Орел, Орловская область, Россия
В статье рассматриваются особенности построения процесса ознакомления младших школьников с научными методами познания (наблюдения, опыт) и их применение для получения новых знаний, решения учебно-практических и учебно-познавательных задач. Это направление образовательной деятельности обучающихся реализует метапредметные результаты обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также формирует у младших школьников основы естественно-научной функциональной грамотности. На базе авторского исследования определены принципы адаптации научных методов познания для использования в качестве способов организации учебной деятельности, выявлены основные этапы формирования у обучающихся умения использовать научные методы познания.
младшие школьники; естественно-научная функциональная грамотность; научные методы познания; наблюдение; опыт; национальные и международные исследования качества образования
1. Буряк В.К. Проблема познавательных умений учащихся // Среднее специальное образование. – 1989. – № 6. – С. 33–38.
2. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования. «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2017. – 64 с.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник. 2 кл. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 158 с.
4. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 320 с.
5. Кузнецова Л.М. Причины формализма знаний учащихся и пути его устранения // Химия в школе. – 1990. – № 3. – С. 16–18.
6. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
7. Состояние естественно-научного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA / А.Ю. Пентин, Г.С. Ковалёва, Е.И. Давыдова [и др.] // Вопросы образования. – 2018. – № 1. – С. 79–109.
8. Тимофеева Л.Л. Дидактические условия формирования у учащихся умений и навыков использования научных методов познания: дис. … канд. пед. наук. – Белгород, 2000. – 186 с.
9. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.
10. Формирование знаний и умений на основании теории поэтапного усвоения умственных действий / под. ред. П.Я. Гальперина. – М.: Изд-во МГУ, 1968. – 78 с.
11. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
12. How does PISA for Development measure scientific literacy? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.oecd.org/pisa/pisa-for-development/10-How-PISA-D-measures-science-literacy.pdf (дата обращения: 20.04.2020).