ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется роль прокуратуры на этапе предварительного расследования в российском уголовном праве, рассматривается процесс появления новых процессуальных фигур и перехода им части надзорных полномочий в целях решения организационных проблем уголовного процесса РФ.

Ключевые слова:
надзор, прокурор, дознание, предварительное следствие, полномочия, закон
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Прокуратура РФ уполномочена производить различные виды надзора за исполнением законодательства РФ. Одним из таких видов выступает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование в форме дознания [2, с. 1].

Вступив в силу, Федеральный закон от 05.06.2007 №87 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [3] сохранил за прокурором абсолютной контроль органов дознания. Прокурор правомочен давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, отстранять дознавателя от производства расследования, разрешать ему самоотводы [1, с. 37].

При этом появление новой процессуальной фигуры − начальника подразделения дознания − не остаётся незамеченным. Последний, в свою очередь, также получил ряд контролирующих полномочий в отношении дознавателя, но на прокурорский надзор это не оказало влияния.

Реформа 2010 г. также не ослабила воздействие прокуратуры на органы дознания. В дополнение к ранее действовавшим прокурорским полномочиям добавилась возможность по передаче материалов уголовного дела или материалов проверки сообщений о преступлениях от одного органа предварительного расследования другому [1, с. 37].

Вплоть до принятия Федерального закона от 14.12.2015 г. №380 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным заключением» [5] осуществление прокуратурой функции надзора за дознанием оставалось незыблемым и всеобъемлющим.

Данный закон внес изменения в полномочия дознавателя, наделяя его полномочием по обжалованию указаний прокурора вышестоящему прокурору, хотя это и не приостановило их исполнение [1, с. 41]. Тем не менее этим ознаменована начальная стадия ослабления функции прокуратуры РФ по осуществлению надзора в отношении дознания [6, с. 47].

Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» [2] наряду с надзором за исполнением закона органами дознания прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и органами предварительного следствия.

По итогам реформ 2007 и 2010 г., вопрос о значимости данной прокурорской функции является предметом дискуссий.

В отличие от органов дознания, надзорные полномочия органов прокуратуры в отношении органов следствия были существенно сокращены после реформы 2007 г. [3]. Так же как и в дознании появилась новая процессуальная фигура – руководитель следственного органа, только в данном случае надзорные полномочия прокуратуры практически полностью перешли ей. Кроме того, прокуратура была лишена функции самостоятельного осуществления уголовного преследования [7, с. 201].

Прокурор сохранил лишь полномочия требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия [1, с. 37]. Так же были введены п. 7 ч. 2 ст. 37, уполномочивающие прокурора рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ним решения, и подкрепляющая её ч. 6 ст. 37 УПК РФ, которая позволяет прокурору в случае несогласия руководителя следственного органа или следователя с требованием прокурора устранить нарушения, обратиться к вышестоящим должностным лицам, руководителю вышестоящего следственного органа, председателю Следственного комитета РФ, Генеральному прокурору РФ.

Фактически, законодатель свёл к минимуму надзорные полномочия прокурора, заменив его ведомственным контролем.

Попытка исправить ситуацию была предпринята при принятии Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» [4], в соответствии с которым прокурору были возвращены полномочия по истребованию и проверке законности и обоснованности решений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и возможности принимать по ним решения [1, с. 37]. Кроме того, помимо передачи уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, изъятия любого уголовного дела у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передаче его следователю Следственного комитета, теперь можно это делать и в отношении материалов проверки сообщения о преступлении.

Таким образом, функция по надзору за исполнением законов действительно осуществляется прокуратурой в отношении органов дознания, предоставляя органам прокуратуры возможность всесторонне контролировать исполнения дознавателями законодательства. При этом в отношении органов предварительного следствия прокурор обладает слабыми надзорными полномочиями. В действительности именно руководитель следственного органа и осуществляет функцию прокурора по надзору за исполнением закона органами предварительного следствия.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Парламентская газета, N 241-242, 22.12.2001.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 06.02.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

3. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета, N 122, 08.06.2007.

4. Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" // "Российская газета", N 296, 30.12.2010.

5. Федеральный закон от 14.12.2015 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением" // Российская газета, N 284, 16.12.2015.

6. Васильев О.Л Поправки к Конституции и изменение роли прокурора в отечественном уголовном процессе//Закон, Из-во Закон. − Москва, №8. – 2017. − С. 46−59.

7. Попова Т.Ю. Изменение баланса полномочий прокурора и руководителя следственного органа // Вестник Кемеровского государственного университета. − 2015. − №2. − С. 200−203.

Войти или Создать
* Забыли пароль?