Россия
студент
студент
Данная статья посвящена истории развития трубопроводного транспорта, его роли и значении в жизни общества и экономике страны. Трубопроводный транспорт в России является важнейшим стратегическим видом транспорта. Рассматриваются преимущества и недостатки магистральной трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов.
транспорт, трубопроводный транспорт, перевозка нефти и нефтепродуктов, протяженность магистрального трубопроводного транспорта, добыча, экспорт и переработка нефти
Российская Федерация – крупнейший экспортер минеральных ресурсов.
В соответствии с официальными статистическими данными в 2018 г. в товарной структуре экспорта России преобладали минеральные продукты и составили 64,8%. Это дало возможность стране привлечь 292 млрд долл. США, что равнялось 2/3 поступлениям от всего экспорта страны [1, с. 511].
Структура выпуска по отраслям экономики показывает, что добыча полезных ископаемых стабильно занимает третью позицию, уступая лишь обрабатывающей отрасли и рознично-оптовой торговле [1, с. 190−191].
Согласно консолидированному бюджету Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов налоги за пользование природными ресурсами формируют наибольшую доходную часть, равную 5,9% к ВВП.
В настоящее время на территории России добываются 18,8% угля в мире, 7,9% нефти, 5,6% природного газа и многие другие полезные ископаемые [2, с. 163−168].
В I квартале 2020 г. в России добыто 140,1 млн т нефти, из которых на экспорт было направлено 63,1 млн т. Доля экспорта в добыче составила 45% [3].
Трубопроводный транспорт в России является важнейшим видом транспорта, с помощью которого осуществляется транспортировка сырой нефти, природного и попутного газа. По итогам 2018 г. по трубопроводному транспорту осуществлена перевозка 1169 млн т груза: 566,4 млн т газа, 561 млн т нефти и нефтепродуктов на 41,8 млн т.
История создания трубопроводного транспорта нефти в России связана со строительством в 1878 г. по проекту В.Г. Шухова инженерно-технического сооружения диаметром 76 мм и длиной 9 км, с помощью которого осуществлялась транспортировка углеводородов до 1300 т в сутки. Первый нефтепровод Российской империи доставлял нефть с Балаханского месторождения до заводов Чёрного города (г. Баку, Азербайджан).
Эффективность трубопровода способствовала развитию инфраструктуры данного вида транспорта, появлению новых заказов на строительство и созданию научных методик по инженерному проектированию и строительству трубопроводных сетей. В результате к 1883 г. общая протяженность нефтеперекачивающих линий составила 96 км, к 1895 г. – 317 км, что положило начало зарождения нефтяной промышленности в России и дальнейшего развития технологий в данной области.
Стоит отметить, что перегруженность железных дорог в южных нефтеносных регионах, таких как Баку, Грозный, Майкоп, и сложность транспортировки нефти по ней также послужили причиной строительства и развития трубопроводного транспорта.
Первый крупный российский магистральный нефтепровод Грозный-Туапсе в 1928 г. позволил доставлять нефть с Грозненских нефтепромыслов в порты Черного моря и выйти на экспорт в юго-западном направлении.
Нефтепровод Гурьев-Орск в 1935 г. соединил Эмбинские нефтяные промыслы (Казахстан) с Орским нефтеперерабатывающим заводом (Россия, Оренбургская область), что способствовало развитию топливно-энергетического комплекса страны.
К началу Великой Отечественной войны общая протяженность нефтяных трубопроводов составила 3600 км.
В послевоенный период дальнейшее развитие нефтетранспортной инфраструктуры способствовало экономическому росту Советского Союза. После войны начался рост удельного веса трубопроводного транспорта в перевозках грузов [4, с. 12]. Были построены новые инженерно-технические сооружения, такие как Туймазы-Омск-Новосибирск-Иркутск протяженностью 3662 км, Альметьевск-Пермь, Альметьевск-Горький, Горький-Рязань, Рязань-Москва.
Большим событием в экономике СССР стало строительство в 1964 г. трансъевропейского нефтепровода «Дружба» протяженностью 5500 км, связывающей месторождения Татарстана с восточно-европейскими потребителями.
В связи с открытием месторождений нефти в Западной Сибири были построены и введены в эксплуатацию новые объекты. В частности, в 1965 г. трубопровод Шаим-Тюмень, 1967 г. – Усть-Балык – Омск, 1969 г. – Нижневартовск – Усть-Балык.
Перед распадом Советского Союза общая протяженность трубопроводных сетей страны составляла 70 тыс. км, обслуживанием и эксплуатацией которых занимались 16 управлений под руководством Главного управления Главтранснефти.
Протяженность магистрального трубопроводного транспорта современной России показана на рис. 1 [5, с. 476].
В настоящее время 91% перевозки нефти и нефтепродуктов в мире осуществляется через трубопроводный транспорт. Об этом свидетельствуют статистические данные [6], представленные в табл. 1.
Таблица 1
Перевозка нефти и нефтепродуктов
Вид транспорта |
1960 г. |
1965 г. |
1970 г. |
1975 г. |
1980 г. |
|||||
млн т |
% |
млн т |
% |
млн т |
% |
млн т |
% |
млн т |
% |
|
Ж/д |
36,5 |
22,3 |
50,3 |
18,7 |
59,6 |
15,0 |
59,3 |
11,0 |
37,7 |
6,0 |
Морской |
9,5 |
5,8 |
11,5 |
4,2 |
17,1 |
4,3 |
15,1 |
2,8 |
17,3 |
2,7 |
Трубопроводный |
115,4 |
70,6 |
205,3 |
76,2 |
314,6 |
78,9 |
458,0 |
85,2 |
574,0 |
90,9 |
Около 60% нефти экспортируется морским путем через порты России. Транспортировка российской нефти также осуществляется по системе магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» и частично по железной дороге.
В табл. 2 представлены объемы перевозки отечественной нефти и нефтепродуктов по основным направлениям, свидетельствующие о высоких показателях доставки углеводородов морским видом транспорта [7].
Таблица 2
Объемы поставок российской нефти в распределении по основным маршрутным направлениям
Направление |
Маршрут |
Вид транспорта |
Объем экспорта, млн т |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Запад |
Усть-Луга |
Морской порт |
0 |
11,5 |
17,2 |
14,3 |
17,6 |
Приморск |
Морской порт |
66,6 |
64,4 |
50,6 |
41,9 |
45,1 |
|
Андреаполь-Полоцк |
Нефтепровод |
н/д |
7,2 |
3,0 |
3,1 |
3,9 |
|
Самара-Унеча |
Нефтепровод |
н/д |
81,5 |
95,0 |
92,2 |
97,1 |
|
Восток |
Россия-Казахстан-Китай |
Нефтепровод |
6.6 |
6,0 |
7,1 |
7,0 |
н/д |
Козьмино |
Морской порт |
15,2 |
16,3 |
21,3 |
24,9 |
30,4 |
|
Де-кастри |
Морской порт |
7,8 |
н/д |
н/д |
7,6 |
н/д |
|
Порты Сахалина |
Морской порт |
н/д |
н/д |
н/д |
5,3 |
н/д |
|
Сковоромордино-Мохэ |
Нефтепровод |
15,0 |
15,1 |
15,8 |
15,6 |
16,0 |
|
Юг |
Новороссийск, Туапсе |
Морской порт |
35,0 |
32,0 |
30,9 |
26,9 |
26,7 |
Север |
Варандей |
Морской порт |
3,9 |
3,1 |
5,4 |
5.9 |
6,0 |
В табл. 3 приведены данные по добыче и переработке нефти, а также объем экспорта [8].
Таблица 3
Энергетическая статистика России по добыче, экспорту и переработке нефти
|
Единица измерения |
Ноябрь, 2015 |
Декабрь, 2015 |
Январь, 2016 |
Февраль, 2016 |
Март, 2016 |
Апрель, 2016 |
Добыча |
млн т |
44,1 |
45,7 |
46,1 |
43,1 |
46,1 |
44,3 |
Экспорт |
млн т |
20,1 |
20,2 |
20,9 |
20,0 |
21,8 |
22,4 |
Переработка |
млн т |
23,8 |
25,2 |
23,9 |
22,3 |
23,5 |
21,8 |
В связи со снижением добычи нефти ее экспорт на февраль 2016 г. существенно снизился до 20 млн тонн в день.
Заметим, что уменьшение добычи и торговли российским сырьем связано с выходом на международную арену сланцевой нефти США и созданием технологий получения сжиженного природного газа [9].
Динамика объемов экспорта российской нефти показана на рис. 2.
К основным преимуществам использования магистральной трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов относятся:
- возможность прокладки трубопровода в любом направлении, учитывая местность и характер окружающей среды;
- непрерывная поставка полезных ископаемых потребителям по максимально возможному кратчайшему пути;
- существенная доля автоматизации технологического процесса;
- повышенная надежность и упрощенность эксплуатации.
К недостаткам применения данного стратегического вида транспорта следует отнести, прежде всего, большие первоначальные затраты и длительную окупаемость инвестиционных проектов. Сложность проектирования и создания новых ответвлений магистральных трубопроводов также являются его слабым местом [10].
Для улучшения сложившейся ситуации необходимо принять определенные меры, разработать новые подходы и решения. Реализация намеченных проектов и перспектив развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов позволит решить следующие задачи:
− во-первых, переход от системы транзитной перекачки нефти к параллельному развитию портовой и внутренней инфраструктуры;
− во-вторых, позволит улучшить трубопроводную логистику в восточном направлении, позволяющую соединить сибирские нефтяные запасы со странами-потребителями тихоокеанского региона;
− в-третьих, создание и внедрение новой технологии разработки высоковязкой нефти, а также снижение технологических потерь при транспортировке углеводородов.
Таким образом, сложившаяся система трубопроводного транспорта нефти, начало которой положено в конце XIX в. и испытавшая значительный прогресс в развитии в советский период, ставшая экономическим базисом для создания топливно-энергетического комплекса современной России и основным источником денежных поступлений, на сегодняшний день испытывает временный спад и нестабильность и требует значительных инноваций.
1. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб./Росстат. − Mосква, 2019. − 549 с.
2. Россия и страны мира. 2018: Стат.сб./Росстат. − Mосква, 2018. – 375 c.
3. О рынке нефтив I квартале 2020 года.Добыча и экспорт нефти сырой, включая газовый конденсат природный[Электронный ресурс] // gks.ru: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/98.htm(дата обращения: 08.06.2020).
4. Паршина Л.Н., Богданов Н.В. История развития транспорта в послевоенные годы в СССР[Текст] /Л.Н.Паршина, Н.В.Богданов // Журнал исторических исследований. − 2019. Т. 4. − № 2. − С. 10−13.
5. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат.сб./Росстат. − Москва, 2019. – 708 с.
6. АК «Транснефть»[Электронный ресурс] // Трубопроводный транспорт нефти. URL: https://www.transneft.ru/u/journal_file/981/ttn_08-2019_web_144dpi.pdf (дата обращения: 30.04.2020).
7. Аналитический центр Минэнерго России [Электронный ресурс]// URL: https://minenergo.gov.ru/node/1206(дата обращения: 30.04.2020).
8. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. Развитие транспортировки нефти. Энергетический бюллетень май 2016 [Электронный ресурс] // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/9072.pdf. (дата обращения: 30.04.2020).
9. Институт энергетических исследований РАН[Электронный ресурс] //Нетрадиционная нефть: Технологии, Экономика, Перспективы. URL: https://www.eriras.ru/files/unconventional_oil_2019.pdf (дата обращения: 30.04.2020).
10. Коршак А.А., Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. [Текст] / А.А.Коршак, А.М. Шаммазов. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2001. – 544 с.