Россия
Россия
Рассмотрены актуальные вопросы развития экскурсионного дела в Москве и Подмосковье в 1920-е годы. Проанализированы причины его подъема и основные достижения.
экскурсии, краеведение, история, методика преподавания
Экскурсионное дело в нашей стране уходит своими корнями в XVIII в., столетие просвещения и становления науки как социального института. В эпоху Великих реформ Александра II педагоги и методисты разрабатывали теорию и методику организации учебных экскурсий. В начале ХХ в. экскурсионные занятия активно включались в учебный процесс. На местах издавались журналы с названиями «Русский экскурсант», «Школьные экскурсии и школьный музей» и т.д. Вопросы экскурсионной деятельности обсуждались на Всероссийских учительских съездах. При Московском учебном округе была образована Центральная экскурсионная комиссия, имевшая собственные музей и библиотеку. По инициативе комиссии состоялось совещание представителей учебных заведений. Участники совещания констатировали: «Экскурсии признаются необходимым элементом преподавания и воспитания». При составлении учебного плана экскурсии объявлялись желательными в течение всего года. Был составлен перечень наиболее интересных в воспитательном отношении экскурсий. В перечень входило посещение Кремля, Троице-Сергиевой Лавры, Коломенского, Останкино и других памятных мест [3, c. 16-17; 7, с. 56-57]. Членами экскурсионной комиссии были в числе прочих выдающийся специалист по методике преподавания истории профессор Николай Григорьевич Тарасов и Александр Феоктистович Родин в будущем известный педагог, организатор внешкольной педагогической работы. Вот что писал А.Ф. Родин об экскурсиях, проводимых Н.Г. Тарасовым по району, прилегающему к Арбату: «Посмотрите, как веером сходятся к этой площади Знаменка, Воздвиженка, Арбат, Поварская, Малый Афанасьевский переулок, проезды Никитского и Пречистинского бульваров. Это следы средневековой планировки города: улицы с периферии вели к Кремлю и сходились у Арбатских ворот крепостной стены Белого города, находившихся на месте нынешней Арбатской площади – улиц много, а ворот мало, То же самое вы увидите на многих других площадях Москвы» [7, c. 109-110].
Экскурсоведение стало особенно актуальным в 1920-е гг. Это было время крутых перемен, новаторства и смелых экспериментов в системе образования. Положение «О единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы», опубликованные 16 октября 1918 г., упразднили разделение учебных заведений на мужские и женские, на гимназии и реальные училища. Основной концепцией педагогической мысли стало максимальное приближение школы к практике, к реальной жизни. Обучение должно было проходить не только в стенах школы, но и на производстве, на полях, на улицах городов и сел. В 1918 была открыта Центральная детская опытная экскурсионная база Наркомпроса. При ней действовало три отделения в Сокольниках, в Малаховке, в Братовщине. В штат Базы входили педагоги-организаторы и экскурсоводы. Как правило, проводилось 8-10 экскурсий в месяц. В 1921 состоялась Московская губернская конференция по образованию. Участники приветствовали развитие школьных экскурсий. Помимо Экскурсионной базы этим занимались справочно-экскурсионная и школьно-педагогическая комиссии Центрального бюро краеведения, Центральный музейно-экскурсионный институт [8, c. 105-107; 10]. Экскурсия перестала рассматриваться как развлекательное мероприятие. Основными ее целями стали просветительная и образовательная.
С начала 1920-х годов стал практиковаться отход от предметной системы обучения. История как предмет исчезла из школьных программ и учебных планов. Государственный ученый совет (ГУС) подготовил комплексные программы по обществознанию с фрагментарным включением исторического материала [9, 11]. Одновременно развивалось и активно поддерживалось государством краеведческое движение. Краеведение стало неотъемлемой частью школьного образования и воспитания, самостоятельной комплексной отраслью науки и формой общественной деятельности.
Одной из самых значительных краеведческих организаций в стране стало Общество изучения Московской губернии (области) (ОИМГ). Учредительное собрание ОИМГ состоялось 9 января 1925 г. К 1930 г. членами Общества были 595 чел., более трети из них имели звание профессора. Председателем был С.Б. Веселовский. В ОИМГ состояли выдающиеся ученые Л.А. Виноградов, Ю.В. Готье, А.В. Чаянов, С.В. Бахрушин, А.В. Арциховский, Б.Б. Кафенгауз [10, c. 115]. Поначалу структура общества была относительно проста, она включала в себя 3 комиссии педагогического краеведения, издательскую, библиографическую. Впоследствии структура усложнялась. Прибавились секции «Старая Москва» и музейная. Вскоре важнейшее место в работе общества стала занимать методика школьного краеведения. В 1928 г. в составе Общества образована Школьная секция [8, c. 65, 96; 9, с. 598].
В 1920-е гг. сформировались две основные экскурсионные школы: Петроградская (И.М. Гревс, Н.П. Анциферов) и Московская (Н.А. Гейнике). Представители Петроградской школы делали акцент на образовательной функции экскурсий, а представители Московской на функции воспитательной [2, c. 31−33]. Одним из важнейших направлений деятельности московских краеведов была разработка и проведение школьных экскурсий. Педагоги разрабатывали обществоведческие, демографические, художественные и другие экскурсии [3].
Истинным вдохновителем и видным теоретиком экскурсионной работы в Москве в 1920-е гг. был Н.А. Гейнике. В этот период Николай Александрович руководил экскурсионным сектором Института методов внешкольной работы. В МГУ и других вузах он читал курсы по истории Москвы, краеведению и экскурсоведению. Краеугольным камнем подхода Н.А. Гейнике к методике проведения экскурсий было «умение видеть». «Книжности» ученый противопоставлял умение экскурсовода включить и развить у экскурсанта зрительное восприятие. Н.А Гейнике заложил основы понимания воспроизводящего воображения и воображения творческого. Помимо зрительного восприятия, я в трудах Н.А. Гейнике сделал акцент на моторность. «В основе экскурсионной работы идут зрительные впечатления, почти всегда сопровождаемые и осложняемые восприятиями моторного характера; работа экскурсанта носит активный и творческий характер; особая углубленность этой работы является следствием ее коллективности; образовательные цели экскурсии достигаются ее тематичностью» [1, c. 13]. Большое внимание Н.А. Гейнике уделял стилю общения экскурсовода, умению находить контакт с экскурсантами. Он рекомендовал не поучать экскурсантов, не навязывать им своего мнения. Н.А. Гейнике стремился к тому, чтобы на основе увиденного и услышанного участники экскурсии научились самостоятельно запоминать и осмысливать историю нашей столицы. Тематика школьных экскурсий, разработанных Н.А. Гейнике, весьма разнообразна. Она включает в себя:
- Начало Москвы.
- Москва − средневековая крепость.
- Рост власти московских государей (по памятникам Кремля).
- Москва − посад.
- Средневековый монастырь (Новодевичий).
- Культурный перелом конца XVII в.
- По дворянской Москве.
- Московский дом середины XIX в.
- По купеческой Москве.
- Свое и чужое в архитектурном облике Москвы.
- От новой к старой Москве.
- Пейзажи Москвы [8, c. 108].
Он разработал методические пособия и планы по проведению экскурсий. Для методики Н.А. Гейнике характерно органичное сочетание географического, исторического и историко-культурного подходов. Экскурсии по Москве Николай Александрович считал нужным начинать с показа природных объектов – рельефа местности, возвышенностей, низин, не забывая о составе почв и наличии водоемов. После рассказа о географии следует плавно перейти к исторической части экскурсии. Н.А. Гейнике умел рассказать почему стены Китай-города построены именно в этом месте, о чем хранят память Песковские переулки, Сивцев Вражек и другие места. По его мнению, руководитель экскурсий должен максимально раскрыть возможности зрительного восприятия человека.
Вместе с Н.А. Гейнике в разработке экскурсий и экскурсионных программ принимали участие многие видные деятели культуры. Владимир Алексеевич Гиляровский составил экскурсию в театральный музей. Борис Борисович Кафенгауз был автором экскурсии «Замоскворечье в эпоху Островского» [2, c. 137−141]. Анатолий Васильевич Бакушинский был создателем не только разработок экскурсий по художественным музеям, но и собственной методики проведения экскурсий. Работу экскурсовода А.В. Бакушинский сравнивал с творчеством театрального режиссера. Как и в сценическом искусстве в художественных экскурсиях – считал А.В. Бакушинский – важно уметь держать паузу, дать экскурсанту возможность рассмотреть картину, ее цвет, фон, фактуру [1].
Оригинальную методику преподавания истории и краеведения разработал Евгений Алексеевич Звягинцев. Еще до революции он прославился как организатор народных школ и учительских курсов в Курской, Саратовской и Московской губерниях. Его новаторство, стремление приблизить школу к жизни отвечали основам педагогической концепции 1920-х гг. Е.А. Звягинцев настаивал на том, что учебный курс истории в школе должен быть построен по принципу изучения «групп исторических явлений». К таким группам, согласно методике Е.А. Звягинцева, относились «история культуры материальной, развитие культуры духовной, развитие форм общежития, суда, политических учреждений». Особое значение он придавал «местному элементу в изучении истории». Соответственным образом строился и цикл учебных экскурсий. Их Е.А. Звягинцев предлагал начинать не с достопримечательных мест, не с музеев, не с Кремля, а с улиц, находящихся в районе данной школы. После этого он рекомендовал перейти к плану города в целом, чтобы дети увидели процесс московского градостроительства в его историческом развитии. Одним из последних этапов экскурсионной работы в Москве должно было стать знакомство с Кремлем и его историей [10, с. 116-117].
Таким образом, педагоги и методисты 1920-х гг. накопили огромный и разнообразный опыт проведения экскурсионной работы с разными категориями учащихся. Их труды могут быть полезны и в наше время для изучения истории Отечества, истории культуры и, что особенно важно, истории повседневности [5, 6].
1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. − Москва: Московский художник. − 1981. − 351 с.
2. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. − Москва: Новая Москва, 1923. − 151 с.
3. Добрина Н.А. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие. − Москва: Флинта, 2013. − 288 с.
4. Методика и практика экскурсионного дела. Сборник статей. ¬ − Москва: Новая Москва, 1925. − 237 с.
5. Мир российской повседневности Аверьянова Г.И., Амосова И.Г., Объедков И.В., Огородникова О.А., Фирсова О.Г., Шульгина Д.П., Челнокова А.Ю. ХX – начало ХХI вв .]; отв. ред. В.В. Кириллов. − Москва: МГПУ, 2013. − 340 с.
6. Многогранник повседневности: человек в отечественной истории ХХ в.: учеб. пособие / А.А. Емельянова [и др.]; отв. ред. В.В. Кириллов. − Москва: МГПУ, 2018. − 264 с.
7. Родин А.Ф. Из минувшего. Воспоминания педагога-краеведа. − Москва: Просвещение, 1965. − 212 с.
8. Рюмина Т.Д. История краеведения Москвы в конце XIX - XX веках. − Москва: МДС, 1998. − 162 с.
9. Щулепникова Е.И. Из истории «школы без истории» // Государство, общество, церковь в истории России XX века: Материалы XIII Международной научной конференции. Иваново, 12-13 марта 2014 г. − Иваново: Ивановский гос. университет, 2014. − С. 598−604.
10. Щулепникова Е.И. Из опыта преподавания исторического краеведения в 1920-е годы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. − 2008. − № 1 . − С. 115−122.
11. Щулепникова Е.И. Основные направления историко-культурной деятельности краеведов Москвы и Подмосковья в 1920-е гг. // Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: Материалы XV Международной научной конференции. В 2 ч. -Ч. 2. — Иваново: Ивановский гос. университет. − 2016. − С. 733−740.
12. Щулепникова Е.И. Почему в 1920-е годы в школах не преподавали историю//Преподавание истории в школе. − 2014. − № 5. − С. 26−29.