сотрудник
, Россия
сотрудник
, Россия
сотрудник
аспирант
ГРНТИ 68.41 Ветеринария
Нематоды Toxocara cati широко распространены у кошек и являются возбудителем зооноза. Профилактика распространения инвазионных яиц токсокар в окружающей среде является первостепенной задачей и включает в себя своевременную терапию токсокароза у кошек. Цель исследования. Изучить эффективность применения пирантела эмбоната у домашних и бездомных котят с подтвержденным кишечным токсокарозом и с отрицательным результатом исследования фекалий на гельминтозы. Материалы и методы. В опытные группы подобрали 44 котенка в возрасте до 10 месяцев. Копроовоскопическое исследование проводили флотационным методом с раствором нитрата натрия (плотностью 1,34 г/см3) с включением этапа центрифугирования. Котята всех групп были обработаны антигельминтиком, содержащим пирантел эмбонат. Повторную копроовоскопию провели на 10-е и 30-е сутки после дегельминтизации. Результаты. Пирантел эмбонат показал 100%-ю эффективность против кишечного токсокароза в группах и домашних, и безнадзорных котят. В группе котят, подобранных с улицы или рожденных в условиях приютов, не имеющих яиц токсокар в фекалиях по результатам исследования, был отмечен выход нематод с фекалиями после дачи антигельминтного препарата. У 1-го котенка определены 3 самца, у двух других ‒ молодые нефертильные самки и самцы (всего 15 штук), поэтому не было выделения яиц в фекалиях. Выводы. У безнадзорных котят до года рекомендуется проводить дегельминтизацию пирантелом эмбонатом независимо от результатов копроовоскопического исследования, что позволит предотвратить распространение яиц возбудителя во внешней среде и накопление личинок в тканях животных.
токсокароз, котята, пирантел эмбонат, терапия, профилактика
Сокращения: ИИ ― интенсивность инвазии, МТ ― масса тела, ЭИ ― экстенсивность инвазии
Введение
Toxocara canis и T. cati являются распространенными нематодами псовых и кошачьих. Клинические симптомы зависят от ИИ, сроков после заражения и возраста хозяина, при этом больше всего поражаются животные в возрасте до шести месяцев [9]. Локализация данных паразитов у дефинитивных хозяев ― желудочно-кишечный тракт, а точнее ― тонкий кишечник. Однако представители рода Toxocara обладают уникальной особенностью ― сложной миграцией в цикле своего развития и не только у дефинитивных, но также и в организме широкого круга промежуточных (паратенических) хозяев. Эта особенность обусловливает их эпидемиологическое значение ― возможность заражения человека как тупикового хозяина, вызывая синдром «larvae migrans». Токсокароз сейчас является одним из наиболее распространенных зоонозов в мире [6].
Заражение человека происходит при проглатывании этиологического агента ― инвазионных яиц Toxocara spp. [6]. В России у кошек T. cati встречается в 15…55,2 % случаев [1, 2], у бездомных кошек ЭИ достигает 91 % [5]. При этом остается открытым вопрос о степени патогенного значения T. cati в патологии человека [3]. В качестве профилактики важна своевременная диагностика и эффективная терапия, направленная на то, чтобы не допустить контаминации окружающей среды, дальнейшего распространения паразитарных агентов, заражения животных и человека.
Цель исследования
Изучить эффективность пирантела эмбоната у домашних и безнадзорных котят как с подтвержденным кишечным токсокарозом, так и с отрицательным результатом исследования фекалий.
Материалы и методы
Работа проводилась на базе ВНИИП ‒ филиал ФГБНУ ФНЦ ВИЭВ РАН с февраля по август 2019 года.
В исследование включили 44 котенка в возрасте до 10 месяцев. Все животные были подвергнуты клиническому осмотру. Были взяты пробы фекалий на паразитологическое исследование. Материал в лабораторию доставляли в индивидуальных контейнерах. Копроовоскопию проводили флотационным методом с раствором нитрата натрия (плотностью 1,34 г/см3) с этапом центрифугирования.
Животных разделили на группы в соответствии с местом обитания и результатами копрологического исследования:
ü 1-я группа ― котята, рожденные в домашних условиях от домашних кошек с положительным результатом исследования на яйца токсокар в кале (n=4);
ü 2-я группа ― котята, рожденные в домашних условиях от домашних кошек, не имеющие пропагативных стадий паразитов в кишечнике (n=15);
ü 3-я группа ― котята, подобранные с улицы или рожденные в условиях приютов с положительным результатом исследования на яйца токсокар в кале (n=11);
ü 4-я группа ― котята, подобранные с улицы или рожденные в условиях приютов, не имеющие пропагативных стадий паразитов в кишечнике (n=14).
Котята всех групп были обработаны антигельминтиком, содержащим 20 мг празиквантела и 230 мг пирантела эмбоната. На котенка с МТ до 1 кг требуется 57,5 мг пирантела эмбоната, до 2 кг ― 115 мг пиранела эмбоната согласно инструкции производителя.
Мониторинг состояния животных проводили ежедневно во всех группах в течение 30 дней. Повторные копроовоскопические исследования были выполнены на 10-е и 30-е сутки после дегельминтизации. Весь период опыта животные содержались в стандартных условиях и получали одинаковый корм промышленного производства
Результаты и обсуждение
Все инвазированные кишечными токсокарами домашние котята (1-я группа) на 10-й день после дачи препарата освободились от нематод и при исследовании фекалий показали отрицательный результат, сохранившийся и на 30-й день исследования (табл.).
Домашние котята из 2-й группы сохраняли стабильный отрицательный результат на протяжении всего исследования.
Результаты копроовоскопического исследования фекалий котят на фоне терапии
Results of coproovoscopic examination of feces of kittens during therapy
Группа |
Число положительных проб (n) / ЭИ (%) на день исследования |
||
0 |
10-й |
30-й |
|
1 |
4 / 100 |
0 / 0 |
0 / 0 |
2 |
0 /0 |
0 / 0 |
0 / 0 |
3 |
11 / 100 |
5 / 45,5 |
0 / 0 |
4 |
0 / 0 |
0 / 0 |
0 / 0 |
У 5 безнадзорных котят с T. cati в кишечнике (3-я группа), на 10-й день после дачи препарата были обнаружены яйца в фекалиях. Было принято решение о повторной даче пирантела эмбоната, и 100%-я эффективность была достигнута к 30-у дню опыта.
Котята из 4-й группы при исследовании фекалий также стабильно показывали отрицательный результат на протяжении всего исследования. Однако при ежедневных осмотрах безнадзорных котят у 3-х из них был обнаружен выход нематод с фекалиями со 2-го по 6-й день после дачи препарата. Нематоды идентифицированы как Toxocara cati: у 1-го котенка определены 3 самца (рис. 1); у двух других ― молодые нефертильные самки (9 шт.) и самцы (6 шт.). Следовательно, данные особи не выделяли яиц, которые служат диагностическим маркером при копроовоскопии (рис. 2).
Рис. 1. Хвостовой конец самца T. cati, видны спикулы. Нативный препарат. Ок. 10, об. 4
Fig. 1. The tail end of the male T. cati, spicules are visible. Native preparation. Oс. x10, l. 4
Рис. 2. Яйца нематоды T. cati в фекалиях. Нативный препарат. Ок. 10, об. 20
Fig. 2. The eggs of the nematode T. cati in feces. Native preparation. Oс. 10, l. 20
Таким образом, ЭИ среди котят составила 40,9 %: домашние котята инвазированы в 21 % случаев, а безнадзорные ― в 52 %. В период проведения опыта отклонений в клиническом состоянии у животных не наблюдали.
Заражение человека токсокарозом возможно из окружающей среды, где первостепенное значение имеет почва, контаминированная фекалиями инвазированных животных, а также при контакте с плотоядными, когда инвазионные яйца сохраняются на шерсти и лапах [4, 6]. Интересно отметить, что согласно исследованию Panova и Khrustalev (2018), на территории России яйца вида T. cati встречались в 1,5 раза чаще, чем яйца T. canis, а их количество было в 3 раза больше, чем количество яиц T. canis [4]. Полученные данные согласуются с результатами исследователей в Японии Uga et al. (1989): яйца T. cati обнаруживались чаще, чем яйца T. canis [10].
ЭИ T. cati у плотоядных различается, но сохраняется на высоком уровне в популяции кошек: от 8,3 % (Крит, Греция) до 44,0 % (Иран). В нашем исследовании ЭИ токсокарами котят составила в общем 40,9 %: у домашних ― 21 %, у бездомных ― 52 %. Полученные данные подтверждают сохранение высоких показателей ЭИ в популяции котят. По нашему мнению, различие результатов, полученных у домашних и бездомных котят, свидетельствует о том, что в популяции бездомных животных передача личинок токсокар от матери потомству более вероятна, нежели у домашних особей.
Пирантел эмбонат обладает широким антигельминтым спектром действия против нематод, включая T. cati, вызывая необратимый паралич и контрактуру мышц гельминта. Максимальная концентрация пирантела эмбоната в плазме крови отмечается через 2…4 ч. Время выведения пирантела эмбонат из организма с фекалиями и мочой составляет 24 ч [7].
Эффективность пирантела эмбоната была продемонстрирована в серии работ. В работе Reinemeyer и DeNovo (1990) препарат в виде такой лекарственной формы, как паста, имел 99,7%-ю эффективность в отношении Toxocara sp., а гранулированный состав показал эффективность 99,9 %. Никаких токсических эффектов ни у одного препарата не было отмечено [7]. В опыте Ridley с соавт. (1991) три группы из 10 котят получали пирантел памоат из расчета 100 мг/кг в течение 3 дней подряд. Неблагоприятные эффекты не наблюдались у котят после введения высокой дозы пирантела памоата [8]. В нашем опыте токсические эффекты после применения пирантела эмбоната также отсутствовали.
Зная сложный путь развития токсокар в организме кошки (осуществление длительной миграции, лактогенную передачу от матери к потомству и длительное сохранение личинок в тканях самки), необходимо проводить дегельминтизацию уличных котят до года независимо от результата копроовоскопического исследования. Это позволит предотвратить распространение яиц возбудителя во внешней среде и накопление личинок в тканях животных [2].
Выводы
Пирантел эмбонат показал 100%-ю эффективность в группах и домашних и бездомных котят, инвазированных токсокарами. Полученные данные для бездомных котят свидетельствуют, что передача в популяции бездомных животных личинок токсокар от матери потомству более вероятная, нежели у домашних особей. У безнадзорных котят до года рекомендуется проводить дегельминтизацию независимо от результатов копроовоскопического исследования.
Конфликт интересов
О конфликте интересов не сообщается.
1. Курносова, О.П. Распространение токсокарозной инвазии у домашних собак и кошек в городе Москва / О.П. Курносова, И.М. Одоевская // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. – 2017. – №4. – С. 30-34.
2. Панова, О.А. Токсокароз плотоядных: методы диагностики и биоэкологические аспекты развития возбудителей в условиях мегаполиса / О.А. Панова: дисс. кандидата биологических наук: 03.02.11-паразитология 15.06.2016, М., 2016. –184 с.
3. Панова, О.А. Эпидемические аспекты токсокароза животных в условиях мегаполиса / О.А. Панова, И.Г. Гламаздин, С.Э. Спиридонов // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. – 2015. – №3. – С. 39-41.
4. Панова, О.А. Изучение контаминации лап собак и обуви людей яйцами паразитических нематод / О.А. Панова, А.В. Хрусталев // Российский паразитологический журнал. – 2019 – Т. 13 – Вып. №1. – С. 23-30.
5. Пешков, Р.А. Гельминтофауна собак и кошек в условиях г. Москвы / Р.А. Пешков // Материалы докладов научной конференции ВИГИС «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями». – 2007. – Вып.8. – С. 277-278.
6. Ma, G. Human toxocariasis / G. Ma, C.V. Holland, T. Wang, A. Hofmann, C.-K. Fan, R.M. Maizels, P.J. Hotez, R.B. Gasser, 2017. Режим доступа http://dx.doi.org/10.1016/S1473-3099(17)30331-6.
7. Reinemeyer, C.R. Evaluation of the efficacy and safety of two formulations of pyrantel pamoate in cats / C.R. Reinemeyer, R.C. DeNovo // Am J Vet Res. – 1990. – No. 51(6). – pp. 932-934.
8. Ridley, R.K. The efficacy of pyrantel pamoate against ascarids and hookworms in cats / R.K. Ridley, K.S. Terhune, D.E. Granstrom // Vet Res Commun. – 1991. – No. 15(1). – pp. 37-44. DOI: 10.1007/bf00497788.
9. Sprent, J.F.A. Observations on the systematics of ascaridoid nematodes / J.F.A. Sprent / In: Stone, A.R., Platt, H.M., Khalil, L.F. (Eds). Concepts in nematode systematics. 368 Systematics Association Special Volume. Academic Press, London, England. – 1983. – pp. 303-319.
10. Uga, S. Prevalence of Toxocara species eggs in the sandpits of public parks in Hyogo Prefecture, Japan / S. Uga, T. Matsumura, N. Aoki, N. Kataoka // Jpn. J. Parasitol. – 1989. – No. 38. – pp. 280-284.