г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
ГРНТИ 14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
ГРНТИ 28.01 Общие вопросы кибернетики
В статье приведён анализ положительной и отрицательной обратной связи в процес-се профессионального образования, с точки зрения закона кибернетики об обратной связи. В результате анализа было выявлено, что свойствами положительной обратной связи обладает обучение, а отрицательной обратной связи – воспитание.
образовательная деятельность, обучение, воспитание, функции обратной связи
Введение
Важность образовательной деятельности в вопросах национальной безопасности трудно переоценить. На современном этапе развития национальная безопасность страны напрямую зависит от состояния её системы образования и неразрывно связана с ней. Образование формирует интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающий способность к выживанию в условиях международной конкуренции.
Реализация функций образовательного процесса обеспечивает формирование «человеческого капитала», качество которого обусловливает эффективность функционирования и развитие общества. Обеспечивая качественный человеческий капитал, образование тем самым потенциально является важнейшим фактором национальной безопасности общества, особенно в переходные периоды его развития, когда функция социализации в других социальных институтах уходит на задний план [6].
Возможные угрозы национальной безопасности, связанные с образовательным потенциалом страны, представлены шестью уровнями в таблице 1.
Таблица 1
Угрозы национальной безопасности, связанные с образовательным потенциалом страны
Как видно из определения, образование состоит из двух взаимосвязанных процессов – воспитания и обучения. Причём из них двоих воспитанию придаётся большее значение, так как в определении оно стоит на первом месте.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно–нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1, 3].
То есть воспитание прививает обучающемуся систему ценностей, направленных на благо человека, семьи, общества и государства. В данном случае целесообразно было бы распределить ценности в обратном порядке, так как человек является элементом семьи, общества и государства. А ценность системы априори выше ценности отдельного её элемента.
Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [1, 3].
Образование как система
Рассмотрим процесс образования, как систему. Конструктивный подход помогает исследователю построить систему путём выделения её из среды и основан на рассмотрении системы, определяемой её функцией. Наиболее простая модель системы «чёрный ящик» с определёнными функциями на входе и на выходе. То есть в данном случае система рассматривается, как преобразователь входных данных в выходные. Так системой можно назвать процесс решения любой задачи. При этом входами будут являться исходные данные, выходами результаты, а целью – правильное решение [4].
Представление системы в виде чёрного ящика показано на рис. 1.
Рисунок 1 – Представление системы в виде чёрного ящика
На рис. 1 x(t) – входное воздействие, y(t) – выходная функция, F(t) – элемент системы, u(t) – воздействие окружающей среды, а n(t) – взаимодействие элемента системы с окружающей средой. Все эти величины являются функциями от времени.
В процессе образования x(t) – входное воздействие представляет собой процесс воспитания и обучения обучающегося. Следовательно
x(t) = xв(t) + xо(t) (1)
Профессиональная деятельность выполняет роль выходной функции yк(t), представляя результаты обучения и воспитания в виде компетенции. Воздействие внешней среды сознательно исключено, так как не является предметом исследования данной статьи.
Процесс образования можно представить в виде схемы на рис. 2.
Рисунок 2 –Организация процесса профессионального образования
Данное представление достаточно условно, так как система образования представлена в виде «чёрного ящика», а сам обучающийся представлен в виде полирецепторного элемента, обладающего упругими, рефлексивными качествами, получающий на вход обучение и воспитание, а на выходе генерирующий компетенцию в виде профессиональную деятельности в интересах государства, общества, семьи и человека. Где процессом воспитания устанавливаются конечные цели обучающегося, а процессом обучения до обучающегося в доступной форме доводят алгоритмы достижения данных целей в ходе профессиональной деятельности.
В упрощённом виде процесс профессионального образования представлен на рис. 3.
Рисунок 3 –Организация процесса профессионального образования
Устойчивость системы образования
Важной характеристикой системы является её устойчивость – способность противостоять внешним воздействиям. Устойчивость системы характеризует её жизнеспособность [4].
Одним из условий устойчивости системы является наличие у неё обратных связей. Обратная связь – это процесс воздействия результатов функционирования элемента на поступающие воздействия [4].
Обратные связи бывают положительные и отрицательные. Обратная связь называется положительной, если она сохраняет тенденции происходящих в системе изменений выходного параметра, то есть направление управляющего воздействия совпадает с направлением изменений в системе. Пример функции положительной обратной связи представлен на рис. 4.
Рисунок 4 –Функция положительной обратной связи
Рисунок 5 –Функция отрицательной обратной связи
Положительная обратная связь используется для усиления эффекта развития системы в заданном направлении.
Обратная связь называется отрицательной, если она противодействует тенденциям происходящих в системе изменений выходного параметра. Пример функции отрицательной обратной связи представлен на рис. 5.
Отрицательная обратная связь используется для решения задач стабилизации в управлении.
В процессе обучения полученный на выходе результат (компетенция) сравнивается с эталонной (определённой квалификационными требованиями). Данная процедура происходит в результате текущего контроля успеваемости. Текущий контроль успеваемости осуществляется для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся, совершенствования методики проведения занятий [3].
Таким образом, текущий контроль, обозначим его zтк(t), является функцией обратной связи в процессе обучения.
Обратной связью в воспитании является педагогическая диагностика, обозначим её zпд(t). Она включает в себя диагностику качеств личности, поведения, отношений. Следует отметить, что она в значительной степени сопряжена с диагностикой психологических особенностей. В обычных условиях существования педагогического процесса производится постоянное, ежедневное выявление, анализ и оценка педагогически значимых характеристик объектов диагностики и учет их в педагогическом процессе. Из методов педагогической диагностики известны: беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент, контент-анализ, анализ результатов деятельности [5].
С учётом обратной связи по воспитанию и обучению система профессионального образования будет выглядеть следующим образом (рис. 6).
Рисунок 6 –Обратная связь в профессиональном образовании.
Теперь рассмотрим функции zтк(t) и zпд(t) в зависимости от направления их воздействия относительно тенденций, происходящих в системе профессионального образования.
Функция текущего контроля zтк(t) предназначена для повышения качества усвоения учебного материала и как следствие успеваемости обучающихся, значит она сонаправлена с тенденциями изменений, происходящих в системе профессионального образования при обучении. Можно сделать вывод о том, что эта функция представляет собой положительную обратную связь. Она представлена на рис. 7.
Функция педагогической диагностики zпд(t) предназначена для формирования личности воспитуемого в соответствии с идеальным образом специалиста, обладающего необходимыми моральными качествами для обладания формируемой компетенцией, значит она противодействует с негативным тенденциям изменений, происходящих в системе профессионального образования при воспитании. Можно сделать вывод о том, что эта функция представляет собой отрицательную обратную связь. Она представлена на рис. 8.
Рисунок 7 –Функция положительной обратной связи при обучении.
Рисунок 8 –Функция отрицательной обратной связи при воспитании
Заключение
На основании, изложенного в статье материала можно сделать следующие выводы.
- Представление образовательного процесса в виде системы позволяет использовать мощный формальный и методологический аппарат системного подхода.
- Образование можно представить в виде «чёрного ящика», а обучающегося в виде полирецепторного элемента, обладающего упругими, рефлексивными качествами и получающими на вход обучение и воспитание, а на выходе генерирующего компетенцию в виде профессиональную деятельности в интересах государства, общества, семьи и человека.
- Полноценное функционирование положительной обратной связи в обучении даёт прирост знаний, умений и навыков, необходимых в формировании компетенции.
- Функционирование отрицательной обратной связи в воспитании приближает моральные качества личности обучающегося к образцовым (идеальным), необходимым для полноценного формирования компетенции.
- Данные закономерности необходимо учитывать при проектировании основных образовательных программ учебных заведений страны.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273–ФЗ.
2. ГОСТ 19.701–90. ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения.
3. Руководство по организации и учету образовательной и методической деятельности ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (РОМД–2016) – СПб.: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2016. – 492с.
4. Бутырский Е.Ю. Основы теории систем. – СПб.: Петродворец, ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2006. – 600с.
5. Военная педагогика. Учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2015. – 640 с.
6. Шульга М.М. Образование как фактор безопасности в поликультурном регионе // Вестник южного научного центра РАН. – 2009. – Т.5. – №3. – с.120.