ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена истории развития трубопроводного транспорта, его роли и значении в жизни общества и экономике страны. Трубопроводный транспорт в России является важнейшим стратегическим видом транспорта. Рассматриваются преимущества и недостатки магистральной трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Ключевые слова:
транспорт, трубопроводный транспорт, перевозка нефти и нефтепродуктов, протяженность магистрального трубопроводного транспорта, добыча, экспорт и переработка нефти
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Российская Федерация – крупнейший экспортер минеральных ресурсов.

В соответствии с официальными статистическими данными в 2018 г. в товарной структуре экспорта России преобладали минеральные продукты и составили 64,8%. Это дало возможность стране привлечь 292 млрд долл. США, что равнялось 2/3 поступлениям от всего экспорта страны [1, с. 511].

Структура выпуска по отраслям экономики показывает, что добыча полезных ископаемых стабильно занимает третью позицию, уступая лишь обрабатывающей отрасли и рознично-оптовой торговле [1, с. 190−191].

Согласно консолидированному бюджету Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов налоги за пользование природными ресурсами формируют наибольшую доходную часть, равную 5,9% к ВВП. 

В настоящее время на территории России добываются 18,8% угля в мире, 7,9% нефти, 5,6% природного газа и многие другие полезные ископаемые [2, с. 163−168].

В I квартале 2020 г. в России добыто 140,1 млн т нефти, из которых на экспорт было направлено 63,1 млн т. Доля экспорта в добыче составила 45% [3].

Трубопроводный транспорт в России является важнейшим видом транспорта, с помощью которого осуществляется транспортировка сырой нефти, природного и попутного газа. По итогам 2018 г. по трубопроводному транспорту осуществлена перевозка 1169 млн т груза: 566,4 млн т газа, 561 млн т нефти и нефтепродуктов на 41,8 млн т.

История создания трубопроводного транспорта нефти в России связана со строительством в 1878 г. по проекту В.Г. Шухова инженерно-технического сооружения диаметром 76 мм и длиной 9 км, с помощью которого осуществлялась транспортировка углеводородов до 1300 т в сутки. Первый нефтепровод Российской империи доставлял нефть с Балаханского месторождения до заводов Чёрного города (г. Баку, Азербайджан).

Эффективность трубопровода способствовала развитию инфраструктуры данного вида транспорта, появлению новых заказов на строительство и созданию научных методик по инженерному проектированию и строительству трубопроводных сетей. В результате к 1883 г. общая протяженность нефтеперекачивающих линий составила 96 км, к 1895 г. – 317 км, что положило начало зарождения нефтяной промышленности в России и дальнейшего развития технологий в данной области.

Стоит отметить, что перегруженность железных дорог в южных нефтеносных регионах, таких как Баку, Грозный, Майкоп, и сложность транспортировки нефти по ней также послужили причиной строительства и развития трубопроводного транспорта.

Первый крупный российский магистральный нефтепровод Грозный-Туапсе в 1928 г. позволил доставлять нефть с Грозненских нефтепромыслов в порты Черного моря и выйти на экспорт в юго-западном направлении.

Нефтепровод Гурьев-Орск в 1935 г. соединил Эмбинские нефтяные промыслы (Казахстан) с Орским нефтеперерабатывающим заводом (Россия, Оренбургская область), что способствовало развитию топливно-энергетического комплекса страны.

К началу Великой Отечественной войны общая протяженность нефтяных трубопроводов составила 3600 км.

В послевоенный период дальнейшее развитие нефтетранспортной инфраструктуры способствовало экономическому росту Советского Союза. После войны начался рост удельного веса трубопроводного транспорта в перевозках грузов [4, с. 12]. Были построены новые инженерно-технические сооружения, такие как Туймазы-Омск-Новосибирск-Иркутск протяженностью 3662 км, Альметьевск-Пермь, Альметьевск-Горький, Горький-Рязань, Рязань-Москва.

Большим событием в экономике СССР стало строительство в 1964 г. трансъевропейского нефтепровода «Дружба» протяженностью 5500 км, связывающей месторождения Татарстана с восточно-европейскими потребителями.

В связи с открытием месторождений нефти в Западной Сибири были построены и введены в эксплуатацию новые объекты. В частности, в 1965 г. трубопровод Шаим-Тюмень, 1967 г. – Усть-Балык – Омск, 1969 г. – Нижневартовск – Усть-Балык.

Перед распадом Советского Союза общая протяженность трубопроводных сетей страны составляла 70 тыс. км, обслуживанием и эксплуатацией которых занимались 16 управлений под руководством Главного управления Главтранснефти.

Протяженность магистрального трубопроводного транспорта современной России показана на рис. 1 [5, с. 476].

В настоящее время 91% перевозки нефти и нефтепродуктов в мире осуществляется через трубопроводный транспорт. Об этом свидетельствуют статистические данные [6], представленные в табл. 1.

Таблица 1

Перевозка нефти и нефтепродуктов

Вид транспорта

1960 г.

1965 г.

1970 г.

1975 г.

1980 г.

млн т

%

млн т

%

млн т

%

млн т

%

млн т

%

Ж/д

36,5

22,3

50,3

18,7

59,6

15,0

59,3

11,0

37,7

6,0

Морской

9,5

5,8

11,5

4,2

17,1

4,3

15,1

2,8

17,3

2,7

Трубопроводный

115,4

70,6

205,3

76,2

314,6

78,9

458,0

85,2

574,0

90,9

 

Около 60% нефти экспортируется морским путем через порты России. Транспортировка российской нефти также осуществляется по системе магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» и частично по железной дороге.

В табл. 2 представлены объемы перевозки отечественной нефти и нефтепродуктов по основным направлениям, свидетельствующие о высоких показателях доставки углеводородов морским видом транспорта [7].

Таблица 2

Объемы поставок российской нефти в распределении по основным маршрутным направлениям

Направление

Маршрут

Вид транспорта

Объем экспорта, млн т

2011

2012

2013

2014

2015

Запад

Усть-Луга

Морской порт

0

11,5

17,2

14,3

17,6

Приморск

Морской порт

66,6

64,4

50,6

41,9

45,1

Андреаполь-Полоцк

Нефтепровод

н/д

7,2

3,0

3,1

3,9

Самара-Унеча

Нефтепровод

н/д

81,5

95,0

92,2

97,1

Восток

Россия-Казахстан-Китай

Нефтепровод

6.6

6,0

7,1

7,0

н/д

Козьмино

Морской порт

15,2

16,3

21,3

24,9

30,4

Де-кастри

Морской порт

7,8

н/д

н/д

7,6

н/д

Порты Сахалина

Морской порт

н/д

н/д

н/д

5,3

н/д

Сковоромордино-Мохэ

Нефтепровод

15,0

15,1

15,8

15,6

16,0

Юг

Новороссийск, Туапсе

Морской порт

35,0

32,0

30,9

26,9

26,7

Север

Варандей

Морской порт

3,9

3,1

5,4

5.9

6,0

 

В табл. 3 приведены данные по добыче и переработке нефти, а также объем экспорта [8].

Таблица 3

Энергетическая статистика России по добыче, экспорту и переработке нефти

 

Единица измерения

Ноябрь, 2015

Декабрь, 2015

Январь, 2016

Февраль, 2016

Март, 2016

Апрель, 2016

Добыча

млн т

44,1

45,7

46,1

43,1

46,1

44,3

Экспорт

млн т

20,1

20,2

20,9

20,0

21,8

22,4

Переработка

млн т

23,8

25,2

23,9

22,3

23,5

21,8

 

В связи со снижением добычи нефти ее экспорт на февраль 2016 г. существенно снизился до 20 млн тонн в день.

Заметим, что уменьшение добычи и торговли российским сырьем связано с выходом на международную арену сланцевой нефти США и созданием технологий получения сжиженного природного газа [9].

Динамика объемов экспорта российской нефти показана на рис. 2.

К основным преимуществам использования магистральной трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов относятся:

  • возможность прокладки трубопровода в любом направлении, учитывая местность и характер окружающей среды;
  • непрерывная поставка полезных ископаемых потребителям по максимально возможному кратчайшему пути;
  • существенная доля автоматизации технологического процесса;
  • повышенная надежность и упрощенность эксплуатации.

К недостаткам применения данного стратегического вида транспорта следует отнести, прежде всего, большие первоначальные затраты и длительную окупаемость инвестиционных проектов. Сложность проектирования и создания новых ответвлений магистральных трубопроводов также являются его слабым местом [10].

Для улучшения сложившейся ситуации необходимо принять определенные меры, разработать новые подходы и решения. Реализация намеченных проектов и перспектив развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов позволит решить следующие задачи:

− во-первых, переход от системы транзитной перекачки нефти к параллельному развитию портовой и внутренней инфраструктуры;

− во-вторых, позволит улучшить трубопроводную логистику в восточном направлении, позволяющую соединить сибирские нефтяные запасы со странами-потребителями тихоокеанского региона;

− в-третьих, создание и внедрение новой технологии разработки высоковязкой нефти, а также снижение технологических потерь при транспортировке углеводородов.

Таким образом, сложившаяся система трубопроводного транспорта нефти, начало которой положено в конце XIX в. и испытавшая значительный прогресс в развитии в советский период, ставшая экономическим базисом для создания топливно-энергетического комплекса современной России и основным источником денежных поступлений, на сегодняшний день испытывает временный спад и нестабильность и требует значительных инноваций.

Список литературы

1. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб./Росстат. − Mосква, 2019. − 549 с.

2. Россия и страны мира. 2018: Стат.сб./Росстат. − Mосква, 2018. – 375 c.

3. О рынке нефтив I квартале 2020 года.Добыча и экспорт нефти сырой, включая газовый конденсат природный[Электронный ресурс] // gks.ru: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/98.htm(дата обращения: 08.06.2020).

4. Паршина Л.Н., Богданов Н.В. История развития транспорта в послевоенные годы в СССР[Текст] /Л.Н.Паршина, Н.В.Богданов // Журнал исторических исследований. − 2019. Т. 4. − № 2. − С. 10−13.

5. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат.сб./Росстат. − Москва, 2019. – 708 с.

6. АК «Транснефть»[Электронный ресурс] // Трубопроводный транспорт нефти. URL: https://www.transneft.ru/u/journal_file/981/ttn_08-2019_web_144dpi.pdf (дата обращения: 30.04.2020).

7. Аналитический центр Минэнерго России [Электронный ресурс]// URL: https://minenergo.gov.ru/node/1206(дата обращения: 30.04.2020).

8. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. Развитие транспортировки нефти. Энергетический бюллетень май 2016 [Электронный ресурс] // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/9072.pdf. (дата обращения: 30.04.2020).

9. Институт энергетических исследований РАН[Электронный ресурс] //Нетрадиционная нефть: Технологии, Экономика, Перспективы. URL: https://www.eriras.ru/files/unconventional_oil_2019.pdf (дата обращения: 30.04.2020).

10. Коршак А.А., Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. [Текст] / А.А.Коршак, А.М. Шаммазов. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2001. – 544 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?