Россия
студент
В статье анализируется роль прокуратуры на этапе предварительного расследования в российском уголовном праве, рассматривается процесс появления новых процессуальных фигур и перехода им части надзорных полномочий в целях решения организационных проблем уголовного процесса РФ.
надзор, прокурор, дознание, предварительное следствие, полномочия, закон
Прокуратура РФ уполномочена производить различные виды надзора за исполнением законодательства РФ. Одним из таких видов выступает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование в форме дознания [2, с. 1].
Вступив в силу, Федеральный закон от 05.06.2007 №87 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [3] сохранил за прокурором абсолютной контроль органов дознания. Прокурор правомочен давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, отстранять дознавателя от производства расследования, разрешать ему самоотводы [1, с. 37].
При этом появление новой процессуальной фигуры − начальника подразделения дознания − не остаётся незамеченным. Последний, в свою очередь, также получил ряд контролирующих полномочий в отношении дознавателя, но на прокурорский надзор это не оказало влияния.
Реформа 2010 г. также не ослабила воздействие прокуратуры на органы дознания. В дополнение к ранее действовавшим прокурорским полномочиям добавилась возможность по передаче материалов уголовного дела или материалов проверки сообщений о преступлениях от одного органа предварительного расследования другому [1, с. 37].
Вплоть до принятия Федерального закона от 14.12.2015 г. №380 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным заключением» [5] осуществление прокуратурой функции надзора за дознанием оставалось незыблемым и всеобъемлющим.
Данный закон внес изменения в полномочия дознавателя, наделяя его полномочием по обжалованию указаний прокурора вышестоящему прокурору, хотя это и не приостановило их исполнение [1, с. 41]. Тем не менее этим ознаменована начальная стадия ослабления функции прокуратуры РФ по осуществлению надзора в отношении дознания [6, с. 47].
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» [2] наряду с надзором за исполнением закона органами дознания прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и органами предварительного следствия.
По итогам реформ 2007 и 2010 г., вопрос о значимости данной прокурорской функции является предметом дискуссий.
В отличие от органов дознания, надзорные полномочия органов прокуратуры в отношении органов следствия были существенно сокращены после реформы 2007 г. [3]. Так же как и в дознании появилась новая процессуальная фигура – руководитель следственного органа, только в данном случае надзорные полномочия прокуратуры практически полностью перешли ей. Кроме того, прокуратура была лишена функции самостоятельного осуществления уголовного преследования [7, с. 201].
Прокурор сохранил лишь полномочия требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия [1, с. 37]. Так же были введены п. 7 ч. 2 ст. 37, уполномочивающие прокурора рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ним решения, и подкрепляющая её ч. 6 ст. 37 УПК РФ, которая позволяет прокурору в случае несогласия руководителя следственного органа или следователя с требованием прокурора устранить нарушения, обратиться к вышестоящим должностным лицам, руководителю вышестоящего следственного органа, председателю Следственного комитета РФ, Генеральному прокурору РФ.
Фактически, законодатель свёл к минимуму надзорные полномочия прокурора, заменив его ведомственным контролем.
Попытка исправить ситуацию была предпринята при принятии Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» [4], в соответствии с которым прокурору были возвращены полномочия по истребованию и проверке законности и обоснованности решений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и возможности принимать по ним решения [1, с. 37]. Кроме того, помимо передачи уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, изъятия любого уголовного дела у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передаче его следователю Следственного комитета, теперь можно это делать и в отношении материалов проверки сообщения о преступлении.
Таким образом, функция по надзору за исполнением законов действительно осуществляется прокуратурой в отношении органов дознания, предоставляя органам прокуратуры возможность всесторонне контролировать исполнения дознавателями законодательства. При этом в отношении органов предварительного следствия прокурор обладает слабыми надзорными полномочиями. В действительности именно руководитель следственного органа и осуществляет функцию прокурора по надзору за исполнением закона органами предварительного следствия.
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Парламентская газета, N 241-242, 22.12.2001.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 06.02.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
3. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета, N 122, 08.06.2007.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" // "Российская газета", N 296, 30.12.2010.
5. Федеральный закон от 14.12.2015 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением" // Российская газета, N 284, 16.12.2015.
6. Васильев О.Л Поправки к Конституции и изменение роли прокурора в отечественном уголовном процессе//Закон, Из-во Закон. − Москва, №8. – 2017. − С. 46−59.
7. Попова Т.Ю. Изменение баланса полномочий прокурора и руководителя следственного органа // Вестник Кемеровского государственного университета. − 2015. − №2. − С. 200−203.