ТЕСТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: ОТ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ К ПРОВЕРКЕ ПОНИМАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты авторских исследований в области оценки сформированности компетенций обучающихся образовательных организаций высшего образования с применением тестовых технологий. Проведённый в русле педагогической квалиметрии анализ позволяет сделать выводы о высоком дидактическом потенциале единичных тестовых заданий с упорядочиванием ответов. Изучение особенностей применения тестовых технологий при формировании фондов оценочных средств по реализуемым образовательным программам высшего образования выявило преимущество указанного инструмента, выразившееся в виде возможности дифференцировать оценки в зависимости от дидактических целей теста и глубины контроля учебных достижений. В статье научно обосновано, что применение единичных тестовых заданий с упорядочиванием ответов, в отличие от других видов тестов (например, с единичным выбором, множественным выбором, установлением соответствия, установлением последовательности), предоставляет разработчику существенно больше возможностей в формировании оценочной шкалы и одновременно обеспечивает его более интересными для анализа результатами контроля успеваемости обучающихся. Авторами статьи получены первичные аналитические данные, при помощи которых могут быть рассчитаны количественные характеристики, позволяющие в совокупности с соответствующими критериями оценить успешность решения теста. Методом анкетирования слушателей, проходивших обучение по программе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Инновационные образовательные технологии», получены оценки различных видов тестовых заданий, подтверждено, что разработка тестов на основе единичных тестовых заданий с упорядочиванием ответов требует от преподавателей не только глубоких познаний в своём предмете, но и творческих способностей и общего кругозора. Даны рекомендации по внедрению тестовых технологий в образовательной среде.

Ключевые слова:
образовательный процесс, качество образования, компетентностный подход, педагогическая квалиметрия, фонд оценочных средств, тестовое задание, надёжность теста.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Ким В. С. Тестирование учебных достижений : монография. – Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007. – 214 с.

2. Попова Е. Д. Методы обработки мнений экспертов при оценке качества объектов // Вестник МГУП имени Ивана Фёдорова. – 2015. – № 6. – С. 67–71.

3. Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений обучающихся // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 1. – С. 66–81.

4. Булгаков О. М., Дедикова А. О. О применимости методологического аппарата теории надёжности к оценке качества тестов для проверки знаний // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2017. – № 4. – С. 214–221.

5. Баранова А. В., Ямпурин Н. П. Методы оценки надёжности информационных систем // Труды международного симпозиума «Надёжность и качество». – 2014. – Т. 1 – С. 13–15.

6. Острейковский В.А., Шевченко Е. Н., Микшина В. С. Количественная оценка риска в техногенной безопасности сложных динамических систем : монография / Итоги науки : избранные труды Международного симпозиума по фундаментальным и прикладным проблемам науки. – Москва: РАН, 2013. – Т. 1. – С. 12–31.

7. Булгаков О. М., Дедикова А. О. Математическая модель контроля безотказной работы теста для проверки знаний // Вестник Воронежского института МВД России. – 2018. – № 2. – С. 45–55.

8. Булгаков О. М. Совершенствование структуры компьютерных тестов / Новые информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста : межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 2. – Липецк: ЛГПИ, 1999. – С. 13–20.

9. Булгаков О. М., Ладыга А. И., Рябошапко О. Н. Интерпретация результатов контроля остаточных знаний с применением элементов корреляционного анализа и математической статистики // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2018. – № 2. – С. 33–37.

10. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Перспективы развития тестовых технологий – инструмента оценки качества образования при переходе к федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – 2009. – № 2. – С. 78–83.

Войти или Создать
* Забыли пароль?