Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.15 Конституционное (государственное) право
Обеспечению соответствия решений и действий исполнительной власти федеральному законодательству должен содействовать парламентский контроль, в числе форм которого парламентский и депутатский запрос. Цель настоящего исследования – проанализировать практику парламентских и депутатских запросов посредством изучения имеющихся в открытом доступе материалов, используя функциональный, статистический, системный методы познания. Анализ имеющихся материалов позволил сделать вывод о незначительном количестве парламентских запросов, что ограничивает представительские и контролирующие функции Федерального Собрания РФ, снижает возможности для полноценной реализации заложенной в Конституции роли парламента РФ в политическом процессе. Пробелы в информации о депутатских запросах открывают возможности для использования этого инструмента парламентариями в лоббистских целях. В статье высказано предположение, что общее количество депутатских и парламентских запросов может увеличиться в 2020–2021 годах из-за подготовки к выборам в Государственную Думу РФ. При этом сохранится тематика депутатских и парламентских запросов, актуализированная предстоящими парламентскими выборами. Качественная информация о депутатских запросах будет доступна общественности, как и раньше, лишь по инициативе депутата Государственной Думы РФ и члена Совета Федерации РФ через средства массовой информации.
парламентский запрос, депутатский запрос, парламентский контроль, Совет Федерации, Государственная Дума, Федеральное Собрание РФ, депутат, средства массовой информации.
1. Зубарев А. С. Типы парламентских запросов палат Федерального Собрания Российской Федерации (к вопросу о необходимости интерпелляций) // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 5 (90). – С. 65–80.
2. Комаров С. А., Чепус А. В. Парламентский запрос как форма контроля деятельности Правительства Российской Федерации // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2015. – № 1–2 (136–137). – С. 18–22.
3. Карасев А. Т., Гиздатов А. Р. Парламентский контроль в системе государственного контроля в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 9 (58). – С. 34–38.
4. Конджакулян К. М., Арутюнян А. Р. Некоторые вопросы взаимодействия правительства и парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 4. – С. 37–41.
5. Медведева Т. П. Осуществление Советом Федерации отдельных контрольных полномочий // Современное право. – 2016. – № 12. – С. 45–49.
6. Нудненко Л. А. Проблемы правовой регламентации парламентского запроса// Конституционное и муниципальное право – 2020. – № 4. – С. 50–54.
7. Нудненко Л. А. К вопросу о правовом регулировании народовластия в России // Государство и право. – 2012. – № 7. – С. 13–21.
8. Парламентское право России : монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. – Москва: Издание Государственной Думы, 2013. – 398 с.
9. Чепус А. В. Парламентская ответственность Правительства: история вопроса // Наука. Общество. Государство. – 2019. – Т. 7. – № 3 (27). – С. 71–78.
10. Чепус А. В. Парламентская ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Многосоставные государства: опыт и перспективы развития : сборник Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. Д. Гулякова. – Пенза: Издательство ПГУ, 2019. – С. 161–177.