учебным планом в течение первых двух семестров. Во время этих занятий студент обязан был освоить базовые технологии: литья, сварки (электродуговой, точечной, в газовой среде), механической обработки (токарной, фрезерной и т.д.), ознакомиться с другими технологиями. При этом студент не только изготовлял изделие своими руками, но и перед этим разрабатывал технологический маршрут, сдавал отчет и изготовленное изделие преподавателю. Все это, безусловно, способствовало хорошей практической подготовке выпускника и его быстрой адаптации на производстве или НИИ после окончания вуза.
1. Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru).
2. Сайт журнала «Безопасность в техносфере» (magbvt.ru/edu.html).
3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (fgosvpo.ru).
4. Направление подготовки дипломированного специалиста 656500 — Безопасность жизнедеятельности (сборник учебно-методических материалов) / Под общей ред. С.В. Белова и В.А. Девисилова. Ч. 1 . М.: МГТУ, 2002; Ч. 2. М.: МГТУ, 2002.
5. Направление подготовки дипломированного специалиста 656600 — Защита окружающей среды (сборник учебно-методических материалов) / Под общей ред. С.В. Белова и В.А. Девисилова. М.: МГТУ, 2002.
6. Девисилов В.А., Павлихин Г.П. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. 2011. №3. С. 50–64.