Минск, Беларусь
ГРНТИ 10.83 Уголовно-исполнительное право. Пенитенциария
В представленной статье излагается концепция готовности личности осужденного к правопослушному образу жизни, положения которой дают теоретические основания для диагностики такой готовности и определения системы психолого-педагогических задач по ее формированию в исправительном процессе. В концепции представлено общее понимание и основные составляющие готовности личности к правопослушному образу жизни; сферы жизнедеятельности, применительно к которым она должна быть сформирована; система образующих ее психологических свойств, существенных в детерминации правомерного поведения и образа жизни в целом. Автор приходит к выводу о том, что готовность осужденного к правопослушному образу жизни представляет собой систему психологических свойств личности, которые выступают внутренними предпосылками осуществления социально адаптированной жизнедеятельности, не допуская противоправных деяний. В ней можно выделить три основные составляющие: 1) мотивационно-волевая настроенность вести правопослушный образ жизни, представляющая собой наличие стремлений наладить такой образ жизни, сочетаемых с волевыми установками их реализовать, соблюдая самодисциплину; 2) подготовленность к правомерному решению жизненных задач, обеспечению удовлетворения своих потребностей и законных интересов как система оценочных и руководящих представлений, трудовых и социальных знаний, умений и способностей; 3) антикриминальная устойчивость, выражающая неприятие противоправных способов действий и установку противостоять криминогенным воздействиям и обстоятельствам. Основными сферами жизнедеятельности, применительно к которым необходимо формирование готовности действовать правомерно и социально адаптированно являются: сфера материального обеспечения жизни; сфера взаимодействия с другими людьми; сфера исполнения юридически установленных обязанностей; сфера досуга и развлечений. Применительно к каждой сфере необходимо формирование не только готовности к правомерному поведению и решению жизненных задач законным способом, но и устойчивость против совершения противоправных деяний и девиантных поступков, несущих риск совершения таких деяний. Психологическая сущность готовности осужденного к правопослушному образу жизни представляет собой систему психологических свойств личности, выступающих существенными в детерминации правопослушной жизнедеятельности в условиях свободы.
готовность осужденного к правопослушному образу жизни, личность осужденного, исправление осужденных, психологические свойства личности осужденных, социальная реадаптация осужденных, оценка результатов исправления осужденных, психолого-педагогические задачи в исправлении сужденных.
1. Пастушеня А. Н. Формирование готовности осужденного к правопослушному образу жизни как цель исправительного процесса // Социально-психологическая реабилитация осужденных: эффективные модели работы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск : РИВШ БГУ, 2003. С. 3–12.
2. Гернет М. Н. В тюрьме: очерки тюремной психологии : 2-е изд., доп. Харьков : Юридическое изд-во Украины, 1930. 263 с.
3. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. М. : Региональная гражданская инициатива – право на жизнь и гражданское достоинство, 2011. 295 с.
4. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология : учебник / под ред. К. К. Платонова. М. : Академия МВД СССР, 1974. 426 с.
5. Исправительно-трудовая психология : учеб. пособие / под ред. А. Д. Глоточкина, К. Е. Игошева, К. К. Платонова. Рязань : РВШ МВД СССР, 1985. 356 c.
6. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии : учеб. пособие / под ред. С. Н. Пономарева. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2001. 536 с.
7. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность : монография. М. : Академия управления МВД России, 2000. 269 с.
8. Стуканов В. Г. Исправительная психокоррекция личности преступника. Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2014. 179 с.
9. Пастушеня А. Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 1998. 207 с.
10. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2003. 512 с.
11. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 320 с.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл ; Академия, 2005. 352 с.
13. Ломов Б. Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 19–33.
14. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М. : ИНФРА-М, 1998. 528 с.
16. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. М. ; Спб. : Алетейя, 2003. 272 с.
17. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. : Смысл, 2001. 416 с.
18. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. М. : Институт психологии РАН, 2006. 622 с.
19. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М. : Наука, 1983. 205 с.
20. Пастушеня А. Н. Уровни психической регуляции социального поведения индивида и их учет в психологическом анализе преступления // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2010. № 2(20). С. 152–156.
21. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М. : ИНФРА-М ; Форум, 1998. 216 с.
22. Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. М. : ИНФРА-М, 2010. 159 с.
23. Ратинов А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования : сб. науч. тр. Всесоюз. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. М. : Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. С. 3–33.
24. Пастушеня А. Н. Антикриминальная устойчивочть личности: структурно-содержательный аспект // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 31–40.
25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб. : Питер ; М. : Смысл, 2003. 860 с.