, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье делается акцент на взаимосвязи между коммуникативной культурой взрослых (педагогов и родителей) и воспитанием свободы поведения дошкольников. Первая часть статьи посвящена педагогическим подходам к развитию у дошкольников коммуникативных способов речевого общения. Среди методов развития у детей диалогической речи, прежде всего, рассматриваются игры, в том числе словесные дидактические игры с парным взаимодействием. Показывается, что коммуникативное содержание таких игр реализуется через выполнение ребенком определенных игровых правил, осознаваемых как правил общения. Также обсуждается эффективность разыгрывания коммуникативных ситуаций как метод овладения детьми культурой общения со сверстниками. Подчеркивается, что сфера отношений полноценного общения и сотрудничества требует существенного обновления характера организации жизни детей в детском саду, построения условий для свободного, не стесненного инструкцией общения, для раскрепощения личности ребенка и личности взрослого. Далее в статье раскрываются возможности изобразительной деятельности для диалогического общения детей со сверстниками и педагогом. Рассматриваются особенности организации творческой художественной деятельности, когда дети создают свой продукт (рисунок, лепку, аппликацию, поделку) и желают узнать мнение о нем других людей – взрослых и детей. Такое обсуждение отличается от повседневного диалога своим содержанием, поскольку имеет художественную направленность на восприятие искусства и творческую деятельность. Показывается, что коммуникация в процессе совместного творчества детей возникает в силу объективной ситуации и разворачивается как желание детей к сотрудничеству, сотворчеству и сопереживанию. Заключительная часть статьи посвящена содержанию экспериментальной работы по поддержке коммуникативной культуры педагогов и родителей как первых трансляторов ребенку опыта здоровой коммуникации. В этой части статьи рассматривается ряд отечественных и зарубежных моделей коммуникации, показавших свою эффективность в работе с педагогами и родителями дошкольников. Даются пояснения важных элементов коммуникации, сопровождаемые примерами. Описывается применение игровых тренинговых упражнений с целью исследования и анализа педагогами и родителями своего опыта коммуникации. При этом в упражнениях делается акцент не только на вербальную коммуникацию. Предлагается также анализ взрослыми определенного типа контакта с ребенком: эмоционального, двигательного, игрового.
коммуникативная культура, синдром дискоммуникации, здоровая коммуникация, свобода поведения ребенка, эмоции, диалогическое общение, диалог, игра, правила этикета, базис личностной культуры, изобразительная деятельность, современные модели коммуникации
1. Трухин И.А. Конфликтная субкультура как массовая культура. // Народное образование, 2002, № 7, с.139-147.
2. Истоки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 5-е изд. — Москва : ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.
3. Арнаутова Е.П. Современные тенденции психолого-педагогической поддержки российского родительства // Материалы V1 Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 10-13 мая 2017г. / Под ред. Н.Е. Вераксы. – Москва : МГУ, 2017, с. 403-408.
4. Бреннен Линн. Деловой этикет (пер. с англ. Ю.О. Анохиной). – Москва : РИПОЛ классик, 2007. – 464 с.
5. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
6. Юрьева Н.М. Проблемы речевого онтогенеза: Производное слово. Диалог. – Москва : Академия гуманитарных исследований, 2006. – 488 с.
7. Базикова О.А. Игра как фактор развития диалога. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5 – С. 9–18.
8. Кузнецова О.О. Развитие коммуникативно-речевых умений старших дошкольников в совместной деятельности // Проблемы развития речи дошкольников и подготовка специалистов в условиях модернизации образования. Материалы международной научной конференции Института развития дошкольного образования и МПГУ / Под ред. О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной. – Москва : РАО, 2004. – С. 45–48.
9. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. – Москва : Ключ-С, 2014. – 341 с.
10. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – Москва : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
11. Дурова Н.В. Очень важный разговор. Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – Москва : Мозаика-Синтез, 2002. – 51 с.
12. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 223 с.
13. Цирульников А.М. Пути и проблемы дошкольного воспитания // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. – Москва : Педагогика, 1989. – С. 221–237.
14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – Москва : Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с.
15. Казакова Т.Г. Теория и методика детского изобразительного творчества. – Москва : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – Мозаика-Синтез, 2017. – 176 с.
17. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – Москва : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. – 144 с.
18. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – Москва : «Просвещение», 1965. – 216 с.
19. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенкоМосква Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер, худож. Г.А. Карасева. – Москва : АСТ, 2014. – 238 с.
20. Карабанова О.А. Метод конгруэнтной коммуникации // Игра в коррекции психического развития ребенка (уч. пособие). – Российское педагогическое агентство. – Москва : 1997, с. 56-70.
21. Ярлнес Э., Марчер Л. Модель Body-Knot. Инструмент для личностного развития, коммуникации и разрешения конфликтов (пер. с англ. А. Чумаковой) // Телесная психотерапия. Бодинамика: [пер. с англ.] / Ред.-сост. В.Б. Березкина-Орлова. – Москва : АСТ Москва, 2010. – С. 272–297.
22. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – C. 61–67.