сотрудник
, Россия
, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.07 Общая педагогика
Построение правильной траектории социализации как процесса приобщения людей к жизни в обществе является одним из самых важных вопросов современной педагогической науки. Особенно остро данная проблема стоит в образовательных организациях, осуществляющих подготовку несовершеннолетних граждан к военной и иной государственной службе, что подтверждается исследованиями отечественных авторов и педагогической практикой. Значимую роль в процессе социализации играет его начальный этап, когда происходит адаптация растущего человека к военизированной образовательной среде и освоение бывшим школьником совершенно новой социальной роли воспитанника. В статье актуализируется проблема социализации воспитанников в суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения. Отмечается недостаточное внимание в настоящее время со стороны научного сообщества к исследованиям социализационных процессов обучающихся суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов в целом и общеобразовательных организаций МВД России в частности. Анализируя научную литературу, учитывая место образовательной среды и значение ценностных установок воспитанников в данном процессе и исходя из общего понимания социализации, авторы выявляют некоторые факторы, препятствующие успешной социализации на начальном этапе обучения в довузовских образовательных организациях силовых структур: низкая компетентность педагога и воспитателя; дисбаланс между умственными, психическими и физическими нагрузками; неравномерность процесса перехода из статуса обычного школьника в статус воспитанника и др. Принимая во внимание отличия между общеобразовательными организациями МВД России и других силовых структур, авторы приходят к выводу об отсутствии единого системного подхода к изучению проблемы социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России и недостаточной научно-методической разработанности указанного направления.
социализация, социализированность, социальная адаптация, воспитанники суворовских военных училищ МВД России, начальный этап обучения.
1. Горелов А. А., Григорович Л. А., Румба О. Г. Детство как особая пространственно-временная субстанция приобщения растущего человека к миру взрослых (социализация и индивидуализация) в контексте основополагающих идей академика Д.И. Фельдштейна // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 4 (55). – С. 20–24.
2. Марин А. П., Румба О. Г., Харитонова А. Г. Особенности внутреннего и внешнего проявлений социализации воспитанников кадетской спортивной школы военного института физической культуры // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2016. – № 4. – С. 47–56.
3. Марин А. П. Характеристика социализированности воспитанников кадетской спортивной школы военного института физической культуры / Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию со дня рождения академика В.Л. Марищука / под ред. А.А. Обвинцева, В.Л. Пашута, Н.В. Романенко. – Ч. 3. – Санкт-Петербург: МО РФ ВИФК, Изд-во «Маматов», 2016.– С. 171–177.
4. Абрамов А. П. Социокультурная трансформация личности в условиях реформирования системы средних специализированных военно-учебных заведений : монография. – Москва: DirectMedia, 2014. – 424 с.
5. Ащепков В. Т. Кадеты: проблемы и перспективы социализации : монография / В.Т. Ащепков, С.В. Ткаченко. – Армавир: РИЦАГПА, 2010. – 156 с.
6. Румба О. Г., Марин А. П. Результаты анкетирования преподавателей довузовских образовательных учреждений МО РФ по выявлению эффективных средств социализация обучающихся / Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XX Международного научного конгресса. – Ч. 2. – Санкт-Петербург: ИПЦ Политехнического университета, 2016. – С. 742–746.
7. Румба О. Г., Марин А. П., Горелов А. А. О перспективах социализации кадетов средствами физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. – 2019. – № 1. – С. 75–80.
8. Корбаков В. В. Влияние патриотических традиций на воспитание выпускников суворовских военных училищ МВД России [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 2. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN219.pdf (дата обращения: 02.03.2020).
9. Поляков А. Ф. Осуществление ранней профессиональной ориентации на службу в органы внутренних дел на этапе комплектования переменного состава в суворовских военных училищах МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2018. – №4 (75). – С. 11–16.